Это цитата сообщения
Анастасия_Склифский Оригинальное сообщениеМонстры из японского фольклора
Мир японских монстров очень сложен, здесь переплелись китайский буддизм и национальный синтоизм. Японские чудовища совершенно непохожи на привычную нам европейскую нечисть.
[337x500]
В японском фольклоре общее название для монстров, призраков и духов обакэ и бакэмоно. Обычно эти слова переводятся как призрак, но в основном они относятся к живым или сверхъестественным существам, временно изменивших свою форму, и отличаются от духов умерших. Иногда термин обакэ может использоваться и для призрака юрэй. Настоящей формой бакэмоно может быть животное. В японской мифологии часто упоминаются животные, обладающие волшебной силой. Согласно легендам, большинство из них обладает антропоморфными чертами или умеет обращаться в людей, такие оборотни называются хэнгэ, это енотовидные собаки тануки, лисы кицунэ, змеи хэби, барсуки мидзина, кошки бакэнэко и нэкомата, волки оками и другие. Бакэмоно обычно или притворяется человеком, или появляется в странной или устрашающей форме. Из обакэ иногда выделяется самостоятельный класс призраков - ёкай, это сверхъестественное существо японской мифологии, разновидность обакэ. В японском языке слово ёкай имеет очень широкое значение и может обозначать практически все сверхъестественные существа японской мифологии, или даже заимствованные из европейской - от злобных они до кицунэ или снежной женщины Юки-онна. Их главный признак - неординарный внешний вид, один глаз, длинная шея и прочее. Ёкай напоминают русских домовых или леших, живут эти существа в определенной местности и не ищут встречи с человеком. Ёкай могут быть как дружелюбны, так и зловредны. Они ассоциируются с огнем и северо-востоком. Зимой встречи с нечистью происходят редко. Еще одна разновидность японских монстров - они, это демоны-людоеды, обычно они отличаются огромными размерами, но встречаются упоминания и о маленьких они. Эти существа умеют обращаться в людей и очень любят человеческое мясо.
Азуки-арай (azuki-arai) чем-то напоминает Голлума. Встретить его можно на берегу горных рек, где он полощет в воде красные бобы. При этом раздается звук вроде "шоки-шоки." Трудолюбивое существо тихонько напевает "Ну что, полоскать ли мне бобы или же поймать человека и съесть его? Шоки-шоки?" Но это он просто храбрится. При виде человека азуки-арай прыгает в воду или прячется. Хотя засмотревшись на него, можно и самому в реку упасть.
[500x615]
Нуре-онна (Nure-onna) — существо с телом змеи и головой женщины. Обитает возле рек, где, будучи особой чистоплотной, моет свои длинные волосы. Некоторые легенды наделяют ее и руками, так что нуре-онна может носить с собой ребенка. Но не вздумайте брать его, если она попросит его подержать! Дело в том, что ребенок сначала намертво пристанет к вашим рукам, а потом вдруг потяжелеет и сбросить его будет невозможно. Ну, змея подколодная, что с нее возьмешь? Язык у нуре-онны тоже не простой, а с сюрпризом. Им она высасывает кровь из тела жертвы.
[590x584]
[512x700]
Уси-оно (ushi-ono) называют различных быкообразных демонов, зачастую, живущих в воде. Вот это существо прямо таки мечта доктора Моро — помесь быка с пауком. Иногда уси-оно работает в тандеме с нуре-онной. Уже после того, как легкомысленный прохожий взял в руки ее ребенка, а тот спешно прибавил в весе, появляет быкомонстр и атакует беднягу. Бизнес поставлен на поток.
[590x294]
А это фунаюрей (funayurei), духи погибших в море. Они обступают судно и просят черпак для вычерпывания воды из лодки. Но если дать им этот черпак, они сразу же начнут заливать водой корабль доброхотов, покуда не утопят его.
[590x456]
Умибозу (umibozu) — большое и черное нечто, которое живет в воде и топит корабли. Поскольку эти монстры лысые, считалось, что ими становятся утопшие монахи. Легенда гласит, что один отважный моряк повстречал черную громадину с полыхавшими глазами. "Ну что, страшен я на вид?" прогрохотал монстр. "Нет, не страшен" честно ответил моряк. "Вот пробиваться в жизни гораздо страшнее!" Монстр помолчал и удалился. Потому что так оно и есть.
