В истории нашего искусства есть много имен, почти неизвестных, забытых, стертых из нашей памяти, картины которых удивляют и восхищают. Они - словно мосты соединяют разные эпохи.
Николай Кульбин родился в семье, где ценили искусство и образование. Он окончил Военно-медицинскую академию.
Но ни одна медицина занимала его жизнь. Он основал Териокский театр, где работал главным декоратором. Его запомнили как теоретика авангарда, талантливого живописца и организатора первых выставок футуристов, музыканта, активного участника артистического кабаре "Бродячая собака".
Тягу к рисованию он проявлял с детства, но живопись и искусство определили его дальнейший путь уже после сорока лет. Кульбин быстро выделился среди современников своим нестандартным подходом к живописи. В одной из статей его назвали одним из "главных поваров" того культурного бульона, который сейчас называют "классический русский авангард".
Творчество Кульбина — это удивительное сочетание классических традиций и новаторских идей. Его работы отражают влияние импрессионизма, но при этом несут в себе черты зарождающегося модернизма.
Художник не боялся экспериментировать с цветом и формой, создавая полотна, которые завораживали зрителей своей глубиной и оригинальностью. Многие ли современные художники могут так работать с цветом? Трудно представить, какой шок производили эти картины в свое время...
В пейзажах Кульбин мастерски передавал игру света и тени, а в портретах — внутренний мир человека. Его кисть словно оживляла каждый образ, делая его неповторимым, ярким, живым и запоминающимся.
Кульбин не только создавал собственные произведения, но и активно участвовал в культурной жизни страны. Он организовывал выставки, поддерживал молодых художников, делился своим опытом и знаниями. Его деятельность способствовала развитию новых течений в искусстве и появлению талантливых мастеров.
Но он никогда не бросал медицину. У него было более сотни исследовательских работ и изобретений, ставших отправной точкой в развитии современной клинической медицины. При работе над докторской диссертацией по медицине (диссертация была посвящена последствиям отравления суррогатным алкоголем) он изучил микроскопическое рисование, а позднее и микрофотографию, чтобы проиллюстрировать свою научную работу.
Он придумал и создал автоматический скарификатор. Он назвал его "Новый самодействующий нож для получения капли крови и для малых кровеизвлечений" и спользовал для безболезненного взятия крови для анализов.
Он придумал механоэстезиометр - "Прибор для измерения чувства прикосновения и чувства боли" и даже творчески переработал всем известный молоточек невропатолога, которым врачи любят бить чуть ниже коленной чашечки, помогающий отслеживать реакции нервной системы – перкутометр.
При помощи новых инструментов Кульбин разработал "способы количественного анализа психики (чувствительности)» и единица измерения степени реакции теперь носит имя изобретателя...
Творчество Николая Ивановича Кульбина оставило неизгладимый след в жизни страны и истории русского искусства. Его работы хранятся в крупнейших музеях страны, а имя по праву входит в золотой фонд отечественной культуры. Художник показал, что традиции и новаторство могут гармонично сосуществовать. Именно так появляется нечто уникальное и неповторимое в искусстве.
Этот удивительный человек оставил огромный след во всех своих направлениях работы. Он был врачом Генерального штаба, преподавателем Военно-медицинской академии и действительным статским советником, работая в здание Генштаба... Именно в этом здании после реконструкции расположен Новый Эрмитаж в Санкт-Петербурге...
Удивительно, но он еженедельно проводил бесплатный прием больных Путиловского завода, выступал с лекциями на популярными медицинские темы. До нас дошли более 30 биографий выдающихся русских врачей для "Русского биографического словаря». И во всех его работах прослеживался в высшей степени профессиональный системный подход.
Николай Иванович Кульбин — это удивительная личность. Кто-то из современников называл его "...до крайности почтенным доктором — до крайности левым художником". Его разработками пользуются в медицине , а его творчество вновь находит своих поклонников, оно продолжает вдохновлять новые поколения художников и ценителей искусства. В его работах мы находим не только красоту и гармонию, но и яркие эмоции и глубокие смыслы... Ведь именно это мы и ценим в искусстве.
Он смотрел всегда вперед, устремлялся к новому, к открытиям, Кульбин никогда не занимался "ниспровергательством" художественных ценностей и достижений прошлого. Он гордился русским искусством. Каждая строчка, написанная им в статьях, свидетельствует о взглядах человека "любящего и мыслящего", не устающего двигаться вперед и только вперед...