Что такое самоактуализация личности?
Статья о самоактуализации и в конце ссылка на онлайн-тест Калина-Лазукина на определение уровня самоактуализации.
Статья по сути отрывок из моей дипломной работы.
Статья длинная и написана сухим языком, не всякий захочет дочитать ее до конца, но тема очень глубокая, поэтому не хотела ее обрезать. Вдруг кому-то пригодится в учебе?
Итак:
Самоактуализация – стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.
Со второй половины 20 века психология все больше заменяет понятие «норма» понятием «психическое здоровье».
Карл Густав Юнг первым предпочел рассматривать человека исходя из его здоровья, посвятил свою жизнь исследованию индивидуации – процесса обретения себя. Развитие человека, по Юнгу, происходит в постоянном диалоге между его «Я» и Самостью – духовным центром личности. Кризис средины жизни как научная тема также был введен в психологию К.Г. Юнгом. Учёный считал кризисы залогом развития. Вторая половина жизни человека, по мнению Юнга, имеет свой особый смысл и особые цели. Поэтому и нужна глубокая внутренняя перестройка. Первая половина жизни бывает посвящена устройству человека во внешнем мире, обретению социального положения, семьи, продолжению рода и заботе о потомстве. Когда эти цели в основном достигнуты, дальнейшая гонка за ними бессмысленна. Цель и смысл второй половины жизни — внутреннее, духовное развитие человека, обретение Самости. Происходящие во время кризиса процессы идут изнутри, а не извне, задействуют не рациональное мышление, а более глубокую, духовную сущность человека. Его результатом может стать глубокое душевное перерождение, расширение сознания, обретение нового видения мира и самого себя.
Но кризис середины жизни не «гарантирован» человеку, он не приходит автоматически в определённом возрасте. Юнг пишет: «Чем ближе середина жизни и чем больше удалось утвердиться в своей личной установке и социальном положении, тем сильнее кажется, что найдены правильная линия жизни, верные идеалы и принципы поведения. Поэтому в дальнейшем возникает представление, что они незыблемы, и появляется желание навсегда за них зацепиться». А для того чтобы услышать голос своей души, человек должен пройти определённый путь, иметь опыт самопознания, интерес к собственному внутреннему миру. Если же он давно махнул на себя рукой, живёт совершенно бездумно, заглушая внутренний голос алкоголем, работой, телесериалами, борьбой за продление молодости, он с большой вероятностью «проспит» эту возможность измениться и полноценно прожить вторую половину жизни. Из таких людей получаются мелочные, озлобленные, неумные старики; глядя на них трудно поверить, что старость — возраст умиротворённости, мудрости и просветления.
Карен Хорни первая подробно описала свойства здоровой личности и её отличия от невротической. Она считала, что залог психического здоровья состоит в способности человека устанавливать искренние и доверительные отношения с другими людьми. Ведь именно в откровенном общении (без нагромождения психологических защит) мы обучаемся реалистически оценивать самого себя и решать свои проблемы. Согласно Хорни, очень важно развивать в себе чувство ответственности — умение лично принимать решения и действовать сообразно своим убеждениям. Важна также спонтанность поведения: восприимчивость к новому, готовность к переменам, творческое начало, способность глубоко отдаваться чувствам и переживаниям — как грустным, так и радостным. Ещё одно необходимое качество — доверие к себе, открытость и честность (в первую очередь с собой). Для этого нужно знать и хорошо понимать самого себя, иметь собственную систему ценностей, а также уважать чужие ценности и интересы.
