• Авторизация


25 проблем вашего текста 17-08-2015 18:59 к комментариям - к полной версии - понравилось!


https://ficbook.net/readfic/2000000

Простота — необходимое условие прекрасного.
Л. Н. Толстой. Из письма к Л. Андрееву от 02.09.1902





Эта статья — сборник советов, а не указаний. К каждому тексту нужен свой подход, и бездумное применение всех приведённых советов скорее угробит вашу рукопись, нежели сделает лучше. Все советы относятся только к авторской речи, речь персонажей в расчёт не берётся.

Цель статьи: дать вам основные навыки литературного редактирования и научить «на коленке» приводить текст в приличный вид, если беты под рукой не оказалось. Разумеется, статья будет полезна и самим бетам.

Приготовились? Что ж, за работу!


1. Очень

Начнём с простого. Откройте Word, скопируйте туда рукопись, нажмите Ctrl + F (откроется поиск) и напишите очень. После чего безжалостно удалите каждое упоминание этого слова, где это не повредит смыслу.

Мишка очень боялся скелетов. → Мишка боялся скелетов.

Очень — лидер рейтинга слов-паразитов. Избавляйтесь без раздумий.

Кстати, поиск — удобная вещь и сильно пригодится вам в дальнейшем.




2. Притяжательные местоимения

Мой, свой, этот, эта, его, её, и так далее. Проверить легко: удалите слово и перечитайте фразу, можно вслух. Смысл прежний? Тогда возвращать местоимение не нужно.

Папа потерял своего сына. → Папа потерял сына.

Часто начинающие авторы не к месту употребляют он и она.

Мишка пропал, а затем он нашёлся. → Мишка пропал, а затем нашёлся.


3. Паразиты

Разговорный мусор, неуместный в литературной речи.

Сразу списком: вообще, итак, в принципе, просто, было, мол, какой-то, видимо, однако, почему-то, действительно, впрочем, тем не менее, всё же, скажем, и подобные.

Лена была просто врединой. → Лена была врединой.

Мишка пошёл было гулять. → Мишка пошёл гулять.

Поговаривают, мол, она читает слэш! → Поговаривают, она читает слэш!

Практически у каждого писателя есть любимые слова, просачивающиеся в тексты автоматически. В результате всего на одной странице можно встретить с десяток совершенно, определённо,вдруг.

На «Вебскрипте»¹ слова-паразиты отлавливаются на счёт раз. Выясните, какие из них вы употребляете часто, и либо вычёркивайте, либо заменяйте синонимами.


4. Сорняки

Уже не мусор, но ещё и не полезная трава.

Если действие в сцене происходит между двумя, старайтесь убирать уточнения на него, на неё,на них. Вероятно, такая «прополка» изрядно сократит ваш текст, но на порядок улучшит восприятие.

На Мишку было больно смотреть, на нём были сплошные царапины. → На Мишку было больно смотреть: сплошные царапины.

Сорняки было, были не нужны в 90% случаев. Стоял, стояла, стояли — в 99,9%.

Оказалось, Мишка упал в люк и застрял там. → Оказалось, Мишка упал в люк и застрял.

Казалось бы, убрали сущую мелочь, а насколько лучше стала фраза! Поэтому там смело вычёркиваем. Однако бывает, что окаянная фраза не звучит, а убрать уточнение не получается. Тогда есть смысл использовать короткое местоимение их.

Ещё порция сорняков, которые чаще мешаются, чем помогают: будто, о том, который, у которого,некоторый. В топку отправляются все вводные слова: ну, и, а, только если не являются элементом стиля.

Ну и да, Мишка рассказал о том, будто в люке валяется скелет. → Мишка рассказал, что в люке валяется скелет.

Помните совет про поиск в Word? С его помощью искать мусор из этого и предыдущего пунктов гораздо проще.

Чуть не забыла. Мерзкую россыпь многоточий сжигайте в адском огне. Либо пишите чётко и внятно, как полагается уважающему себя автору, либо ничего не пишите. Ещё ни одну авторскую речь многоточия не сделали лучше.

5. Клише

Избитые фразы и обороты встречаются в каждом бульварном чтиве. Помогают быстро клепать романы, дабы недобросовестный писака не умер с голоду. У начинающих авторов встречаются сплошь и рядом из-за неопытности.

