• Авторизация


Без заголовка 29-11-2022 11:13 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Буала Оригинальное сообщение

Певец «Святой Руси » — Михаил Васильевич Нестеров.

Нестеров Михаил Васильевич (1862—1942) — родился в Уфе 19 (31) мая 1862 в купеческой семье. Получил высшее художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877-1881 и 1884-1886), где его наставниками были В.Г.Перов, А.К.Саврасов, И.М.Прянишников, а также в Академии художеств (1881-1884), где учился у П.П.Чистякова. Жил преимущественно в Москве, а в 1890-1910 — в Киеве. Не раз бывал в Западной Европе, в том числе во Франции и Италии, много работал в Подмосковье (Абрамцево, Троице-Сергиева лавра и их окрестности). Был членом «Товарищества передвижников».

0 0РЅ (486x700, 216Kb)

Бывает так, что молодой талантливый художник напишет одну картину, и она сразу становится известной. Приходит всенародная слава, признание.
Пожалуй, с Нестеровым было именно так — слава пришла после картины "Видение отроку Варфоломею".

0 0 (700x524, 497Kb)

"Видение отроку Варфоломею" (1889-1890)

Михаил Васильевич до конца своих дней считал «Видение отроку Варфоломею» лучшим своим произведением. На старости лет он любил повторять: «Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей». Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он ещё будет что-то говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я».

Но именно эту картину раскритиковали выдающиеся мастера-передвижники, старшие коллеги молодого художника.

Недоброжелатели Нестерова были во многом правы. Они чутко уловили новаторство художника. Сам того не желая, он выступил как бунтовщик против передвижнических устоев: материализма, позитивизма, реализма. Передвижническому искусству отражения жизни в формах самой жизни Нестеров противопоставил искусство преображения действительности во имя выражения внутреннего мира человека — мира видений, грез, фантазий.

Работая над картиной, он жил в подмосковной деревне Комякино — недалеко от мест, где родился и вырос св. Сергий Радонежский. Здесь художник делал наброски, этюды, много гулял, общался с монахами и посещал храмы.
Потом он закончит работу в своей домашней мастерской в Уфе. На картине изображен юный Сергий Радонежский, тогда еще отрок Варфоломей, беседующий с ангелом, который явился ему под видом монаха.
Нестеров чувствовал особенную духовную связь с преподобным Сергием.
Позже он напишет еще несколько картин, посвященных ему.

0 0 (652x700, 613Kb)

"Преподобный Сергий и медведь"
0 0 (617x634, 358Kb)

"Труды Преподобного Сергия Радонежского"
0 0С‚ (700x431, 368Kb)

триптих "Труды Преподобного Сергия Радонежского"

На всех этих картинах изображены известные сцены из жития св. Сергия Радонежского. 

Но основное направление творчества Нестерова определилось — это светлые, возвышенные люди, изображенные на фоне русской природы.
Неброской, особенной, нестеровской.
Той, где поздняя осень переходит незаметно в раннюю весну.

0 0 (610x700, 545Kb)

"Пустынник"
0 0РІ (700x654, 565Kb)
"Великий постриг"
0 0С‚ (700x533, 454Kb)

"Тихая жизнь"

На многих картинах изображена вода — это или Волга, или река Белая, у которой художник вырос.
0 0 (700x553, 495Kb)
"Лисичка"
0 0Р· (700x674, 527Kb)

"За Волгой"

Картина Михаила Нестерова «За Волгой», созданная в 1905 году, была частью цикла, который художник задумал как «написанный красками роман, роман в картинах». Работы этой серии Нестеров писал под впечатлением от произведений писателя и публициста Павла Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах», которые достоверно и детально описывали жизнь купцов-старообрядцев.

Родился Михаил Нестеров 19 (31) мая 1862 года в Уфе в интеллигентной купеческой семье с религиозно-патриархальным укладом. До 12 лет учился там же в гимназии. Потом в Москве в реальном училище. В 1877 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.  В 1881 году переехал в Петербург где поступил в Академию художеств.