Американский психолог Гордон Олпорт поставил вопрос - чем отличается здоровая личность от любой аномальной личности? Среди названных им признаков — интерес к внешнему миру и активная жизненная позиция; способность видеть события такими, какие они есть, без вытеснений и искажений; гибкость и объективность мышления без «застреваний», комплексов и навязчивых идей. Столь же существенны склонность к самопознанию, постоянное развитие и совершенствование своей индивидуальности, осознанность мотивов поведения. А также наличие собственной жизненной философии и убеждений, расположенность к установлению тёплых душевных контактов с людьми, устойчивость к жизненным невзгодам, чувство юмора, наконец, любовь и уважение ко всему живому
Абрахам Маслоу пришёл к выводу, что поведение человека невозможно понять без учёта его глубинного стремления раскрыть свою неповторимую индивидуальность и всего лучшего, что заложено в нём
Маслоу считал, что люди проходят в своём развитии ряд уровней, стремясь к полной реализации своего потенциала. Высшего уровня развития достигают немногие; такие люди называются самоактуализирующимися. Маслоу постулировал начало человеческого развития с определения основных потребностей. Когда люди взрослеют и их потребности низшего порядка удовлетворяются, у них развиваются мотивации, более свойственные исключительно человеку. Мотивация изменяется по мере продвижения к вершине иерархии потребностей, или мотивов. Эта иерархия насчитывает пять уровней: четыре уровня дефицитарной мотивации и последний, высокоразвитый уровень, называемый бытийной мотивацией, или самоактуализацией.
Первые четыре уровня иерархии потребностей можно рассматривать как мотивацию к преодолению ощущения дефицита. Если основная потребность на любом из этих четырёх уровней остаётся неудовлетворенной, то она приводит к стремлению, которое направляет действие на удовлетворение данной потребности. Высший уровень, самоактуализация, настолько отличается от остальных, что поставлен отдельно как недефицитный мотив.
Когда дефицитарные потребности оказываются более или менее адекватно удовлетворёнными, человек функционирует на более высоком уровне, который Маслоу назвал бытийной мотивацией как противоположность дефицитарной мотивации. Этот уровень – кульминация развития и предмет основного внимания в теории Маслоу. На этой высшей стадии человек больше не мотивирован лишениями и руководится потребностью реализовать свой потенциал. Удовлетворив потребности высшего порядка, субъективно человек ощущает скуку, но освобождается от неё, стремясь к самоактуализации.
Поскольку люди обладают различным личностным потенциалом, постольку отдельные модели поведения, мотивированные потребностями самоактуализации, варьируются от человека к человеку.
Существование на уровне высших потребностей приводит к лучшему душевному и телесному здоровью и большему субъективному счастью и безмятежности. Людей, находящихся на уровне самоактуализации, Маслоу описывает как метамотивированных. На этом уровне они мотивируются «мета потребностями» или «В-ценностями» (В – от becoming, становление) – такими как красота, истина и справедливость. Они не мотивированы в традиционном смысле этого слова. На этом высшем уровне меньше детерминизма и больше внутренней свободы. Восприятие больше не сфокусировано и не ищет объектов для удовлетворения потребностей: оно может быть более пассивным и восприимчивым. На уровне В-мотивации межличностные отношения приобретают совершенно иное качество: любовь становится несобственнической и приятной, в то время как на более низких уровнях любовь часто омрачается ревностью и тревогой. В-любовь даёт партнёрам больше независимости и автономии и способствует развитию каждого из них.
Маслоу идентифицировал ряд характеристик самоактуализирующихся людей:
Эти личности обладают «необычайной способностью распознавать в людях фальшь, неискренность и лживость и в целом судить о людях корректно и эффективно.
Самоактуализирующиеся субъекты Маслоу больше принимали себя, других и природу, включая принятие своего «животного уровня»; они хорошо едят, хорошо спят и получают удовольствие от секса.
Они принимают и дурное и доброе, являясь, таким образом, терпимыми.
Самоактуализирующиеся люди меньше боятся смерти.
Они ведут себя спонтанно, просто и естественно, хотя внешне, как правило, не выделяются. Эта спонтанность проистекает из тесного контакта с внутренними импульсами и субъективными переживаниями. Они не прячутся за социальной маской.
