Время светлой грусти и тихой радости. Редкий случай буйства красок в средней полосе для художника — повод добавить на холст теплые тона. Красные листья рябины, ярко-желтые — березы, золотисто-желтые липовые и желто-коричневые дубовые. Даже лиственница осенью поддается общему настрою и горит канареечным цветом на фоне синего неба. Если повезет, и золотая осень выдастся погожей и ласковой.
[показать]
И.Левитан. Золотая осень.1895г. ГТГ
Полотно из «мажорной серии» Исаака Левитана. «Меня страстно потянуло работать, увлекся я, и вот уже неделя, как я изо дня в день не отрываюсь от холста…» — писал художник своему другу Василию Поленову, работая над осенним полотном. Увидел пышущий желтым и едва отдающий зеленью пейзаж живописец в Тверской губернии на берегу реки Съёжа неподалеку от усадьбы Горка, где имел сердечный интерес. Не потому ли его «Золотая осень» словно улыбка природы. Самая яркая из сотни осенних картин Левитана.
[показать]
С.Жуковский. Осень. Веранда.1911г.ГРМ.
Уютный уголок загородного дома, где можно оказаться с осенним парком «глаза в глаза». До макушки ели, кажется, можно достать рукою и при желании сорвать с березки вон тот лимонно-желтый лист. Увидеть горизонт и, вдохнув прохладный чистый воздух, опуститься на скамью под скользящие лучи осеннего солнца. Станислав Жуковский нежно любил осень и старинные русские усадьбы. Столетие назад собранный букет ничуть не утратил своих ярких красок и лишь подчеркивает осеннее единение — обитателей дома и его окружения.
[показать]
Б.Кустодиев. Осень в провинции. Чаепитие.1926г.ГТГ
Купчихи в осеннем интерьере. Излюбленную тему Борис Кустодиев разбавил теплыми красками. Огненно-красные клены и желтеющий сад у провинциальных домиков делают осень особенно уютной. То самое бабье лето, которое на время примиряет с красивыми, но, увы, неизбежно облетающими листьями. В прозрачном воздухе витает аромат листвы, арбуза и свежего хлеба из маленькой булочной. И уж, конечно, никакая осень не страшна, если поблизости кот. Вкупе с самоваром.
[показать]
И.Остроухов. Золотая осень. 1886г.ГТГ
Навеяно пребыванием в Абрамцево. Будучи в гостях у Саввы Мамонтова, художник Илья Остроухов вдоволь гулял по окрестностям. Затейливые деревья приусадебного парка, одетые в желтое золото, заставили взяться за кисть. Творческая атмосфера усадьбы или же осеннее настроение сделали свое дело — первый же пейзаж Остроухова купил Павел Третьяков. «Пейзаж настроения» звенит тишиной, которую нарушает лишь стрекот сорок. К слову, птицы появились на полотне с легкой руки друга художника — Валентина Серова.
[показать]
И.Бродский. Золотая осень. 1913г.Музей-квартира И.И.Бродского
Деревенские хлопоты за ярким буйством красок разглядел будущий представитель соцреализма Исаак Бродский. Знаменит своей ленинианой, ученик Ильи Репина стал уже много позже, а в 1913 году картинам из революционной жизни художник предпочитал романтические пейзажи. Обрамленная осеннею листвой, словно на ладони, раскинулась деревенька. Живет своей суетной жизнью — гремит повозками, звенит голосами. Меняются лишь краски — от красного золота, через белый зимний пейзаж — к буйству зелени и вновь к позолоте.
[показать]
П.Петровичев. Нескучный сад. Осень.1905г.Частное собрание.
Пронизанный ярким солнцем уголок Нескучного сада и впрямь выглядит в погожий осенний день нескучным. Хоть из движения в пустынном парке лишь медленные воды реки и длинные серые тени, которыми повелевает солнце. О том, что парк обитаем, своим видом сообщает дом на холме. И вовсе не скажешь, что это часть шумной Москвы. Художник Петр Петровичев пришел в столицу из Ярославской губернии пешком — чтобы учиться живописи у Левитана и писать Кусково, Кузьминки, Нескучный сад… Найти уединения в столичном городе мастеру лирического пейзажа сто лет назад было гораздо проще.