Мать, Мария Михайловна (1823—1894), отличающаяся богатой натурой и властным характером, происходила из Ельца, из старинного купеческого рода Ростовцевых. Родители её были с хорошими средствами, вели большую торговлю пшеницей и в 1830 году переселились в г. Стерлитамак Уфимской губернии.

Отец, Василий Иванович Нестеров (1818—1904), человек прямого и независимого характера, очень почитаемый в своём городе, занимался торговлей мануфактурными и галантерейными товарами. Однако по призванию он не был купцом, торговля не очень его увлекала, больше интересовался историей и литературой, любил читать книги. К художественному таланту своего сына проявлял живой тёплый интерес, пристальное внимание и ободряющее участие, за что Нестеров был ему глубоко признателен до конца своей жизни.

В семье родилось двенадцать детей, однако в живых остались только двое — Михаил и старшая сестра Александра.

0 0 (616x700, 693Kb)

Михаил с сестрой Александрой, 1873 год

Воспоминания Нестерова о детстве всегда были проникнуты тёплой благодарностью и сердечной любовью ко всему, что его тогда окружало — родному дому с традиционным укладом жизни, родителям, родственникам, среднерусской природе. Как писал его друг Сергей Дурылин, «У Нестерова, ещё ребёнка, было сильное влечение к природе, были чуткость к её красоте, восприимчивость к её великому языку»

В своей книге «Давние дни», написанной уже в глубокой старости, Нестеров вспоминал отца, который был успешным купцом.

"Когда отец убедился, что я — его единственный наследник — к торговле не гожусь, он постепенно стал сокращать дело, а затем и совсем прикончил его. А так как он был очень трудолюбив и без дела оставаться не мог, то скоро и нашел себе занятие по душе: его выбрали товарищем директора открывшегося тогда Общественного городского банка
...
Отец умер глубоким стариком — восьмидесяти шести лет. Я благодарен ему, что он доверился опытному глазу К. П. Воскресенского и не противился, отдавая меня в Училище живописи, пустить меня
по пути ему мало симпатичному, мне же столь любезному, благодаря чему моя жизнь пошла так полно, без насилия над самим собой, и я мог отдать силы своему настоящему призванию. Еще задолго до смерти
отец мог убедиться, что я не обманул его доверия. Из меня вышел художник. При нем был пройден весь главный мой путь до Абастумана включительно".

Художник с особой значимостью, как веху своего творчества, упоминает грузинский поселок Абастуман (Абастумани). Нестеров расписывал храм Александра Невского, который построили в Абастумани.
Храм этот сохранился, хотя и пережил драматичные моменты. К счастью, старые росписи были законсервированы, а в 2004 проведена реставрация.

0 0С… (458x662, 257Kb)

храм Александра Невского в Абастумани, Грузия (1896-1904)
0 0С„ (467x700, 408Kb)
Фрески храма Александра Невского в Абастумани. Богородица с Христом
0 0 С„ (700x467, 428Kb)
Фрески храма Александра Невского в Абастумани. Спаситель над алтарем храма
0 0РЅ (467x700, 435Kb)

Фрески храма Александра Невского в Абастумани. Святая равноапостольная Нина

Нестеров расписывал и другие храмы. Возможно, куда более известно его участие в росписи Владимирского собора в Киеве, вместе с Васнецовым.
Но там Нестеров помогал более опытному товарищу, а в Абастумани делал сам весь проект.
Впрочем, и в Киеве Нестеров писал все эскизы самостоятельно (за исключением святых Бориса и Глеба, экскиз которых написал Васнецов)

0 0 Р± (531x700, 428Kb)
Богородица с Христом. Владимирский собор в Киеве
0 0 Рѕ (557x700, 553Kb)
Владимирский собор в Киеве. Святая княгиня Ольга.
0 0Рё (700x365, 298Kb)

Эскизы Нестерова - образы иконостаса северного предела Владимирского собора в Киеве.