Самоактуализирующиеся люди фокусируются на внешних проблемах. Они центрированы на проблемах, а не на себе.
Задачи могут проистекать из чувства общественного долга.
Они больше, чем большинство людей, любят уединение, легче переносят сенсорную депривацию.
Они способны на глубокую концентрацию и живут своим умом, не позволяя другим принимать за них решения.
Самоактуализирующиеся люди мотивированы внутренними потребностями, вместо того, чтобы реагировать на внешние воздействия и поэтому ощущают большую «психологическую свободу».
В них всегда живо чувство благоговейного удивления перед жизнью.
Самой известной характеристикой из описанных Маслоу, является способность к мистическим переживаниям, которые он назвал вершинными переживаниями.
Маслоу описывал их как «чувства бескрайних горизонтов, открытых взору; одновременное ощущение себя более могущественным и более беспомощным, чем когда-либо прежде; чувство великого экстаза, и удивления, и трепета; утрата места во времени и пространстве в сочетании, наконец, с убеждённостью в том, что произошло нечто исключительно важное и ценное, так что подобные переживания даже в обычной жизни трансформируют и укрепляют субъекта». Хотя само по себе вершинное переживание преходяще, оно зачастую оказывает стойкий эффект, который способен перевернуть всю жизнь. Маслоу не утверждал, что вершинные переживания бывают только у самоактуализирующихся людей, но он утверждал, что у таких индивидов они встречаются чаще.
Самоактуализирующиеся люди лишены предвзятости благодаря тому, что отождествляют себя со всеми людьми, а не с какой-то отдельной группой.
Они скромны и чувствуют, что могут многому научиться у других людей.
Они не авторитарны, демократичны и не настаивают на поддержании своего превосходного положения.
Самоактуализирующиеся люди способны к «большему единению, большей любви, более совершенной идентификации, большему стиранию границ между эго, чем сочли бы возможным другие люди. Однако они проводят разграничения, выискивая других самоактуализирующихся людей, и потому поддерживают тесные связи лишь с немногими, избегая более широких, но поверхностных связей.
Они также притягивают к себе поклонников, которые могут быть им абсолютно преданы и даже становятся учениками, хотя самоактуализированные люди не поощряют этого почитания.
Самоактуализирующиеся люди обладают прочными этическими стандартами. Их не волнуют тривиальные этические вопросы. Их ценности вырастают из принятия человеческой вообще и своей собственной природы, включая собственный уникальный потенциал.
Субъекты Маслоу чётко сфокусированы на конечных целях своих усилий и подчиняют целям средства. Тем не менее, они могли оценить удовольствие, приносимое средствами.
Самоактуализирующиеся люди обладают безобидным чувством юмора и не высмеивают людей. Их чувство юмора отличается большей философичностью.
Креативность – единственная характеристика, которая, по словам Маслоу, была присуща всем его самоактуализирующимся субъектам без исключения. Креативность самоактуализирующегося человека естественно развивается из прочих характеристик: спонтанности, устойчивости к окультуриванию, эффективности восприятия и т.д. Эта способность свойственна всем детям, но многими утрачивается по мере того, как ранняя креативность замещается неврозами и тем, что психоаналитики называют вторичным процессом.
Самоактуализирующиеся люди не «приспосабливаются» к обществу за счёт собственного характера, а «сохраняют определённую внутреннюю отдалённость от культуры, в которую они погружены». Они традиционны, когда это легче или не столь разрушительно, но это поверхностная адаптация, которая с готовностью отступает перед их автономной натурой. В других случаях на них не так легко повлиять.
Субъекты Маслоу не мыслят в понятиях «или-или». Маслоу предложил несколько вариантов дихотомий, которые уже не кажутся таковыми самоактуализирующимся людям, например: рассудок – эмоции, эгоистично - не эгоистично, серьёзно – смешно и мужское – женское. Вместо того чтобы усматривать конфликт между благом для индивида и тем, что служит обществу, они рассматривают то и другое как действующее совместно.
