Двухдверный Chevrolet Bel Air — массовая модель. Но среди сотен тысяч таких купе, многие из которых дотянули и до наших дней, есть совершенно уникальный экземпляр, имеющий непосредственное отношение к тайнам истории СССР. Долгое время эта двухдверка стояла в гараже Леонида Брежнева, а после «бурной молодости» автомобиль попал в Днепропетровск, где имел все основания пополнить несметные запасы свалок металлолома…
[700x319]
(автор текста: Владимир Винник. Фото автора)
Бывают автомобили, которые становятся знаковыми не только для фирмы-производителя, но и для всей нации. Чаще всего — это не самые дорогие модели середины прошлого века, имена которых превратились в синонимы экономического возрождения той или иной страны. Кто не знает английский Mini? А германский Volkswagen Kafer? А французский Citroen 2CV или советско-итальянскую «копейку» ВАЗ-2101? В самой автомобильной стране на планете — США, где каждая семья имеет по нескольку колесных друзей, самым-самым по сей день считается Ford-T. Но Chevrolet Bel Air тоже можно отнести к эпохальным автомобилям — уже хотя бы потому, что он входит в десятку лучших машин США всех времен.
Chevrolet Bel Air был, как мы уже сказали, весьма массовой моделью — «многотиражными» оказывались даже самые «эксклюзивные» серии, которые штамповались десятками тысяч. Поэтому Bel Air можно было встретить практически во всех уголках планеты. Эти машины снимались во французских кинокомедиях, колесили по дорогам Африки в качестве таксомоторов (то были четырехдверные седаны), несли дипломатическую службу в «красной Москве»… И даже на Кубе их было не меньше, чем волос в бороде Фиделя Кастро.
Рожденный для СССР
В Советском Союзе пристально следили за новинками американского автопрома — не с целью «технологического шпионажа», а по той причине, что большевики еще со времен «Железного Феликса» обожали большие и солидные автомобили из-за океана. Так, весной 1955 года глава СССР Никита Сергеевич Хрущев, пребывая с визитом в Вене, распорядился купить несколько хороших автомобилей — в качестве подарков для особо отличившихся перед партией и правительством. Поэтому в апреле того же года в салоне Берхарда Данеке, который оказывал посильную помощь разным спецслужбам (и, судя по всему, неплохо на этом зарабатывал), был куплен бело-зеленый Chevrolet Bel Air Sport Coupe Hardtop — со «средненьким» мотором мощностью 170 л.с. и механической коробкой передач, хотя в ту пору в Америке особым шиком считались машины с «автоматами».
Хрущев знал, что глава компартии Казахстана Леонид Ильич Брежнев души не чает в породистых скоростных машинах. Никита Сергеевич решил: «Пусть Брежнев поднимет целинные земли и поддержит меня на ХХ съезде — тогда верну его в Москву и подарю Chevrolet». Так оно и случилось. Выдвиженец Сталина заслужил у Хрущева прощение и уважение как абсолютно верный вождю человек — и 27 февраля 1956 года Брежнев вновь был избран членом ЦК и кандидатом в члены Президиума ЦК КПСС.
Во время «изгнания» на Целину семья Брежнева оставалась в Москве, в квартире на Кутузовском проспекте. А любовь к охоте и скоростным иномаркам помогла оценить хрущевский подарок на колесах. Брежневу нравилось в машине многое — и самолетик на капоте, и необычная, словно кокпит спортивного аэроплана, приборная панель. Приятная тканевая обшивка сидений не парила тело. Брежнева пьянил динамичный разгон: перебирая ступени механической коробки, член ЦК быстро разгонял машину до максимальных 180 км/час — до скорости, которая была неподвластна простым смертным одной шестой части суши.
Но даже такой шикарный подарок радовал будущего генсека недолго. Ведь Брежнев, как известно, не слишком жаловал двухдверные машины. К тому же, «роскошный» Bel Air оказался не таким уж и роскошным. К примеру, стеклоподъемники были обычными механическими — сервопривод не предлагался даже за доплату. Chevrolet — это не Cadillac.
А Брежнев жаждал роста во всем — в том числе и в обстановке, которая его окружала. Массовый американский автомобиль не вписывался в представления Леонида Ильича о настоящей роскоши и комфорте. Да и клерикалы из Политбюро, которое в то время возглавлял Суслов, не упускали возможности посудачить об американском автомобиле в распоряжении советского чиновника.
Поэтому Леонид Ильич сделал единственный, как ему казалось, верный ход: он отдал иномарку в семью своей дочери Галины. В те годы 27-летняя Галина Леонидовна была замужем за акробатом и силовым жонглером Евгением Милаевым, похитившим ее из родительского дома в Кишеневе еще в 1951 году. Цирковая жизнь вскружила голову взбалмошной Галине, начавшей рано пить. Отношения с мужем обострялись все чаще. Брежнев всегда принимал сторону зятя, а позже даже сделал его директором нового цирка на проспекте Вернадского. Поэтому и машину отдал: «Вы молодые, вам она нужней». Поговаривают, что иногда Брежнев все же просил у детей бело-зеленый Chevrolet с самолетиком на капоте — для поездок на охоту.