Нестеров известен участием в создании эскизов мозаик в храме Воскресение Христова (Спас-на-Крови) в Петербурге.

0 0 (700x378, 367Kb)
Христос на пути в Эммаус
0 0Рє (392x700, 390Kb)

Князь Александр Невский

Отношение к фрескам Нестерова было неоднозначное.
Его упрекали и в подражательности Васнецову, и в следовании новейшим западным течениям, усматривая в росписях излишний «лиризм» и несоответствие «древней силе духовности». Им Нестеров отвечал: «...я пою свои песни...». По словам В.В. Розанова, публициста и философа, церковное искусство Васнецова и Нестерова среди сонной академической живописи прозвучало, «как звонкая песня жаворонка из голубого жаркого неба».

Вершиной этого направления творчества художника стала картина "Святая Русь"

0 0СЂСЃ (700x438, 392Kb)

"Святая Русь"
0 0 Ангел на гробе Господнем (529x700, 411Kb)

"Ангел на гробе Господнем"
0 0 Несение креста (617x619, 303Kb)

"Несение креста"
0 0 Благовещение. Дева Мария (298x700, 284Kb)

"Благовещение. Дева Мария"
0 0 РІ (617x406, 259Kb)

ХРИСТОС У МАРФЫ И МАРИИ (фрагмент) 
0 0 Святая Варвара (329x700, 301Kb)

 "Святая Варвара"
0 0 Святой старец Авраамий (617x650, 457Kb)

"Святой старец Авраамий"
0 0 Кончина Александра Невского (617x466, 283Kb)

 "Кончина Александра Невского"
0 0 Дмитрий, царевич убиенный (617x698, 410Kb)

"Дмитрий, царевич убиенный"
0 0 Святой Пафнутий Боровский (617x691, 369Kb)

 "Святой Пафнутий Боровский"
0 0 Архиепископ Антоний Волынский (617x507, 295Kb)

"Архиепископ Антоний Волынский"
0 0 Под Благовест (527x700, 471Kb)

"Под Благовест"
0 0 Отцы-пустынники и жены непорочны (617x489, 252Kb)

"Отцы-пустынники и жены непорочны"
0 0 Странник на берегу реки (617x444, 248Kb)

"Странник на берегу реки"
0 0 Элегия. Слепой музыкант (493x700, 452Kb)

"Элегия. Слепой музыкант"
0 0 Путник (617x483, 264Kb)

"Путник"
0 0 Думы (559x700, 419Kb)

"Думы"
0 0 На горах (617x619, 298Kb)

"На горах"
0 0 Христова невеста. (617x606, 332Kb)

 "Христова невеста".
0 0 Девушки на берегу (617x401, 236Kb)

"Девушки на берегу"
0 0 Сестры (617x402, 223Kb)

"Сестры"
0 0 В осеннем лесу (617x431, 356Kb)

"В осеннем лесу"
0 0 Рї (617x485, 278Kb)
0 0 Два лада (617x506, 327Kb)

 "Два лада"
0 0 Зимой в скиту (617x489, 222Kb)

"Зимой в скиту"
0 0 Лель. Весна (519x700, 436Kb)

"Лель. Весна"
0 0 Весна-красна. 1922 (617x528, 262Kb)

"Весна-красна". 1922 год

Ранние работы Нестерова были ближе к передвижникам.

0 0 Сбор на погорелый храм в Москве (617x400, 263Kb)

"Сбор на погорелый храм в Москве"
0 0 Старый и малый (617x430, 279Kb)

 "Старый и малый"
0 0 За приворотным зельем (617x553, 285Kb)

"За приворотным зельем" 1888​ год
0 0 Автопортрет (1915) (700x609, 576Kb)

Автопортрет (1915)
0 0 Философы (Флоренский и Булгаков), 1917 (617x618, 310Kb)

"Философы (Флоренский и Булгаков)", 1917 год
0 0 Портрет академика физиолога П.Павлова . (1935) (700x552, 319Kb)

"Портрет академика физиолога И.П.Павлова"  (1935 год)

*    *    *

В 1885 году летом, вопреки воле родителей, художник обвенчался с М.И. Мартыновской. " Да куда тебе жениться? Уж который год училище окончить не можешь! Художник!... Не будет тебе родительского благословения. Ступай." - заявил презрительно отец Михаилу, который приехал за его благословением на женитьбу. Но вернувшись в Москву Михаил женится.