Список характеристик самоактуализирующихся людей, составленный Маслоу, служит описанием душевного здоровья; того, чем люди станут, если полностью реализуют свой потенциал.
Как же найти путь к самому себе? В последней книге Маслоу «Дальние достижения человеческой природы» описывается восемь путей, которыми индивидуум может самоактуализироваться, восемь типов поведения, ведущих к самоактуализации.
Самоактуализация возникает, когда «человек отдается своим переживаниям полностью, живо, самозабвенно… не боясь быть полностью поглощенными ими, без подросткового смущения, - писал Маслоу. – В момент такого переживания человек целиком и полностью раскрывает свою человеческую сущность». При этом он теряет чувство времени и места, забывает о своем имидже, психологической защите, робости, застенчивости, возвращаясь к детской наивности и чистоте переживания.
Раскрытие своего истинного «Я» Маслоу связывал с пиковыми переживаниями. Это могут быть необычные, редкие по глубине переживания счастья, вдохновения, изумления, любви, а также горя, крушения иллюзий, чувство опустошенности, отчаяния. Только проходя через подобные испытания, можно вынести позитивный опыт познания себя и жизни (но можно и сломаться, озлобиться). В пламени рождается все самое ценное – появляется иное видение мира, постигаются неведомые доселе истины о людях и самом себе.
Чтобы найти свое истинное «Я», необходимо лучше узнать себя, понять, какими талантами и недостатками мы наделены, к чему стремимся, для чего живем. В процессе самопознания может выясниться, что некоторые качества и стремления являются наносными и навеянными окружением (родителями, нормами общения среди сверстников, рекламой и т.п.), противоречащими натуре человека.
Самоактуализация связана с выбором. Жизнь, в конечном счете, есть череда непрерывно принимаемых решений, начиная с того, как отреагировать на чьи-то замечания, как вести себя в той или иной ситуации, где учиться, на ком жениться и т.д. Совершая выбор, можно пойти по накатанному пути, не требующему сложной душевной работы, поступить как все или как советуют родители, друзья, как проще всего или, напротив, прислушаться к себе, начав движение в самоактуализации. На этом пути каждый следующий шаг становится все более ясным, органичным, мудрым, соответствующим внутренней сути человека. Начинает совпадать то, что человек хочет сделать и то, что он должен сделать. Приходит самоуважение и ощущение внутренней свободы. Человек достигает единства и гармонии с собой.
Процесс самоактуализации выявляет и слабости, комплексы, защитные реакции, которые мешают человеку быть честным с самим собой и окружающими. Когда болезненные стороны личности осознаются, можно найти в себе достаточно мужества, что бы изменить хоть что-нибудь. Это важный шаг, поскольку истина всегда лечит, а защитные реакции, потакание своим слабостям – тупиковый путь решения проблемы.
Самоактуализации невозможно научиться, слушая советы или наставления других, человек может прийти к ней только сам, через опыт личных переживаний и поисков истины. Правда, есть средства, помогающие пробиться к своему «Я». Это анализ собственной жизни, медитация, ведение дневника, попытка самовыражения в творчестве, игре, танце, стихах, любой художественной импровизации, когда импульс приходит из эмоциональных глубин.
Итак:
Самоактуализация означает переживание полное, живое, беззаветное, с полной концентрацией и полным впитыванием.
Жить постоянным выбором, самоакуализация означает: в каждом выборе решать в пользу развития.
Самоактуализироваться значит становиться реальным, существовать физически, а не только в возможности. Здесь Маслоу приводит новый термин «самость», под которым понимает сущность, сердцевину природы индивидуума, включая темперамент, уникальные вкусы и ценности. Таким образом, самоактуализация – это научение сонастраиваться со своей собственной внутренней природой.