[477x700]
Одним из самых популярных существ в японском фольклоре является каппа (kappa) — подвид водяных. С виду он напоминает гибрид черепахи и лягушки, причем с когтями, клювом и жидкими волосенками на голове. На макушке у каппы имеется углубление, заполненное водой. Именно эта вода и придает ему сверхъестественную силу. Зная о своих способностях, каппа нередко вызывает людей на поединки сумо. Правда, побороть каппу не так уж сложно. Надо всего-навсего поклониться перед началом поединка. Вежливое существо тут же повторит поклон, и тогда вода выльется из впадинки, а каппа ослабеет. Если человек сжалится и вновь нальет ему воды на голову, каппа будет служить благодетелю целую вечность.
[338x700]
Каппы очень любят есть людей вообще и детей в частности. Последних они запросто могут утащить, когда те купаются в реке (наверное, в каждой стране есть фольклор про водяных тварей, ворующих детей). Людей каппы едят не абы как, а по-декадентски — вытаскивают внутренности через анус и лишь затем поглощают их. Считается, что так вкуснее. Кроме того, деликатесом у них слывет и мифическая железа shirikodama, которая якобы располагается в человеческом анусе. Как сказал бы Фрейд, из анальной фазы каппы так и не выросли. Например, они развлекаются тем, что пускают ветры в направлении рыбаков. Впрочем, согласно гравюре Ёситоси, люди платят им той же монетой.
[590x444]
К счастью, помимо человеческих внутренностей каппы обожают огурцы, особенно кончики — от них каппы просто млеют. Чтобы задобрить водяных, в воду бросали огурцы, причем иногда писали на них имена детей — чтобы каппы знали, кого именно не трогать. Так же не рекомендовали есть огурцы перед купанием, ведь каппы могут учуять малейших запах огурца, а уж извлечь огурцы из человека для них легче легкого.
[530x700]
Акутугава Рюноскэ поведал нам про общества капп в рассказе "В Стране Водяных." Другое дело, что каппы там — это как тролли в "Пер Гюнте," пародия на человеческое общество.
[590x414]
Амеонна (Ame-onna) это скорее богиня, чем чудовище. Ее прототипом считается китайская богиня, которая утром становится облаком, а вечером — дождем.
[554x700]
[481x700]
Ками-кири (kami-kiri) это существо, помешанное на волосах. Любит отрезать женские волосы под корень, фетишист эдакий! Правда, волосы он срезает не просто так, а с умыслом. Подобным образом он предупреждает девиц, собравшихся вступить в брак с призраком либо другим сверхъестественным существом. Все равно такие браки недолговечны, так зачем дергаться? Напасть он может как дома, особенно в ванной, так и на улице. В эпоху Мейдзи ходили страшилки о разбушевавшихся ками-кири, которые кромсали волосы почем зря. Об этих монстрах даже писали в газетах!
[590x448]
[590x315]
Уван (uwan) это антропоморфная персонификация эха. Обитает в заброшенных зданиях. Если вас угораздит в оказаться в таком нехорошем домишке, он подкрадется и заорет в ухо "Уван!!!!"
[590x440]
Цукумогами (Tsukumogami). Считалось, что если предмет домашней утвари дотянет до 100 лет, он оживет и поумнеет. В цукумогами может превратиться любой предмет, будь то меч или старый тапок. Обычно это тварюшки незлобивые, могут разве что пакостить по мелочам. Но все равно, глядите в оба, открывая прабабушкин сундучок. Мало ли что оттуда выскочит, и в каком оно будет расположении духа? С разгневанным корсетом я бы стражаться не стала. Впрочем, считается что в наши дни вещи уже не становятся цукумогами. Во всем виновато электричество и постмодернизм.
[526x700]
А это особый вид цукумогами — ожившее стремя абуми-кучи (abumi-kuchi). Когда-то ее хозяина-воина убило стрелой, а стремя ожило и тоскует по нему.
[526x700]
Нинменджу (Jinmenju, Ninmenju) — дерево, на котором растут человечские головы. Они всегда улыбаются и смеются, даже когда падают на землю. Дерево со смайликами — это, безусловно, кавай и ня.