После свадьбы художник продолжал работу над журнальными рисунками и иллюстрациями к изданиям произведений Пушкина, Гоголя и Достоевского. В 1886 году за картину «До государя челобитчики» был удостоен звания классного художника и Большой серебряной медали.

0 0РјР° (598x700, 410Kb)

Мария Нестерова, первая жена художника

В личной жизни Михаил Нестеров не был счастливым человеком: его брак с женой продолжался лишь несколько лет. Мария умерла вскоре после рождения дочери, в мае 1886 года.
Несомненно, она была его музой.
Через несколько лет Нестеров напишет:
"... Ещё долго на стенах Владимирского собора я не расставался с милым, потерянным в жизни и обретённым в искусстве образом. Любовь к Маше и потеря её сделали меня художником, вложили в моё художество недостающее содержание, и чувство, и живую душу — словом, всё то, что позднее ценили и ценят люди в моём искусстве".
В картине «Невеста Христова» угадываются черты его жены.

Но осталась дочь, Ольга, и она стала для художника новой музой.

0 0 (575x676, 289Kb)

Михаил Нестеров с дочерью Ольгой, 1889 год
0 0 Ольга Нестерова в (381x700, 280Kb)

Ольга Нестерова в платье для выпускного бала в Киевском Институте благородных девиц, 1904 год
0 0Рї (624x700, 484Kb)

Портрет Ольги Нестеровой (1905)
Дочь вспоминала, что портрет писался, когда ее мучили головные боли и предстояла операция на голове.
Отсюда бледный вид и страдания на лице.
Впрочем, по ее воспоминаниям художник любил именно такой женщинский образ 
Еще более известен портрет «Амазонка», где дочь изображена в верховом костюме

0 0Р° (338x700, 259Kb)

"Амазонка"
Нередко на своих картинах художник придавал женским образам отдельные черты дочери или рано ушедшей жены.

0 0Р» (476x640, 195Kb)

Лёля Прахова. Этюд к иконе Великомученицы Варвары.

В 1893 году Михаил Васильевич работая над росписью Владимирского собора в Киеве подружился с семейством Праховых. Старшая дочь друга - Лёля вдохновила художника, и он написал с нее этюд к иконе Великомученицы Варвары. Но тут вышел знаменитый исторический анекдот: графиня София Игнатьева, посещая собор, возмутилась: «Не могу же я молиться на Лёльку Прахову?!» И Михаилу Васильевичу, уехавшему на то время из Киева, пришлось вернуться, и переписать образ великомученицы Варвары.

Нестеров влюбился в молоденькую Лёлю. Прошло три года раздумий и сомнений, пока художник все таки посватался к ней. Состоялась помолвка, которая вскоре была разорвана. Причиной было всплывшее одно обстоятельство: у Нестерова родилась дочь от гражданской жены - учительницы Юлии Урусман, с которой художник встретился за год до сватовства к Лёле.

Как развивались их отношения, почему влюбленные не поженились, почему во время беременности Юлии художник решился жениться на другой? - все это покрыто загадкой.
Так или иначе, Нестеров остался с Урусман, родившей после дочери Веры ему еще двух сыновей - Михаила (1900) и Федора в (1902), который умер вскоре после рождения.

Юлия тоже была моделью для многих работ художника и её черты видны в ряде женских образов.
0 0СЋ (588x700, 269Kb)

Юлия Урусман (1877-1962) - гражданская жена с детьми

Впоследствии Нестеров поддерживает близкие отношения с дочерью от Урусман - Верой, неоднократно пишет ее портреты.