Существенными моментами самоактуализации являются честность и принятие ответственности за свои действия.
Человек учится доверять своим суждениям и инстинктам и действовать в соответствии с ними, что приводит к лучшим выборам того, что правильно для каждого индивидуума.
Самоактуализация также предполагает постоянный процесс развития не только своих фактических способностей, но и своих потенций.
Маслоу также употребляет понятие «пик переживания». Это переходные моменты самоактуализации, находясь в которых человек более целостен, более интегрирован, осознает себя и мир в моменты «пика» намного острее, ярче, чем в период пассивного существования.
Дальнейший, но не последний этап самоактуализации – это обнаружение своих защитных полей» и постоянный отказ от них. Человек должен осознавать, как он искажает собственный образ и образы внешнего мира, и всю свою деятельность направить на преодоление этих защитных препон.
Карл Роджерс считал, что все человеческие существа мотивируются главным образом, процессом роста, который он называл тенденцией актуализации. Тенденция актуализации,по сути, направляющая тенденция, очевидная во всей органической и человеческой жизни – необходимость распространяться, расширяться, развиваться, созревать – тенденция к выражению и активизации всех возможностей организма, или «я». Широкую, общую тенденцию к развитию в природе он назвал формирующей тенденцией. Он противопоставлял её тенденции к хаосу (энтропии) и полагал, что столь же могущественна природная тенденция к движению от более простых форм к более сложным. Специфическим людским аспектом формирующей тенденции является тенденция актуализации
Вопреки мнению психоаналитиков, люди не иррациональны в своём поведении. Оно рационально, двигается в направлении целей, которых стремится достичь организм. Тенденция актуализации приводит к сложности, независимости и социальной ответственности. Для Роджерса мотивация, внутренне присущая каждому человеку, изначально является здоровой и доброй.
Самоактуализирующийся человек соприкасается с внутренним переживанием, которое с момента рождения приводит его к личностному развитию, с организмическим оценочным процессом. Это подсознательный проводник, который оценивает переживание с точки зрения содержащегося в нём потенциала развития. Он привлекает человека к переживаниям, которые способствуют развитию, и отвлекает от тех, что замедляет его. Этот выбор направляется не внешними правилами, а внутренними переживаниями. Этот внутренний оценочный процесс естественен для младенца, который ценит пищу и безопасность. С развитием люди неудачно заменяют внутреннее переживание внешними правилами по мере того, как усваивают общественные ценности, пересекающиеся с психологическим развитием. Роджерс обвинял в этом социальные силы, которые вынуждают человека утрачивать связь с внутренними процессами развития. Люди не доверяют своим внутренним ощущениям, потому что вновь и вновь слышат, что эти чувства дурные. Подобное давление исходит от родителей, школ и даже психоаналитиков. Людей заставляют быть деструктивными не врождённые силы зла, а страх и желание защититься.
Человек, уделяющий внимание организмическому оценочному процессу, является самоактуализирующимся, или полноценно функционирующим.
Роджерс перечислял ряд характеристик, отличающих здорового, полноценного человека. Эти характеристики можно интерпретировать как признаки душевного здоровья.
Полноценно функционирующий человек открыт переживанию, восприимчив к субъективным и объективным событиям жизни, выказывает растущую тенденцию к полноценному переживанию каждого момента. Это означает максимальную адаптивность, подвижную, изменчивую организацию личности. «Я» переживается как текучий процесс, а не как устойчивая сущность. Переживание не является застывшим и сруктуированным.
Человек с организмическим доверием в каждое мгновение опирается на внутреннее переживание, чтобы управлять своим поведением. Это переживание отличается точностью. Человек в неискажённом виде воспринимает внутренние потребности и эмоции. Когда человек теряет внутренний контакт с ними, возникает дисфункция. Индивид интегрирует все эти грани переживания и приходит к внутреннему осмыслению того, что для него правильно. Это ощущение надёжно. Чтобы судить о правильности вещей, не обязательно зависеть от внешних авторитетов.