[477x700]
Сие очаровательное создание прозывается аканамэ (akaname) и обитает в грязных уборных. Питается аканамэ... ну, в общем, что найдет в сортире, тем и питается. Чтоб удобней было питаться, у него есть недвусмысленно длинный язык. Так что поосторожнее надо быть в уборных. С оглядкой туда ходить.
[526x700]
[537x700]
Бакенеко - (кошка-оборотень) В точности неизвестно, почему обычная кошка вдруг превращается в оборотня. Иногда это происходит оттого, что ее кормят на одном месте на протяжении 13 лет, в других случаях - потому что достигла крупных размеров. Под подозрение попадали и кошки недавно умерших. Помимо крупных размеров, бакенеко отличаются и тем, что ходят на задних лапах.
[484x398]
Зачастую бакенеко пожирают людей, а после принимают их облик. Известна, к примеру, история одного господина, чья кошка внезапно пропала, а у его матери столь же внезапно изменился характер. Она начала сторониться родни и обедать в одиночестве. А когда любящие родственники украдкой заглянули к ней в комнату, то увидели, что она наворачивает сырое мясо. Заподозрив неладное, сын разобрал пол и увидел обглоданные косточки своей матери. Оборотень полакомился ею.
[700x330]
Нэкомата - это следующая ступень развития бакенеко: "Трансформация милых котегов в чудовищ на бакэнэко не останавливается. Следующая стадия - нэкомата. Когда хвост у кошки раздваивается и самые кошмарные ужасы творит именно такой двухвостый монстр."
[500x594]
Каша (kasha) - монстр, ворующий трупы с похорон. В этого монстра могли превратиться кошки в доме покойника, так что на них посматривали с подозрением. Считалось, что кошка может оживить труп, перепрыгнув через него.
[700x400]
Приходите вы домой, а там какой-то плюгавенький старикашка сидит за столом, пьет ваш чай и вообще ведет себя по-хозяйски. Это нурарихьон (Nurarihyon). Он незаметно проскальзывает в открытую дверь и пытается у вас обосноваться. А поскольку он похож на человека, его могут принять за хозяина дома, так что выгнать его ох как не просто.
[519x600]
Ашинагатенага (Ashinagatenaga) работают в паре. У одного из них очень длинные руки, у другого - столь же длинные ноги. Промышляют они рыбной ловлей. Длинногий заходит в воду, а партнер забирается ему на спину и ловит рыбу своими длинными руками. Очень удобно.
[360x526]
Наверняка это очень приятно - быть рокурокуби (rokurokubi), т.е. чудовищем с шеей, которая вытягивается почти бесконечно. Можно, к примеру, заглянуть в окно соседям на девятом этаже или рассмотреть книжку на верхней полке, не разыскивая этажерку по всей библиотеке. Рокурокуби можно стать из-за проклятия, а так же просто из-за непомерного любопыства. Становятся ими по большей части женщины - тут все понятно. Внешне рокурокуби ничем не отличаются от обычных людей, тем более что шею они могут вытягивать или по собственному желанию, или же во сне. Некоторые как раз и узнают, что стали рокурокуби, лишь после пробуждения. Хотя некоторые рокурокуби едят людей и пьют их кровь, по большей части они незлобивы. Разве что пошутить любят, тем более что с такой шеей для этого есть масса возможностей. Некоторые рокурокуби выходят замуж, причем мужья узнают о столь пикантной особенности своих жен по чистой случайности.
[369x700]
[371x499]
Иногда рокурокуби путают с нукекуби, у которых голова может отлетать от тела.
Хитоцумэ-козо (Hitosume-kozo) ростом с десятилетнего мальчишку и бритоголовые, как буддистские монахи. Их главная особенность - один огромный глаз во все лицо. Хитоцуме-козо сравнительно безобидны, хотя и люят подшутить над ничего не подозревающим прохожим. Кроме того, они любят тишину, так что могут подойти к громко беседующим людям и попросить их замолчать. Чтобы отпугнуть их, в дверном проходе можно повесить бамбуковую корзину. Увидев многочисленные дырочки, чудовища сочтут их глазами и убегут, чтобы не растравлять себе душу - тут-то много глаз, а у них всего один!