0 0РІ (700x470, 280Kb)

"Портрет дочери Веры"

В 1902 году, когда Нестерову было под сорок он в Киеве встретил Екатерину. Как-то к нему в мастерскую зашла 22-летняя девушка, преподаватель женского института Екатерина Петровна Васильева, где училась его дочь Ольга. После нескольких встреч Нестеров уже писал в Уфу о том, что встретил женщину, которую хочет взять в жены. В письме к другу он пишет: «Раз, недели три тому, я узнал, что ко мне собирается, просит разрешения посмотреть картину одна классная дама института, мною не виденная ранее, - молодая, красивая, любимица гр. Коновницыной и прочее. Я дал свое согласие. и вот теперь эта девушка страстно, до самозабвения полюбила меня - а я влюбился, как мальчишка, в нее. Она действительно прекрасна, высока, изящна, очень умна и по общим отзывам дивный, надежный, самоотверженный человек» .

 О скоропалительном решении ему ни разу не пришлось жалеть. Они прожили достаточно счастливую жизнь Екатерина родила художнику троих детей.

0 0 Портрет жены, Е.П.Нестеровой (455x700, 355Kb)
"Портрет жены, Е.П.Нестеровой"
0 0 Е. П. Нестерова с детьми Алексеем и Натальей, Киев 1908 год (653x700, 399Kb)

Е. П. Нестерова (1879-1955) с детьми Алексеем и Натальей, Киев 1908 год
0 0 Е. П. Нестерова и дочь Наташа, позирующие для иконостаса Марфо-Мариинской обители (577x700, 402Kb)

Е. П. Нестерова и дочь Наташа, позирующие для иконостаса Марфо-Мариинской обители
0 0 Богоматерь Умиление. 1909 год  Образ (638x700, 576Kb)

Богоматерь Умиление. 1909 год  Образ иконостаса Церковь Покрова Богородицы Марфо-Мариинской обители милосердия, Москва
0 0РЅ (450x519, 268Kb)

Наташа Нестерова на садовой скамейке.(1914)
0 0 Девушка у пруда (портрет Натальи Нестеровой) 1923 год (556x700, 491Kb)

 "Девушка у пруда" (портрет Натальи Нестеровой) 1923 год
0 0 (450x540, 249Kb)

Портрет сына Алексея. (1942).

Михаил Нестеров оставил после себя не только огромное творческое наследие, но и продолжил свой род в детях. А было у него их шестеро: дочь Ольга от первого брака с Марией Мартыновской; дочь Вера и сын Михаил от гражданской жены Юлии Урусман; две дочери и сын — Наталия, Анастасия и Алексей — от второго брака с Екатериной Васильевой.

*    *    *
0 0 (700x292, 387Kb)

Одной из последних важнейших предреволюционных работ Нестерова было полотно «Душа народа» (1915—1916, первоначальные названия: «Христиане», «На Руси»), в котором должны были воплотиться раздумья художника о судьбе родины и русского народа. Он характеризовал идею этой картины так: У каждого свои «пути» к Богу, своё понимание его, свой «подход» к нему, но все идут к тому же самому, одни только спеша, другие мешкая, одни впереди, другие позади, одни радостно, не сомневаясь, другие серьёзные, умствуя…  На картине изображён собирательный образ русского народа — идущее вдоль берега Волги шествие ищущих Бога и правды людей, объединённых одним устремлением представителей всех сословий общества от древнейших времён до современности, в том числе исторические персонажи и знаменитые современники Нестерова. Далеко впереди этой разнообразной толпы ступает крестьянский мальчик лет двенадцати, написанный Нестеровым с сына Алёши — по замыслу автора совершеннейшее выражение души народа. Именно он оказывается смысловым центром картины, наводя зрителя на евангельские слова: «Если не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное» (Мф. 18:3). Эта цитата после долгих колебаний художника и была наведена рукой Павла Корина в 1927 году внизу с левой стороны картины. Нестеров считал «Душу народа» одним из наиболее значимых своих произведений и неоднократно повторял: «В начале жизни — „Отрок Варфоломей“, к концу — „Душа народа“».