Полноценно функционирующий человек в каждую секунду переживает свободу выбора. Такая эмпирическая свобода субъективна и не отрицает присутствия детерминизма в мире.
Полноценно функционирующий человек живёт креативно. В каждое мгновение он находит новые способы жить, вместо того, чтобы оставаться запертым в прошлых, жёстких паттернах, которые больше не адаптивны. Роджерс описывал полноценно функционирующих людей как способных адаптироваться к новым условиям, как «авангард человеческой эволюции»
Роджерс пошёл дальше в своём акценте на субъективности. Он считал, что переживания изменённых состояний сознания и мистицизм в чём-то похожи на самоактуализацию. Роджерс полагал, что он мог недооценивать «мистическое, духовное измерение» переживания. Сравнение современной физики с восточным мистицизмом подкрепило веру Роджерса в то, что субъективное переживание может совмещаться с наукой.
В теории Роджерса большую важность представляют ценности. Он утверждал, что для каждого индивида и человечества в целом ценности возникают в процессе переживания.
Из теории психоанализа мы знакомы с понятиями идеального «я» и реального «я». Этими терминами пользовался и Роджерс. Он отмечал, что люди переживают рассогласованность между первым и вторым. Они хотят быть похожими на идеальное «Я»; наверное, они даже притворяются подобными ему. Реальное «Я» другое. В нем содержатся подлинные или реальные качества человека, включая тенденцию самоактуализации. Организмический оценочный процесс ведёт к здоровью; идеальные «я» ведут к расстройству. Роджерс использовал термин «несоответствие» для описания переживания конфликта между реальным «я» и идеальным «я». В случае несоответствия человек воспринимает реальное «я» как угрожающее. Чтобы предотвратить угрозу, защитные механизмы искажают и отрицают переживания. Реальное «я» может подавляться. Если человек отказался от реального «я», то актуализация и самоактуализация пребывают в конфликте. Ложная самоактуализация препятствует процессу здоровой актуализации.
Чтобы понять, откуда происходит несоответствие, необходимо рассмотреть процесс развития Я-концепции. Взрослые велят детям «быть хорошими». Плохое поведение ведёт к наказанию или просто игнорируется. Роджерс называл этот вид социализации обусловленным позитивным вниманием. Это означает, что родители будут любить детей лишь в той мере, в какой те живут в согласии с их условиями ценности. В результате дети приходят к пониманию себя как обладающими только «хорошими» качествами. Они отрицают у себя «плохие» качества. Невзирая на добрые намерения родителей, эта социализация не приводит к наилучшим результатам. К сожалению, некоторые «плохие» качества, отвергаемые родителями, на деле содержат в себе здоровый потенциал.
Родители по-разному воспитывают детей. Одни, которых называют авторитарными родителями, ставят на первое место уважение и послушание. Подобный стиль воспитания срабатывает против врождённой тенденции к самоактуализации ребёнка. То, что усвоено маленьким ребёнком, чтобы быть «хорошим», превращается в ригидную, неадекватную черту у взрослого.
В понимании Роджерса проблема чрезмерно ограничительного воспитания состоит в том, что развиваются лишь те объекты потенциальной самости, которые сочетаются с указанными условиями ценности. Лучшей альтернативой было бы не навязывать подобных условий. Это означает, что ребёнку следует оказывать безусловное позитивное внимание и любить его вне зависимости от его поведения. Это позволяет ребёнку исследовать все свои потенциалы. Поскольку Роджерс рассматривал человеческие существа как изначально добрые, результатом становится развитие полноценно функционирующего человека. Роджерс конечно же не призывал к отказу от родительских обязанностей по воспитанию и обучению детей и всё-таки настаивал, что для здорового развития жизненно важно ощущать себя полноценно и безусловно любимым.
