• Авторизация


Без заголовка 25-08-2012 08:13 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения TATYSIY Оригинальное сообщение

Эта сказочная Гжель








Самое
древнее упоминание о Гжели нашлось в завещании Ивана Калиты от 1328
года. Позднее Гжель упоминается в духовных грамотах других князей и в
завещании Ивана Грозного 1572-1578 годов.


[650x433]



Гжель
всегда славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины
велась в Гжели с середины XVII века. В 1663 году царь Алексей Михайлович
издал указ "во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов
прислать глины, которая глина годится к аптекарским сосудам". В то же
время для аптекарского приказа было привезено в Москву 15 возов глины из
Гжельской волости и "повелено держать ту глину на аптекарские дела: и
впредь тое глину изо Гжельской волости указал государь имать и возить
тое же волости крестьянам, како же глина в Аптекарьский приказ надобна
будет". В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к
Аптекарскому приказу "для алхимической посуды". Великий русский учёный
М. В. Ломоносов, по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них
столь возвышенные слова: "Едва ли есть земля самая чистая и без
примешения где на свете, кою химики девственностью называют, разве между
глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская, которой
нигде не видал я белизною превосходнее".




[640x499]



До середины XVIII века Гжель делала
обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич,
гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая
ими Москву. Полагают, что количество выпускаемых тогда игрушек должно
было исчисляться сотнями тысяч штук в год.


[267x356]



К 1812 году в Гжели насчитывается
25 заводов, выпускающих посуду. Среди них самыми популярными были заводы
Ермила Иванова и Лаптевых в деревне Кузяево. По подписям на оставшихся
гжельских изделиях известны мастера Никифор Семёнович Гусятников, Иван
Никифорович Срослей, Иван Иванович Кокун. Кроме посуды, в гжели делали
игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из
русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы,
миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой
красками в своеобразном народном, гжельском стиле. Краски наносились
кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья,
травы.


[600x399]



После 1802 года, когда была найдена
светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство
полуфаянса, из которого во множестве делали квасники, кувшины и кумганы.
Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия расписывали
только синей краской. Полуфаянс отличался грубым строением и малой
прочностью.


[650x560]



Около 1800 года в деревне Володино
Бронницкого уезда крестьяне, братья Куликовы, нашли состав белой
фаянсовой массы. Там же около 1800-1804 годов основан и первый
фарфоровый завод. Павел Куликов, его основатель, научился технике
изготовления фарфора, работая на заводе Отто в селе Перово. Желая
сохранить секрет выработки фарфора, Куликов всё делал сам, имея только
одного рабочего, но, по преданиям, двух гончаров. Г. Н. Храпунов и Е. Г.
Гусятников тайно проникли в мастерскую Куликова, срисовали горн (печь
для обжига изделий) и завладели образцами глины, после чего открыли
собственные заводы. Завод Куликова замечателен тем, что от него пошло
фарфоровое производство Гжели.
 

[531x520]



Вторая четверть XIX века - период
наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства
во всех его отраслях. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы
производств постоянно совершенствовали состав белой массы.
C
середины XIX века многие гжельские заводы приходят в упадок, и
керамическое производство сосредотачивается в руках Кузнецовых, некогда
выходцев из Гжели. После революции кузнецовские заводы были
национализированы.


[267x356]



Только с середины XX века в Гжели
начинается восстановление промысла, отметившего недавно своё 650-летие. В
1930-х и 1940-х здесь была сосредоточена почти половина всех
фарфорофаянсовых предприятий России.


[500x333]



Гжель - белое, синее. . .
Лёгкие плавные линии.
Цветы нездешние яркие
Кажутся неба подарками.
Гжель - ремесло древне - русское -
Баловались деды искусствами,
Узоры, в орнамент сплетая,
света чуть - чуть добавляя. . .



[500x333]




 Часовня Иконы Божией Матери «Воспитание» в Гжельском сельском поселении, Московская область, Россия.


[433x650]




Играет нежная свирель,
И замирает в восхищеньи
Жемчужина России - Гжель,
Где поселилось вдохновение.
Здесь каждый - мастер и творец.
Один расписывает вазу,
Другой, искусный, взяв резец,
Узор наносит тайной вязью.
Славянский бог, прекрасный Лель,
Воспевший красоту земную,
Убрал цветами колыбель,
Вдохнув в них жизнь совсем иную.
Переплетение листьев, трав,
Цветочек, веточка, каёмка.
Во всём я вижу русский нрав.
И душу светлую ребёнка.
Такое чудо сотворить
Мог мастер любящий природу.
Его призвание - дарить
Минуты радости народу.
Вот симпатичный башмачок
Лазурью весело сияет,
На нём уставший мужичок
Прилёг удобно, отдыхает.
Изящно ящерка стоит,
Взобравшись на шкатулку ловко.
Спина на солнышке горит
И гордо поднята головка.
В красивом синем обрамлении
Часы тихонечко идут.
Проходят годы и мгновенья.
А гжель жива, цветы цветут!
Узор на долгие года.
Останется призванием гжельцев.
И не иссякнет никогда
Плеяда мастеров умельцев!



[267x356]


 

Незатейливый узор
Из оттенков краски,
Глина белая, фарфор -
Атрибуты сказки!
Словно детская рука
На кусочках глины
Рисовала в три мазка
Синие картины.
Чашек круглые бока
Расписав в колечки,
В лепестки и облака -
Изразцы для печки,
Голубые кружева,
Кобальтовый иней,
Будто вьюга намела
Завитушки линий.
Налепила для игры
Синие фигурки,
Для забавы детворы,
Зайцев и свистульки.
Скрыта в лёгкости мазка
Тайна чудо - глины.
На Руси живёт века
Промысел старинный.
Поколения мастеров
Бело-синей Гжели -
Чародеи двух цветов,
Наши Боттичелли!



[450x600]


Процесс изготовления гжельской керамики:

Изделия производят методом ручного литья из фарфоровой массы (шликера) в гипсовые формы
Затем изделия глазуруются. В итоге они выглядят так
 

[600x450]


Каждое изделие оправляют, подрезая литьевые швы и замывая губкой


[450x600]


Камерная печь для обжига фарфора при температуре 1350 градусов


[450x600]


Цех художественной росписи фарфора. Каждое изделие мастер-живописец расписывает вручную


[450x600]


У "гжели" собственный стиль - синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне


[650x650]




[299x400]



[450x600]



[600x450]



[267x356]



[617x550]



[500x650]




[418x480]



[650x487]




[650x429]




[650x487]




[267x356]



[640x427]



[433x650]




[650x487]




[650x487]




[267x356]



[450x600]



[382x600]



[650x391]




[400x600]



[500x650]




[450x600]



[650x650]




[650x487]




[476x650]




[650x449]




[650x500]




[267x356]



[450x600]



[650x487]




[450x600]




[650x487]




[650x487]




[600x450]




[450x600]




[650x487]




[538x331]




[487x650]




[650x487]




[650x487]




[500x333]




[650x511]




[650x423]




[650x496]




[650x487]




[650x519]




[650x433]




[650x635]




[650x551]




[650x484]




[650x523]




[650x471]



источник


TATYSIY
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Эзелинда - Дневник Эзелинда | Лента друзей Эзелинда / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»