Они встретились ещё в то время, когда Тамара Макарова и Сергей Герасимов /1906-1985/, были неизвестными актёрами, фактически только начинающими свой путь в искусстве.
А потом они шли по жизни рука об руку и, казалось, не могло быть в мире никакой силы, способной их разлучить.
С лёгкой руки жены Сергей Аполлинариевич стал заниматься режиссурой, а супруга была его музой и снималась во всех его фильмах.
Но когда настал час прощания, Тамара Фёдоровна отказалась идти на похороны мужа.
Тамара родилась в Санкт-Петербурге, старшая из трёх детей в семье военного врача, офицера, служившего в лейб-гвардии гренадерского полка в Царском селе; его круг общения составляла аристократия.
Участвовала в домашних театрах, посещала балетную школу и мечтала поступить в хореографическую студию при Мариинском театре.
В 1917 году после Октябрьской революции её отец пропал без вести.
В 14 лет Тамара, собрав соседских детей, создала собственную труппу; дворовый театр радовал спектаклями жителей окрестностей, его даже зарегистрировали, и ребята стали получать паёк.
Тамара в детстве.
В 1924 году по окончании средней школы она поступила в актёрскую Мастерскую Фореггера (Мастфор).
Там впервые встретилась с Сергеем Герасимовым.
Совместное восхождение:
Тамара, 1929г
Тамара Макарова долгие годы занималась балетом, после окончила актерскую мастерскую Фореггера, но её карьера началась с того самого вопроса, который, наверняка, до сих пор мечтают услышать многие представительницы прекрасного пола.
«Девушка, а вы не хотели бы сниматься в кино?» - спросил у Тамары Макаровой ассистент режиссеров Козинцева и Трауберга. Она, конечно же, хотела.
В 1927 году Тамара Федоровна дебютировала в кино в фильме «Чужой пиджак».
И даже представить себе не могла, что эти её самые первые съёмки в кино подарят ей встречу с главным мужчиной в её жизни,
Сергеем Герасимовым.
У Сергея Герасимова уже был опыт работы в кино, который появился ещё в годы учёбы в школе эксцентрического актёра в мастерской «ФЭКС».
До начала съёмок в картине «Чужой пиджак» -1927, он успел появиться в нескольких фильмах.
в фильме "Союз великого дела" -1927г
Впрочем, ещё до встречи на съёмочной площадке Тамара и Сергей пару раз пересекались, но по-настоящему познакомились они уже во время совместной работы.
в фильме "Новый Вавилон"-1929г
Роман был страстным и стремительным, и вскоре молодые люди в 1928 году уже стали мужем и женой.
актриса в фильме "Дезертир" -1933г
Тамара Макарова способна была покорить своей красотой любого мужчину.
Сергей Герасимов рассказывал: она была так хороша, что, когда переходила улицу, машины останавливались, а водители просто замирали, не в силах отвести взгляд от красавицы.
Но он сам был очарован не только красотой своей жены, но ещё её острым умом, талантом и какой-то мистической дальновидностью.
Это она в самом начале их совместной жизни посоветовала Сергею Герасимову задуматься о режиссуре, несмотря на то, что его типаж был довольно востребован в немом кино.
И всячески поддерживала супруга, когда его первые опыты съемки фильмов были не слишком удачными.
Тамара Макарова советовала ему не сдаваться и продолжать осваивать новое поле деятельности, даже пригрозила как-то, шутя, что не станет жить с простым, хоть и известным, актёром.
А потом на экраны вышел фильм
«Семеро смелых» -1936, который с успехом прошёл по стране.
Главную роль в нём сыграла Тамара Макарова.
Позже она будет сниматься и в других фильмах своего мужа:
"Маскарад" -1941,
"Молодая гвардия" -1948г
и других.
Тамара Федоровна всегда будет вызывать его восхищение, даже когда отпразднует свой 70-летний юбилей.
Он никогда не скрывал, насколько гордится своей супругой.
Да и Тамара Федоровна не скрывала своих чувств.
Однажды она сказала о том, что хотела бы пройти вместе с Сергеем Герасимовым весь путь, до самого конца, и в зрелом возрасте сыграть в его последнем фильме женщину соответствующих лет.