Роджерс размышлял над особенностями окружения, стимулирующего креативность. Креативность требует трёх психологических качеств: «открытости переживанию, внутреннего локуса оценки и способности играть с элементами и понятиями».
Хотя изучение самоактуализации продолжается и после смерти А.Маслоу, прогресс в развитии его идей последователями был относительно невелик. Усилилась критика в адрес различных аспектов гуманистического подхода, в том числе в адрес концепции самоактуализации. Первым объектом критики стола само исследование самоактуализирующихся людей, осуществлённое Маслоу. По мнению многих, это исследование не отвечало критерию повторяемости, резкую критику вызвала субъективность критериев выбора самоактуализирующихся людей. Какие же теоретически уязвимые моменты находят критики в самом понятии самоактуализации? Во-первых, это эгоцентричность самоактуализации.
Х.Ансбахер утверждает, что истинная самоактуализация должна включать в своё определение содействие актуализации других.
В. Франкл противопоставляет идее актуализации собственного Я концепцию реализации человеком трансцендентных ценностей и смысла жизни. Самотрансценденцию человеческого бытия Франкл рассматривает как общечеловеческий феномен, а самоактуализацию – как её побочное следствие. Человек всегда направлен вовне себя на что-то или на кого-то: на смысл, который человек реализует, или на со-человека, с которым он вступает в контакт. И лишь постольку, поскольку человек таким образом трансцендирует самого себя, он и осуществляет себя – в служении делу или в любви к другому. В приведённой цитате одновременно содержится критика и второго уязвимого аспекта теории самоактуализации, а именно рассмотрения самоактуализации как единственной конечной цели. «Самоактуализация, - пишет В. Франкл, - относится к классу тех вещей, которые могут быть достигнуты лишь в качестве побочного эффекта и уплывают от нас в той мере, в которой мы делаем их объектом своей направленности… Самоактуализация происходит спонтанно, она нарушается, когда её превращают в конечную цель». Франкл говорит о необходимости постоянного принятия решений о том, какие из возможностей, потенций заслуживают реализации, о бремени выбора, лежащем на человеке по этой причине, примате должного над возможным.
Алексей Николаевич Леонтьев представил свою концепцию структуры и развития личности, в которой центральное место отведено понятию деятельности. Согласно А.Н. Леонтьеву, личность – качественно новое образование. Она формируется благодаря жизни в обществе. Леонтьев выделял три основных параметра личности: широту связей человека с миром, степень их иерархизированности и общую их структуру. Эти параметры служат скелетной схемой, которая должна быть наполнена живым конкретно-историческим содержанием.Ещё один вопрос, который рассматривал Леонтьев, это вопрос осознания себя как личности. Самосознание, осознание своего «я» - результат, продукт становления человека как личности.Важной является мысль А.Н. Леонтьева о том, что личность развивается не в границах удовлетворения потребностей человека, а в творчества, которое не знает границ.
В концепции С.Я. Рубинштейна также заложено понятие самоактуализации, которое он определяет через категорию "направленности". Он рассматривает данный феномен как интегральную характеристику личности, в которой соединены динамическое и содержательное, и отражательный (содержательный, предметные аспекты и отношенческий (эмоциональный), в которой на новом уровне раскрыты волевые качества личности в том смысле, "насколько и в каком направлении сумела личность придать единство своим влечениям, желаниям, и применить свою волю для их реализации в личностно ценных и общественно значимых формах». «Направленность - это активность личности, осуществляющая в конечном итоге опредмечивание, объективацию не только отдельных мотивов, устремлений, но исамой личности. Поэтому направленность - это самовыражение личности в жизни, ее тенденция самореализации».
Разработано несколько тестов на определение уровня самоактуализации. Вот ссылка на один изних, позволяющий относительно быстро определить свой уровень. Тест научный, поэтому к результатам можно относиться достаточно серьезно.
http://vikrob.narod.ru/samoal.htm