[600x]
В последнее воскресенье перед Пасхой отмечается праздник Вход Господень в Иерусалим. В его основе лежит евангельское повествование о том, как Иисус Христос перед Своей мученической кончиной и воскресением прибыл в Иерусалим, где народ приветствовал Его, бросая перед Ним на дорогу пальмовые ветви.Торжественный вход Иисуса в Иерусалим был вступлением Его на путь крестных страданий. Это событие описано всеми евангелистами: Мф. 21:1-11; Мк. 11:1-11; Лк. 19:29-44; Ин. 12:12-19. В этот день Церковь призывает верующих "открыть сердца для принятия Иисуса Христа", как некогда это сделали жители Иерусалима.
Характерным элементом праздника является торжественная процессия с пальмовыми ветвями, которая совершается в храмах во время богослужения. С обычаем освящать в этот день пальмовые ветви связано и другое название праздника - "Неделя ваий" (ветвей) или "Неделя цветоносная". Поскольку в России пальмовые ветви заменялись вербами, за праздником закрепилось и название "Вербное воскресенье".
Первое упоминание о празднике встречается в сочинениях св. Мефодия Патарского (III в.), составившего поучение о порядке его празднования.
Посеянное в вербную неделю, по народным поверьям, будет лыковатым, как верба. Даже буряк вырастет не сладким, а горьким.
В Вербное воскресенье святят вербу. С утра на Богослужение сходятся все – и стар и млад: «грех не пойти в церковь, когда святят вербу».
Когда кончится служба, и священник окропит ветки святой водой, дети стараются поскорее найти и проглотить по несколько «котиков» – «чтобы горло не болело».
Был когда-то на Украине обычай носить свячёную вербу от церкви к церкви.
Хозяева, возвращаясь из церкви со свячёной вербой, в дом не заходили, а сразу же сажали на огороде по несколько веточек, «чтобы росла Богу на славу, а нам, людям, на пользу», а оставшуюсь несли в дом и ставили под святыми образами.
Того, кто проспал заутреню, били свячёной вербой, приговаривая:
Не я б'ю – верба б'є
За тиждень Великдень,
Недалечко червоне яєчко!
В Бельгии в Вербное воскресенье крестьяне втыкают ветки вербы по краям поля и при этом надеются, что их поле будет защищено от напастей. Этот же обычай существует и в Австрии, на околицах города Земмеринг. Вероятно, что посадка вербы в Вербное воскресенье у нас имела «очищающий» характер; во всяком случае, целью было защитить землю от вреда.
Парни и девушки стегали друг друга свячёной вербой по дороге из церкви домой, приговаривая:
Будь великий, как верба,
А здоровый, как вода,
А багатый, как земля!
В Галичине приговаривали так:
Шутка б'є – не я б'ю,
Віднині за тиждень
Буде в нас Великдень!
Свячёная верба пользуется большим уважением среди нашего народа. «Грех ногами топтать свячёную вербу», а потому даже самые мелкие веточки, оставшиеся после освящения, сжигали на огне, чтобы, не дай Бог, под ноги не попали.
Свячёной вербе приписывается магическая сила.
Верба имеет большое значение в народной медицине. Знахари варят свячёную вербу вместе с целебными травами и поят больных – в полной уверенности, что поможет. Отваром свячёной вербы мочат голову и этим лечат головную боль. Помогает она при лихорадке и ревматизме, с её помощью сбивают температуру. Толчёные листья вербы кладут на раны, а водку, настоянную на её листьях, пьют против кишечных заболеваний.
[показать]
Проснулось солнце – стыдно спать, наверное,
За облаками в воскресенье вербное.
Гудят, как ульи, вербные базары.
Пускай в Сибири веток пальмы нет –
Цветущей вербы солнечный привет
Тот продаёт, а тот – подносит даром!
Пушисто-золотистыми пучками
Размахивают все – и стар, и млад.
О, празднику святому каждый рад,
И воробьи по лужам – куличками!
По парковым дорожками ребятня –
На пони гордо, словно на осляти.
Ещё почти неделя до Распятья,
Неделю ждать до Воскресенья дня.
А воробьи щебечут непрестанно
Почтительно-весёлое: «Осанна!»
/А. Козлова/
Жанна
|
|