Приводить огромный список речевых штампов — занятие неблагодарное, художественная ценность статьи упадёт ниже плинтуса. Лучше поищите в интернете (советую заглянуть на «Посмотрели»²), выучите и старайтесь использовать как можно реже. Если зараза уже прокралась в текст — бывает, если писать «на автомате», — постарайтесь заменять клише на что-нибудь менее банальное, но аналогичное по смыслу, в таком случае рукопись выиграет живостью языка.


6. Авторские комментарии

Не все комментарии, а только поясняющие, что персонаж говорит: сказал он, произнесла она. В тех случаях, когда разговаривают двое, пояснения значительно утяжеляют диалоги, а пользы не приносят. Из самого диалога ясно, что персонаж разговаривает.

Лена взглянула на Мишку:
— Мне кажется, ты про скелетов придумал, — произнесла она.
— Нет же, я правду говорю! — воскликнул Мишка.

Лена взглянула на Мишку:
— Мне кажется, ты про скелетов придумал.
— Нет же, я правду говорю!


7. Канцеляризмы

Отсюда начнётся глава, посвящённая целой категории слов и речевых оборотов.

Вся эта, извините, лабуда уместна только в официальной и деловой переписке. Художественные произведения от канцеляризма становятся невыразительными и тяжеловесными. Печальнее всего, когда подобные конструкции не несут никакого смысла. Боритесь с канцеляризмом изо всех сил.

Данный, осуществлять — изничтожить. Вышеуказанный, должный, надлежащий и остальные канцеляризмы (обширный список легко ищется в интернете) — переписать. Является — заменить на тире.

Вопреки предписаниям Мишки, Лена самовольно посетила люк. → Несмотря на опасения Мишки, Лена побывала у люка.

Как видите, убрали канцеляризмы — предложение сразу ожило.


8. Бюрократический жаргон и словесные штампы

Подземный общественный транспорт → Метро

Находился в состоянии алкогольного опьянения → Напился

Бумажные полотенца для ванной → Туалетная бумага

Несанкционированный сбор условных единиц у контингента → Гоп-стоп


9. Присоединённые и неточные глаголы

Сделать ставку → Поставить

Принять участие → Участвовать

Некоторое время стоял → Постоял


10. Отымённые предлоги

Примеры: в силу, в целях, в плане, в разрезе, за счёт, по причине, на уровне.

Сами по себе такие предлоги безвредны, но они притягивают к себе субстантивы, о них речь пойдёт в следующем пункте. Канцеляризм — страшная штука, автор статьи предупреждала!


11. Отглагольные существительные

Итак, субстантивы. Определяются:

а) По окончанию «-ние»: пение, рисование, вождение;

б) По суффиксам «-ени-», «-ани-»: выявление, принуждение;

в) По приставками «не-» и «недо-»: невыявление, недополнение.

Весь этот ужас легко заменяется на глаголы: петь, рисует, водить, выявляет, принуждает,не выявил, не дополнил.

В целях сокрытия рода деятельности папа решил промолчать. → Чтобы скрыть профессию, папа решил промолчать.

Проблемы из пунктов 7-11 губят любой, даже самый интересный текст.


12. Лишние наречия

Часто они лишь дублируют смысл глагола:

— Там правда скелеты! — всхлипнула Лена плаксиво. → — Там правда скелеты! — всхлипнула Лена.

Связка «слабый глагол + наречие» легко заменяется на сильный глагол: она быстро бежала по улице и она мчалась по улице. Разница в ёмкости — колоссальная, разница в смысле — нулевая. Выводы делайте сами.


13. Неопределённые прилагательные

Отвечают на вопрос какой, какая, какие.

Глубокий люк, взрослый отец, высокий дом, качественный товар. Насколько взрослый и высокий? Для каждого это своя мера. Поэтому создавайте чёткие образы: люк спускался вглубь на три мишкиных роста или папе Лены вчера исполнилось сорок пять, отчего тот сильно грустил.

«Что касается прилагательных: не уверены — вычёркивайте», Марк Твен.


14. Редкие и иностранные слова

Возможно, ваш словарный запас с прочтением умной литературы стал необъятным, но это не гарантирует, что читатели тоже стали лингвистами. Подавляйте стремление хвастнуть красным словцом, понятный стиль изложения сделает прозу гораздо интереснее. Туда же относятся вставки на иностранном языке, а также обилие иностранных слов там, где их можно заменить русскими.

Слушай, давай зависнем в коворкинге, у меня есть идея для стартапа, я уже даже рисеч сделал. С меня смузи! → [Правке не поддаётся.]

Исключения — научная фантастика и исторические романы, где употребление терминов оправдано.


