Исторический контекст его появления на свет был таков: во Франции только-только отгремела великая революция, старый порядок как и монархия канули в лету, а на смену им пришла Первая французская республика. Девиз «Свобода, равенство и братство» был у всех на устах, а молодой и амбициозный Наполеон Бонапарт вселял веру в светлое будущее.
Именно в такой революционной обстановке перемен у капитана наполеоновской армии Леопольда Сижисбера Гюго появился на свет третий сын. Семья Гюго в то время жила в городе Безнасо, что на востоке Франции. Мальчик, которого нарекли Виктором, родился слабеньким и болезненным. Его мать Софи Требюше сделал запись в своем дневнике, что ее третий младенец родился «не больше столового ножа».
Виктор Гюго в детстве и юности
Семейство Гюго было обеспеченным, в Безнасоне в их распоряжении был большой трехэтажный особняк. Глава семьи Леопольд Гюго происходил из крестьянского сословия, но революция дала ему шанс проявить себя. И он им вполне воспользовался. Начав свою карьеру офицером наполеоновской армии, отец будущего писателя стал сторонником Бонапарта, а затем дослужился до чина генерала. Из-за службы Гюго-старшего семья постоянно переезжала с места на место: Италия, Испания, Франция, острова Средиземного моря, Тоскана – все семейство следовало за Леопольдом Гюго на его новые места службы. На юного Виктора эти путешествия произвели неизгладимые впечатления, в будущем они найдут отражение в его книгах.
О матери писателя сохранилось совсем мало сведений. Достоверно известно лишь то, что Софи Требюше происходила из семьи судовладельца.
Настоящей страстью молодого Виктора была литература! Он запоем читал стихи и прозу, как на французском, так и на латинском языках. Сам он еще с юности стал сочинять оды и стихотворения. Первые стихотворные опыты относятся ко времени учебы в лицее Людвига Великого, куда он поступил в 1812 году. Во время школьных театральных постановок Гюго часто выступал в качестве автора пьес, и эти импровизации и творчество невероятно вдохновляли его!
В 14 лет Виктор обзавелся первым литературным кумиром. Им стал поэт Франсуа Шатобриан. Гюго мечтал походить на великого мэтра и даже говорил: «Я буду Шатобрианом или никем!». Позднее, когда будущий автор «Нотр-Дама де Пари» вынужден был отлеживаться несколько недель после полученного ранения в ногу, он исписал 10 тетрадей переводами творений Вергилия – еще одного своего кумира. Такова была сила его литературной страсти!
В 15 лет Гюго попытал свои силы в литературном конкурсе и представил жюри «Оду о пользе наук». Это произведение юного автора получило восторженные отзывы и восхищение комиссии. Многие члены жюри не могли поверить, что автор стихов – юноша, настолько зрелым и глубоким было это произведение.
Виктор Гюго в молодости
Уже в это время Гюго не скрываясь представлял публике свои роялисткие взгляды и приверженность литературному классицизму. В своих ранних произведениях молодой поэт восхвалял династию Бурбонов. Это не прошло незамеченным: за оду «На восстановление статуи Генриха IV» Гюго был вознагражден не только благосклонностью властей, но и начал получать жалованье. Это было совершенно не лишним, так как Леопольд Гюго отказался материально поддерживать сына из-за отказа того поступать в Политехнический университет.
Когда Гюго исполнилось 17, он вместе с братом Абелем начал издавать журнал «Литературный консерватор». О содержании издания красноречиво говорило его название. Окончательно закрепиться на литературном Олимпе помог молодому автору сборник собственных стихотворений «Оды», который он выпустил в 1822 году. С этого момента Гюго стал признанным поэтом Франции.
Книги Гюго были ярким образчиком романтизма, в них почти всегда содержался политический и социальный аспекты, в то время как английский романтизм лорда Байрона выражался в произведениях, где на пьедестал возводилась человеческая личность.
Париж уже в то время считался городом любви, но это не мешало нищенству, рабовладению, социальному неравенству, грязным закоулкам и распутным женщинам соседствовать с романтичным образом города. Наблюдательность была врожденной чертой Гюго, и именно она позволила ему замечать не только проявления блестящего утонченного Парижа, но и его темные стороны. В своих произведениях автор не стремился докопаться до истоков социальных распрей, но пытался доказать читателям, что проблемы общества будут решены только тогда, когда люди поставят на первое место нравственность и мораль.
Шесть персонажей Виктора Гюго.
Писатель не избегал и политических тем. Так, в своем романе «Последний день приговоренного к смерти», Гюго вполне конкретно описывает идею отмены смертной казни. Роман вышел в 1829 году и стал первым серьезным прозаическим произведением писателя.