Прощание, за которым не будет встречи:
Больше полувека счастья, любви, страха – это была их жизнь, долгая и очень насыщенная.
Они не были двумя половинками одного целого.
Каждый из них был яркой индивидуальностью и не умел, да и не хотел растворяться в другом человеке.
Но Сергей Аполлинариевич всю жизнь неизменно восхищался её красотой.
На его столе дома всегда стояли три фотографии.
На одной режиссёр был запечатлён с Чарли Чаплиным, на другой он, ещё маленький, с родственниками, а на третьей были только глаза.
Глаза Тамары Фёдоровны.
Одной из самых ярких ее работ стала роль Хозяйки Медной горы в киносказке «Каменный цветок» -1946.
Она никогда не делала из своей красоты идола.
Макияж её был очень сдержанным, волосы и вовсе не красила, даже когда начала седеть.
Тамара Макарова никогда не прибегала к помощи пластических хирургов и при этом старела очень красиво.
Зато она ежедневно делала утреннюю гимнастику и принимала холодный душ, играла в теннис и всегда «держала осанку».
Иногда актриса появлялась на экране в 1970-1980-е.
Среди наиболее заметных работ:
«Люди и звери» (1962),
«Журналист» -1967,
«Дочки-Матери» (1974),
«В начале славных дел» и
«Юность Петра» (1980).
В фильмографии актрисы всего около 30 ролей в кино, но большая часть из них – главные.
Сергей Герасимов и Тамара Макарова поначалу не уезжали из блокадного Ленинграда, где актриса работала в госпитале медсестрой, а режиссёр снимал фильм о защитниках города.
Потом их всё же эвакуировали в Среднюю Азию, после которой они вернулись не в Ленинград, а в Москву.
У супругов не было своих детей, и они усыновили сына младшей сестры Тамары Фёдоровны, которая умерла.
Артур Сергеевич Макаров /1931-1995/, когда вырос, стал писателем и киносценаристом.
Артур с гражданской женой, актрисой Жанной Прохоренко.
А ещё у них были сотни студентов, к которым Герасимов и Макарова относились, как к родным детям.
Они никогда не зависели друг от друга в творческом плане.
Тамара Макарова снималась у других режиссёров, Герасимов приглашал на главные роли других актрис.
Но в последнем фильме режиссёра
«Лев Толстой» -1984, они снимались вместе.
Как и хотела Тамара Фёдоровна, она сыграла роль старой женщины и ничуть при этом не стеснялась своего возраста.
Сергей Аполлинариевич играл графа Толстого, его жена – супругу писателя Софью Андреевну.
Когда снимали сцену с похоронами Льва Толстого, Тамара Макарова буквально умоляла в этом случае использовать манекен.
Но Герасимов отказался от использования куклы, а в сердце его жены с тех пор поселился страх.
Актёры ведь очень суеверны и обычно отказываются играть в сценах смерти.
Через год после выхода картины на экран режиссёр скончался.
У него давно были проблемы с сердцем, но в этот раз он оказался в больнице.
Тамара Фёдоровна навещала его ежедневно, а в тот роковой день он вдруг вызвался её проводить и очень бодро соскочил с кровати.
В ту же секунду его поразила острая боль.
«Недолго музыка играла» - только и успел произнести Сергей Герасимов перед тем, как его увезли в реанимацию, откуда он уже не вышел.
Тамара Макарова после известия о смерти мужа и сама находилась в очень плохом состоянии.
В их жизни случалось всякое: были недопонимания, иногда супруги ссорились, было известно Тамаре Фёдоровне и об увлечении Сергея Аполлинариевича другими женщинами.
Но жить они друг без друга так и не научились.
В день похорон Сергея Герасимова Тамара Фёдоровна чувствовала себя настолько плохо, что просто физически не могла выйти из дома.
Но она утешала себя тем, что успела попрощаться с мужем.
Там, в больничной палате, когда он упал…
Тамара Макарова сразу после ухода супруга не приняла ни единого предложения о съёмках, перестала преподавать во ВГИКе.