[400x491]
Ноппера-бо (nopperabo) обожает пугать людей. Например, может подкрасться к прохожему, причем так, чтобы лицо было скрыто. Поначалу прохожий попытается завести разговор, и лишь затем увидит, что у его собеседника... нет лица! В ужасе прохожий бросится бежать. И лишь потом, нервно посмеиваясь, перескажет это происшествие своему приятелю. Тот выслушает его с доброжелательной улыбкой и переспросит "А какое у него лицо было? Вот такое?" А когда бедняга увидит, что и у приятеля вдруг пропали черты лица, то неприменно упадет в обморок. А ноппера-бо наверняка посмеется. Правда, непонятно, чем именно он будет смеяться.
[420x376]
А это ноппера-бо для взрослых. Лица у этого монстра тоже нет, но от ноппера-бо он все таки отличается, так что и зовется по-другому - шириме (shirime) или нуппори-бозу (nuppori-bozu). Согласно легенде, однажды ночью самурай шагал по дороге в Киото, но услышал, что кто-то просит его остановиться. Каково же было его удивление, когда он увидел мужчину, который тут же начал раздеваться и выставил голый зад! Более того, вместо ануса у существа был глаз. Самурай был шокирован.
[500x186]
Любит пугать людей и охагуро-бэттари (ohaguro-bettari), встретить которую можно в сумерках на окраине города. Она носит красивое кимоно, но на этом, собственно, и заканчивается ее привлекательность. Лица у нее считай что нет, есть только огромный рот, полный черных зубов. Впрочем, как раз зубы у нее красивые. До эпохи Мейдзи, японки, особенно замужние, часто чернили зубы.
[400x505]
У футакучи-онна (futa-kuchi-onna) тоже весьма интересный рот. Правда, располагается он на затылке. Если его долго не кормить, он начнет бормотать всякие гадости, скрежетать и требовать еды, вот немедленно, вот прямо сейчас! К счастью, волосы женщины могут хватать еду и совать ее во второй рот, что очень удобно и воротник не заляпаешь.
Странную анатомию футакучи-онна объясняют несколько легенд. Согласно одной из них, мужчина совершенно случайно рубанул свою жену топором по затылку, а рана не только не заросла, но превратилась в рот. Согласно другой, это проклятие пало на мачеху, заморившую голодом пасынка, но кормившую собственное дитя до отвала. В отместку, дух погибшего ребенка вживился ей в голову и превратился во второй рот. Популярна и история о скряге, который все никак не мог жениться, потому что не хотел тратить денег на жену. И вдруг ему несказанно повезло - повстречалась женщина, которая вообще ничего не ела! Скряга тотчас на ней женился. Работа у новой жены спорилась, а в рот женщина действительно не брала ни крошки. Но скряга не мог не заметить, что запасы риса уменьшаются. Он решил проследить за женой и к своему вящему ужасу видел, что под волосами она прятала рот. Причем рот уписывал рис только так! Аж за ушами трещало. А вот не надо гоняться за дешевизной!
[400x533]
Ночью на пустынной дороге можно повстречать микоши-ньюдо (Mikoshi-nyuudo). С виду он похож на бродячего монаха, только косоглазого. Чем дольше на него смотреть, тем выше он становится, а если смотреть совсем уж долго, то можно и умереть.
[448x400]
Нури-ботоке (nuri-botoke) это нечто вроде ожившего трупа с черной кожей и рыбьим хвостом. Его главная примета - глаза, выпавшие из глазниц и болтающиеся на ходу. О его происхождении бытуют разные версии. Согласно одной из них, это дух буддисткого алтаря, пришедшего в запустение. Вроде как Будда прислал напоминание, что пора вытереть пыль.
[520x456]
Это нуппеппо (nuppeppo), фактически, комок гнилого мяса с обвисшими чертами лица. Запах у него тоже весьма специфический. Он обитает возле заброшенных храмов и кладбищ, а то и просто бредет из города в город. Тихий такой, безобидный, только пахнет плохо, ну и скучный очень. Иногда нуппеппо путешествуют группами.
[360x460]