Подобную философскую концепцию носил и еще один роман Виктора Гюго, написанный им уже в зрелом возрасте – роман «Человек, который смеется» (изначально автор планировал озаглавить его «По приказу короля», но друзья убедили его не делать этого). Произведение основано на реальных событиях и в полной мере дает представление о безграничной власти знатной верхушки над простыми людьми. Роман описывает жизнь лорда Гуинплена, который был похищен младенцем и изуродован – ему оттопырили уши, а на лице сделали надрезы, и когда раны зажили, то было похоже, как будто лицо все время расплывалось в улыбке. С такой внешностью парнишке ничего не оставалось, как только устроиться шутом при королевском дворе. И никто, кроме его приемного отца и названной сестры, не относился к нему серьезно – его считали второсортным человеком, не замечая ни его врожденных талантов, ни доброго сердца.
«Собор Парижской Богоматери». Виктор Гюго
Идея создания этого романа возникла у Гюго в 1828 году. И уже в 1831 году книга вышла в свет. После того, как произведение было издано, к Гюго приходит слава не только великолепного романиста, но и новатора – во французской литературе никто до него не создавал романы с историческим подтекстом.
Вдохновителем Виктора стал писатель-историк Вальтер Скотт. Надо отметить, что Гюго вложил в «Собор Парижской Богоматери» и политический мотив: писатель был ярым приверженцем реконструкции памятников культуры и продвигал эту идею в обществе.
Квазимодо спасает Эсмеральду от рук палачей. Mlle Henry (1790-1873).
«Вы созерцаете звезду по двум причинам: потому, что она сверкает, и потому, что она непостижима. Но рядом с вами – сияние более нежное и тайна более глубокая: женщина»
Виктор Гюго
Готический собор, который власти Франции собирались просто напросто снести, стал центральным персонажем романа. Произведение повествует о невероятной жестокости людей и вечной, как мир, борьбе добра и зла. Сюжет романа раскрывает перед нами несчастную любовь уродливого карлика Квазимодо к прекрасной Эсмеральде. Квазимодо буквально боготворил свою возлюбленную, ведь она была единственным человеком во всем Париже, кто относился к нему по-человечески, несмотря на его отталкивающую внешность. Позднее роман вдохновил многих режиссеров на создание художественных фильмов, театральных постановок и мюзиклов. Кроме того, роман привлек внимание мировой общественности к сохранению исторических памятников культуры, многие из которых после этого получили «вторую жизнь»: были сохранены и отреставрированы.
«Отверженные»
Роман «Отверженные» Гюго представил читателям в 1862 году, и это произведение стало вершиной творчества писателя. Позднее по сюжету романа был снят фильм. На первый план в романе выходят такие общественные явления современной Гюго жизни, как нищета, голод, падение женщин до продажной любви ради куска хлеба и произвол властей в лице знати.
Иллюстрация Гюстава Бриона к роману «Отверженные», 1864 год
Большинство биографов склоняются ко мнению, что роман основан на реальных событиях. В 1846 году Гюго стал свидетелем того, как некоего человека заключили под стражу из-за кражи буханки хлеба. Ну, а размышления и жизненный опыт писателя помогли ему развить этот сюжет дальше.
Еще одна известная история, описанная Виктором Гюго в этом же романе – история веселого паренька Гавроша, который погиб во время июньского восстания 1831 года.
5elementum.ru›human/viktor-gjugo-francuzskij…
Гаврош. Иллюстрация к книге Виктора Гюго "Отверженные"
С 1830 года Виктор Гюго работает преимущественно в театре. Этому периоду принадлежат такие работы автора, как «Лучи и тени», «Внутренние голоса» и несколько других пьес, которые практически сразу же показываются широкой публике.
С 1830 Виктор Гюго работает преимущественно в театре. Этому периоду принадлежат такие работы автора, как «Лучи и тени», «Внутренние голоса» и несколько других пьес, которые практически сразу же показываются публике.
За год до этого Гюго создает пьесу «Эрнани», которую ему удается поставить на сцене с помощью одного из влиятельных друзей. Сюжет и общая картина произведения вновь становятся причиной для баталий между критиками, ведь Гюго напрочь изменяет каноны и смешивает так называемое классическое (по его мнению, старое) искусство с новым. Результат практически полностью отвергается как критиками, так и самими актерами. Но находится и сторонник Гюго – Теофиль Готье, который выступает за новизну в искусстве и добивается того, что «Эрнани» ставят в еще нескольких городских театрах.
Скончался знаменитый писатель весной 1885 года. Причиной смерти стала пневмония, от которой он не смог оправиться. Весть о смерти Виктора Гюго в считанные дни облетела всю Францию, и на похороны писателя собралось невиданное количество человек, по средним под счетам – не меньше миллиона.
Виктор Гюго со своим сыном Франсуа-Виктором (1836)