После 1917 года Нестеров не уехал из Советской России, что наложило трагический отпечаток на его судьбу. Революция 1917 года стала своего рода рубежом для художника, которому к этому времени исполнилось 55 лет. После начала Гражданской войны семья Нестеровых была вынуждена уехать на Кавказ. В 1918 году художник переехал в Армавир, там заболел и в течение долгого времени не был в состоянии работать. В Москву вернулся только в 1920 году.
0 0 М. В. Нестеров со второй женой Екатериной Петровной и их детьми Натальей и Алексеем Армавир, 1918–1919 (700x458, 394Kb)

 М. В. Нестеров с женой Екатериной Петровной и их детьми Натальей и Алексеем, Армавир, 1918–1919 гг
В 1930-е годы картины Нестерова постепенно стали исчезать из музеев. Побывав в Ленинграде в Русском музее, художник обнаружил: «Моих картин «Под благовест» и «Святой Руси», висевших в музее в самые суровые для меня годы, сейчас вовсе нет; «Под благовест» — одна из самых удачных, по общим отзывам, моих вещей — лет десять как находится в реставрационной мастерской и никак оттуда выбраться не может. «Святая Русь», получившая на Международной выставке большую золотую медаль, убрана «в запас».

Художник в основном писал пейзажи и портреты.
Но наступил 1938 год, и зятя художника, Владимира Шретера, который был профессором МГУ, арестовали по доносу, и вскоре расстреляли. За ним была арестована дочь, а вскоре и сам Нестеров.
Его отпустили через две недели, но пребывание в Бутырской тюрьме подорвало здоровье 76-летнего старика.
Нестеров сохранял принципиальную позицию — отказался писать портрет Сталина, отказался и от выставки своих картин, поскольку главные религиозные полотна ему выставить не разрешили.

0 0 Михаил Васильевич Нестеров в 80-летнем возрасте. (450x599, 165Kb)

Михаил Васильевич Нестеров в 80-летнем возрасте.

Он продолжал до последнего заниматься искусством, до последнего дня жизни держал в руках палитру и кисть.  За портрет академика И.П.Павлова в 1941 году, он даже получил Сталинскую премию первой степени. В 1942 Нестерову присвоили звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР и в том же году наградили орденом Трудового Красного Знамени 

Михаил Нестеров умер в 1942 году в Боткинской больнице от инсульта и похоронен на Новодевичьем кладбище... не прожив и месяца, вслед за отцом умер и сын Алексей.
За год до этого благодаря усилиям Екатерины Пешковой (первой жены Горького) из лагеря ГУЛАГа в Джанкое, вернулась дочь, Ольга Нестерова. Правда, ее здоровье и без того слабое, было подорвано еще больше.
Ольга Нестерова стала художником. Пишут, что она «вышивала шелком на полотне работы, которые было невозможно отличить от акварели».
Ольга Михайловна прожила еще более 30 лет и ушла в 1976 году.

На склоне лет, оценивая свой жизненный путь, художник писал: «Я избегал изображать так называемые сильные страсти, предпочитая им скромный пейзаж, человека, живущего внутренней духовной жизнью в объятиях нашей матушки-природы».

разделитель 07 (477x43, 5Kb)

Источник 1  Источник 2  Источник 3

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
Василида 18-12-2022-02:20 удалить
Саша! Доброй ночи. Вот обнаружила, что Вы давно не заходили в свой дневник. Забеспокоилась. Вы должны жить! И жить благополучно! Как у Вас дела? Напишите хоть несколько слов. Скоро праздники... зима самарская (600x400, 93Kb)


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | klunda67 - Дневник klunda67 | Лента друзей klunda67 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»