Кто еще владел тогда столькими "регистрами" русской речи?
И ритм "поэз" Игоря Северянина:
И когда вода раздавит
В трюме крепкие бочонки, -
Он увидит, погружаясь
В атлантическую тьму:
Тонколицая колдунья,
Большеглазая девчонка
С фотографии грошовой
Улыбается ему.
("Бродяга", 1934)
Или украинскую "думу" - вроде тех, что "спiвали" кобзари и лирники. Не хуже того Эдуарда Багрицкого, той "Думы про Опанаса":
Наставили в Молибогу
Кадеты наганы,
Повесили Молибогу
До горы ногами.
Торчит его деревяшка,
Борода, как знамя...
Ой, как важко, ой, как тяжко
Страдать за панами!
("Дорош Молибога", 1934)
Тут и чеканно-романтический язык Николая Гумилева и Николая Тихонова:
Тачанки и пулеметы,
И пушки в серых чехлах.
Походным порядком роты
Вступают в мирный кишлак.
Вечерний шелковый воздух,
Оранжевые костры,
Хивы золотые звезды
И синие - Бухары.
("Певец", 1936)
С фольклора, с образов недавней, но уже легендарной Гражданской войны, Кедрин переключается на дачную повседневность 30-х:
Бутылка вина кисловата, как дрожжи.
Закурим, нальем и послушаем, как
Шумит элегический пушкинский дождик
И шаткую свечку колеблет сквозняк.
("Подмосковная осень", 1937)
И Светская беседа пушкинской поры:
- Не правда ли, мадам, как весел Летний сад,
Как прихотлив узор сих кованых оград,
Опертых на лощеные граниты?
Феб, обойдя Петрополь знаменитый,
Последние лучи дарит его садам.
И золотит Неву... Но вы грустны, мадам?
("Сводня", 1937)
И вот же поэт заводит солдатскую песню - что твой Демьян Бедный с его "Проводами" ("Как родная меня мать провожала"):
Шилом бреется солдат,
Дымом греется...
Шли в побывку
Из Карпат
Два армейца.
("Песня про солдата", 1938)
Тут вам и стилизация летописного языка XVI столетия:
Как побил государь
Золотую Орду под Казанью,
Указал на подворье свое
Приходить мастерам.
И велел благодетель, -
Гласит летописца сказанье, -
В память оной победы
Да выстроят каменный храм! [...]
И уже потянулись
Стрельчатые башенки кверху,
Переходы,
Балкончики,
Луковки да купола.
И дивились ученые люди, -
Зане эта церковь
Краше вилл италийских
И пагод индийских была!
("Зодчие", 1938)
И даже рассудительная речь многодетного справного крестьянина, жена которого едет получать у "всесоюзного старосты" Михал Иваныча Калинина орден "Материнская слава", но который тем не менее "на Верховный Совет обиделся":
Наше дело, конечно, оно пустяк.
Но меня обижают, вижу я:
Тут вертись не вертись, а ведь как-никак
Все ребята в меня. Все - рыжие!
Девять парней - что соколы, и опять -
Трое девок и все красавицы!
Ты Калинычу, мать, не забудь сказать:
Без опары пирог не ставится.
Уж коли ему орден навесить жаль,
Все ж пускай обратит внимание
И велит мужикам нацеплять медаль -
Не за доблесть, так за старание.
("Как мужик обиделся", 1945)
Это та же волна, на которой творил в конце 1943-го Борис Пастернак:
Октябрь серебристо-ореховый.
Блеск заморозков оловянный.
Осенние сумерки Чехова,
Чайковского и Левитана.
Тот же ясный русский язык, правильное русское слово, русская классическая культура...
Из-за революции и Гражданской войны сын счетовода Кедрин не успел закончить в Екатеринославе (Днепропетровске, ныне - Днипро в Украине) коммерческое училище - оставшись, таким образом, без среднего образования.
Но, поощряемый родными, он любил читать. И благодаря книгам получил - говоря словами члена сталинского Политбюро Лазаря Кагановича (сказанными им самим о себе при переписи 1989 года) - "высшее самообразование".
Эрудиция Кедрина впечатляет даже на фоне той поры - ценившей книжное знание.
Фараон Сезострис, царь Аттила, опричник Генрих Штаден, Рембрандт ван Рейн, "Барберини, пизанский старый инженер", Фирдоуси, Архимед, Грибоедов, хан Девлет-Гирей, Феликс Дзержинский, имам Шамиль, Спиноза, князь Василько Константинович...
Среднеазиатский кишлак, Карпаты Первой мировой, Нью-Йорк времен президента Гувера...
Но главное, чтение позволило Кедрину овладеть богатством русского языка.
Детство, проведенное в нынешней Украине, дало ему - как и Эдуарду Багрицкому, Валентину Катаеву, Семену Кирсанову, Илье Сельвинскому - вкус не только к русскому слову, но и к украинскому.
И еще строки из победного сорок пятого:
Все мне мерещится поле с гречихою,
В маленьком доме сирень на окне,
Ясное-ясное, тихое-тихое
Летнее утро мерещится мне.
Мне вспоминается кляча чубарая,
Аист на крыше, скирды на гумне,
Темная-темная, старая-старая
Церковка наша мерещится мне.
Чудится мне, будто песню печальную
Мать надо мною поет в полусне,
Узкая-узкая, дальняя-дальняя
В поле дорога мерещится мне.
Где ж этот дом с покосившейся ставнею,
Комната с пестрым ковром на стене?
Милое-милое, давнее-давнее
Детство мое вспоминается мне.
("Давнее", 1945)
В тот 1945 год Дмитрий Кедрин все чаще ощущал приближение чего-то трагического.
Его убили 18 сентября 1945-го.