Евгений и Галина не остались в долгу — и в 1960 году привезли Леониду Ильичу из гастролей по ФРГ серый седан Opel Kapitan L. Машина отцу понравилась. А брак взбалмошной пьющей Галины с целенаправленным, правильным Милаевым вскоре развалился. Уходя в 1962 году от мужа, цирковая примадонна, как называли брежневскую дочь друзья, решила забрать и старый Chevrolet. Подобных машин в Москве было немало, поэтому поступок был совершен скорее из вредности. Купе пополнило отцовскую коллекцию на даче в Заречье (Подмосковье) — там Брежнев держал и другие иномарки.
Панель приборов на машинах 1955 модельного года была очень необычной, запоминающейся Салон без центральной стойки крыши кажется просторней и светлей Поскольку «родного» двигателя не было, его пришлось заказывать за океаном
В 1972 году Председатель Президиума Верховного совета СССР и видный борец за мир решил перетряхнуть свою обширную коллекцию иномарок и избавиться от ненужного хлама. Человек из КГБ, в ведении которого был уникальный гараж, самостоятельно решал судьбу «отбракованных» машин — подбирал покупателей (недостатка в таковых не было), а деньги передавал Хозяину. Изрядно поезженный Bel Air заинтересовал главного инженера Днепропетровского авторемонтного завода Валентина Игнатенко, бывшего в добрых отношениях с Брежневым. Однако продавать автомобиль знакомому Брежневу было не с руки. И тогда Игнатенко решил действовать через своего дальнего родственника — трижды Героя Советского Союза, легендарного летчика Александра Ивановича Покрышкина, который тоже был неравнодушен к хорошим машинам. В итоге, «американца» перевезли в Днепропетровск.
Игнатенко пришел в ужас от изуродованной передней панели и помятых бамперов. Если машина не вставала «на уши», о чем свидетельствовала целехонькая крыша, то в ней явно устраивали оргии. Игнатенко пытался поддерживать машину в рабочем состоянии, ремонтируя сложный, по советским меркам, мотор, но из-за отсутствия необходимых смазочных материалов оригинальный двигатель и коробку передач все-таки угробили. Chevrolet ждала участь большинства осевших в Советском Союзе иномарок: к нему начали приспосабливать отечественные агрегаты. Впихнули мотор и коробку от Волги, но они не стыковались с «родными» мостами и рулевым управлением… Пришлось поставить машину на прикол и подыскивать ей нового хозяина.
Машину заметил известный украинский реставратор мотоциклов Василий Панкратов. Это была любовь с первого взгляда, но у офицера пожарной охраны не хватало денег на покупку именитой машины. А коллеги по увлечению норовили увести американский лайнер буквально из-под носа. Пришлось затянуть ремень — и в 2001 году сделка состоялась.
На реставрацию ушло долгих пять лет. Василию помогал сын Александр и известный днепропетровский мастер Сергей Скалозуб. Оригинальные элементы были сохранены или восстановлены, а недостающие части заказывались в США по интернету. Через «всемирную паутину» были найдены каталог запчастей, оригинальные двигатель и трансмиссия, мелкие детали. Среди «мелочевки» — элегантные колесные колпаки с декоративной отбортовкой. Из-за высокой надежности (они крепко сидят на колесе), такие колпаки называли «полицейскими», хотя за доплату их мог заказать любой покупатель.
В ходе реставрации обнаружилось, что правая боковина кузова рихтовалась после серьезной аварии, а крышка перчаточного ящика явно была «отрихтована» коленями пассажира. Василий аккуратно убрал следы этой, совершенной невесть кем, автокатастрофы. Сзади кузов также был «приложен» — инженер Игнатенко вспомнил, как после одного из праздников он неудачно заезжал в гараж… Однако следы этой аварии были ничтожны по сравнению с «замазанными» следами московской аварии.
Кузов требовал покраски. Дилерские бумаги Данеке говорили о том, что двухцветная бело-зеленая покраска машины была сделана в соответствии с американским стандартом, что подтверждалось описанием и фотографиями, приклеенными к сопроводительным документам. Однако маркировка на внутренней стороне багажника машины гласила, что автомобиль был вывезен из страны насовсем (а не временно) — это значит, что и цвет кузова мог быть немного иным. В архиве Игнатенко сохранились фотографии, которые подтверждали, что из Москвы машина приехала именно в такой «американской» раскраске.
Реставратор решил не восстанавливать цвет кузова по фотографиям — новая нитрокраска подбиралась через американские интернет-сайты любителей старых машин. В результате автомобиль получился таким, каким он предстал на прошлогоднем фестивале Автофорум, на котором восстановленный в Днепропетровске Bel Air удостоился Гран-при.
На традиционный дилетантский вопрос о цене машины однозначного ответа нет. В Америке цена на Chevrolet Sport Coupe Hardtop Bel Air образца 1955 года доходит до $52000. Василий Панкратов продавать восстановленную машину не намерен. Проживший на белом свете больше сорока лет двухдверный Bel Air стал свидетелем многих исторических событий.
[700x470]
[700x525]