[показать]
К.Сомов. Версальский парк осенью. 1898г.ГРМ
Центр Москвы или королевский парк под Парижем. Золотая осень хороша в любом местечке, где листва в угоду осени меняет свой цвет. Новая картинка изо дня в день — как спектр оттенков. Знай мешай на палитре: льняной, дижон, горчичный… И вот уже аллея подернута ржавчиной, и цвет тосканского солнца затмевает парижская грусть. Но холст сохранит «сказочный чертог, всем открытый для обзора…» Будто не остались до зимнего покоя считанные дни. И пылать листве, и синеть небу, не зная осенних ветров и грядущей стужи.
[показать]
В.Поленов. Золотая осень
В пейзаже Золотая осень, написанном Поленовым спустя несколько лет, после того как он поселился в своей усадьбе в имении Бёхово, представлен вид Оки в сентябре в сторону Очковых гор. Вполне конкретное место, очевидно, не раз виденное художником, предстало однажды перед его изумленным взором во всей своей захватывающей красоте, во всей полноте и завершенности образа. Величественно-спокойный, наполненный внутренней гармонией осенний мотив давал возможность художнику выразить в картине свое мироощущение, свою мечту о высоком искусстве, очищенном от всего прозаического, будничного, о величавых образах, возвышающих душу.
[показать]
Виноградов. В усадьбе осенью.1907г.
Картина написана в имении Головинка Мценского уезда Орловской губернии, принадлежавшем Елене Дмитриевне Мамонтовой, жене В.С.Мамонтова. В этой семье А.С.Виноградов был частым гостем.
"Как воодушевляла Головинка милая! Как хотел я передать в картинах ее поэзию, ее радостность. Работал я настойчиво, с большим волнением. Написал много-много вещей там. Мои головинские картины рассыпаны по всей России, по музеям и частным собраниям. Есть Головинка и в музее в Праге. И золотую медаль на Международной выставке в Мюнхене я получил за картину из Головинки... Радость работы была на счастье похожа. И как же не любить мне ее, родную красавицу. И как не вспомнить о былом счастье! Теперь все это в далеком прошлом. Умер быт, красивейший, поэтический быт! Умер навсегда!" (Цит. по изд.: Виноградов С. Прежняя Москва: Воспоминания. Рига, 2001. С.182).
[показать]
А.Шильдер. Осенний пейзаж
[показать]
А.Шильдер. Овраг. 1915г. Ставропольский краевой музей изобразительных искусств.
[показать]
А.Шильдер. Осенний пейзаж.
Художник Андрей Николаевич Шильдер известен, как выдающийся русский пейзажист и автор театральных декораций. Родился Андрей Николаевич в 1861 году в семье известного художника Н.Г.Шильдера. Академического художественного образования Андрей не получил – брал частные уроки у И.И. Шишкина, с 1879 года начал участвовать в выставках «передвижников», а в 1891 году стал членом Товарищества передвижных выставок. Поэтому понятно, что среди пейзажей Андрея Николаевича Шильдера можно найти изображения шишкинских сосновых лесов, заваленных снегом непроходимых чащоб, родников среди деревьев. Но понятно и другое: чтобы достичь эпической величавости Шишкина, нужно быть не меньшей глыбой в живописи, что и он. И потому, рассматривая такие работы А.Н. Шильдера, как "Овраг", «Осенний пейзаж» отмечаешь большую мягкость, лиричность, какую-то домашность в изображении природы, словно пейзажи художника сделали шаг, несколько шагов в направлении творений И.И. Левитана.
[показать]
А.Шевелёв. Осенние Шереховичи.
[показать]
А.Шевелёв. Золото Борисоглебска.
Александр Викторович Шевелёв 1964 г. родился в селе Шереховичи Новгородской области. 1984 г. закончил Ярославское художественное училище. 1992 г. закончил ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, факультет живописи, мастерская н.х. СССР Моисеенко Е.Е. и н.х. РСФСР П.Т.Фомина. 1996 г. член союза художников России. 2013 г.
[показать]
А.Данилов. Мелодия осеннего леса.
[показать]
А. Данилов. Осень в Козьмодемьянске.
[показать]
А.Данилов. Осень.
Данилов Анатолий Васильевич, родился 7 октября 1954 года в д. Тоганаши Красночетайского района Чувашской Республики, кандидат педагогических наук (1997), заслуженный художник Чувашской Республики (2000), член Союза художников Российской Федерации (1990), почётный гражданин Красночетайского района (2000), заслуженный работник высшей школы Российской Федерации (2011), профессор кафедры живописи (2012).
И как не вспомнить строки великого поэта:
Но надеюсь, что природа, споря с надвигающейся осенью, подарит ещё много тёплых минут, а то и часов.
http://www.culture.ru/mater...
http://www.artlib.ru/index....