15. Дублирующие слова

Лена не желала слушать нудные мысли и идеи отца. → Лена не желала слушать нудные мысли отца.

В данном случае мысли и идеи означают одно и то же.


16. Паронимия

К паронимии относятся слова с одинаковыми слогами или окончаниями. Неприятная проблема. Выявляется при чтении черновиков вслух (если возможно).

Лена легко стукнулась о поленницу. → Лена слабо ударилась о связку дров.

Профессор продумал всё. → Учёный продумал всё.

Дислокация станции полиции. → Расположение полицейской станции.

Это же относится и ко всем подобным случаям: «по по…», «на на…», «за за…» и так далее. Старайтесь разорвать подобные конструкции или вовсе переделать.


17. Тавтология

Однажды американский профессор Рой Питер Кларк придумал принцип «территории слова», согласно которому слово в небольшом отрезке текста должно повторяться как можно реже.

Важно умелое использование этого подхода: перенасыщение текста синонимами утомляет человека. Необходимо соблюдать баланс между повторениями и разнообразием, тогда это сделает текст богатым, но не утяжелит его.

Иногда повторение используется для экспрессии:

Мишка обнаружил один скелет, а Лена обнаружила два. → Мишка обнаружил один скелет, а Лена — два. Сколько всего скелетов обнаружили дети?

Тире сделало фразу ещё ярче и сильнее.

К слову, с проблемами этого и предыдущего пункта помогает справиться «Свежий Взгляд»³, предназначенный для поиска тавтологии и паронимии. Возьмите сайт на заметку и проверяйте каждый черновик.


18. Одинаковые конструкции

Лена пришла домой. Она заплакала от увиденного. → Придя домой, Лена заплакала от увиденного.


19. Смешение времён

Частая проблема у начинающих авторов, а также у тех, кто пишет главы по кусочкам.

Мишка попытался успокоить Лену и говорит ей: — Всё обойдётся.


20. Пассивный залог

«Это слабо, уклончиво, а часто ещё и мучительно», Стивен Кинг.

Ужасная грамматическая конструкция, когда второстепенные вещи и предметы становятся главными в предложениях. Обнаруживает себя по многочисленным был.

Останки должников были обнаружены детьми. → Дети обнаружили останки должников.

Заметьте, насколько сильнее стала фраза! Вывод: не употребляйте пассивный залог. 


21. Утверждение очевидного

Пример: С возбуждением рассказывая отцу о находке, дети широко открывали рты, стараясь перекричать друг друга. → Перекрикивая друг друга, дети возбуждённо рассказывали отцу о находке.

В примере выше лишнее — слово «пример», ибо это и так понятно по курсиву и стрелочке.

Подобным грешили даже классики, возьмём рассказ «Дельта» Бунина: «Я, конечно, был сражен таковым признанием и только успел головой кивнуть в знак согласия». Кивнуть головой в знак согласия — подобное пояснение актуально исключительно для болгар, во всём остальном мире это само собой разумеющееся.

Попробуйте закрыть слово, в котором сомневаетесь, пальцем: если смысл не теряется — вычёркивайте. Правило распространяется на предложения целиком и, в особо тяжких случаях, на весь текст.


22. Словоблудие

«Избегайте ненужных слов», Уильям Странк.

На описания обстановки и персонажей тратьте не более двух-трёх предложений, тогда ваши произведения не будут читать по диагонали. Все остальные уточнения вставляйте по ходу повествования.

Также убирайте всё, не относящееся к развитию сюжета. Даже если будет тяжело. Поверьте, читателю проще уйти к другому автору, чем продираться через графоманию.

«Идеи есть у всех. Не у всех есть умение выражать идею в одном абзаце там, где нужен именно один абзац, а не исписанные листы бумаги», Марк Твен.


23. Громоздкость

Не превращайте текст в «простыню»: абзацы лучше умещать в 15 строк, а главы делать не более 10 страниц. Помните, что читать с экрана ноутбука/смартфона крайне утомительно.

Избегайте длинных и тяжеловесных предложений. Если вы нашли таковые, в 90% случаев их можно разбить на два-три. Иногда длинные фразы поясняют сами себя и их можно обрубить(см. пункт 21).

Точка — лучший знак препинания. Короткие предложения лучше длинных. Запомните эту мантру и повторяйте про себя при редактировании рукописей.

«Я заметил, что лучше использовать простой язык, короткие слова и предложения. Если вам по душе, придерживайтесь этого стиля — не позволяйте „пушинкам и цветочкам“ отвлекать читателя», Марк Твен.


24. Диалоги

А теперь — забудьте всё, что я написала.

Ибо все советы выше относятся лишь к авторской речи. В диалогах могут встречаться и повторения, и тавтология, и «простыня», когда злодей раскрывает полумёртвому герою все секреты. Диалоги строятся, исходя из характеров персонажей, и будет грустно, если окажется, что ваши герои абсолютно неестественны.

Поэтому старайтесь проговаривать все диалоги вслух, с чувством и эмоциями. Любая фальшь и неестественность всплывёт моментально. В идеале речь должна звучать гладко и достоверно. Если у вас есть принтер, распечатайте текст. Вы удивитесь, насколько по-другому он выглядит на бумаге.

Промах по этому пункту может стать провалом всего произведения.


25. Стиль

Последний пункт, уже?

Возможно, вы не можете дождаться, когда статья кончится, чтобы написать гневный отзыв, де «такими советами вы только уничтожите стилистику и уникальность текста» или «мой любимый автор пишет с многоточиями, предложениями на десять страниц, и при этом печатается, в отличие от вас, неуважаемый недоавтор» (загляните в комментарии любопытства ради).

Повторюсь: эта статья — сборник советов, а не указаний. К каждому тексту нужен свой подход, и бездумное применение всех приведённых советов скорее угробит вашу рукопись, нежели сделает лучше.

Если вы начинающий автор, статья призвана помочь очистить рукопись от мусора. Но если вы давно переросли начальный уровень, вам эти советы покажутся бесполезными и даже вредными. В тот момент, когда вы работаете не со смыслом, а со стилем, смело игнорируйте любых советчиков из интернета. Чтобы уметь нарушать правила, их нужно знать.


 

***




Нет текстов, которые не нужно было бы править. Не стоит пугаться переписывания. Надо любить развивать и углублять свои тексты. Помните, что итоговый результат окупится сторицей в виде профессионального роста и восторженных отзывов читателей.

Однако не стоит входить в раж. Иногда авторы начинают с маниакальным упорством вылизывать тексты так, что, столкнувшись с мельчайшими проявлениями вышеупомянутых проблем, начинают паниковать. Занятие бесполезное и даже вредное: в погоне за «чистотой» текста можно сделать его сухим и чёрствым. 

Давайте структурируем статью в краткий алгоритм.

I. Быстрая правка

Цель: устранить очевидные проблемы. Нигде не задерживайтесь, плюньте на совершенство — важна скорость. Видите проблему и не можете исправить за 10 секунд — оставьте на потом. Для лучшего результата можно пройтись по тексту дважды.

Проблемы:
1. Очень
2. Притяжательные местоимения
3. Паразиты
4. Сорняки
5. Клише
6. Авторские комментарии

II. Работа со словом

Цель: наладить ритм и скорость текста. Находите правильные слова, ставьте на свои места. Опять же, не задерживайтесь более 30 секунд на проблеме.

Проблемы:
7. Канцеляризмы
8. Бюрократический жаргоны и словесные штампы
9. Присоединённые и неточные глаголы
10. Отымённые предлоги
11. Отглагольные существительные
12. Лишние наречия
13. Неопределённые прилагательные
14. Редкие и иностранные слова
15. Дублирующие слова
16. Паронимия
17. Тавтология
18. Одинаковые конструкции
19. Смешение времён
20. Пассивный залог

III. Хирургия

Цель: отрезать от текста всё лишнее. Самый тяжёлый для автора момент, но и самый нужный.

Проблемы:
21. Утверждение очевидного
22. Словоблудие
23. Громоздкость

IV. Завершение

Цель: исправить оставшиеся недоработки и вычитать текст.

Проблемы:
24. Диалоги
25. Стиль

Честно говоря, автор всегда хотела иметь на виду такой список. Одной рукой держишь, другой — правишь.

Возможно, вам захочется потренироваться перед применением навыков в бою. Возьмите любой из своих старых текстов и урежьте его на треть, пользуясь советами из статьи. Через «не могу». Оставляйте только то, без чего не обойтись. Постепенно вы научитесь различать основное и второстепенное, удачное и не очень, нужное и лишнее. Так и появляется навык.

Искренне надеюсь, что статья вам понравилась и была полезна.

Дерзайте!

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (3):
Хорошая статья, спасибо!


Комментарии (3): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 25 проблем вашего текста | ЛедиМилаАлдр - Лингвистёнок | Лента друзей ЛедиМилаАлдр / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»