• Авторизация


Cобор Святого Марка (итал. Basilica di San Marco) — кафедральный собор Венеции. Часть 5 23-06-2015 18:34 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Matrioshka Оригинальное сообщение

Весь материал по теме здесь









План собора


I - притвор (нартекс)
II - капитель распятия
III - северный амвон
IV - южный амвон
V - алтарь с иконой Богородицы Никопеи
VI - капелла Св. Петра
VII - пресбитерий, над пресбитерием - купол пророков
VIII - капелла св. Климента
IX - алтарь св. Леонарда

X - капелла Дзен
XI - баптистерий
XII - сокровищница
XIII - святилище
XIV - капелла Масколи
XV - капелла св. Исидора
XVI - ризница (катол. сакристия)
XVII - капелла Св. Федора
A - алтарь Св. Павла
A - алтарь Св. Иакова


План мозаик собора




ПРИТВОР
1 купол сотворения мира
2 свод Страшного суда
3 купол Авраама
4 первый купол Иосифа
5 второй купол Иосифа
6 третий купол Иосифа
7 купол Моисея

ВНУТРИ СОБОРА
8 свод Апокалипсиса
9 купол Пятидесятницы или купол сошествия Святого духа, на сводах - мучения апостолов
10 купол Вознесения, на арках - эпизоды из жизни Христа
лучший по композиции и исполнению комплекс мозаик.
11 купол пророков над пресбитерием, на сводах - эпизоды из жизни св. Марка

11a КАПЕЛЛА СВ. ПЕТРА
11b КАПЕЛЛА СВ. КЛИМЕНТА
12 купол св. Иоанна Богослова
13 купол св. Леонарда
КАПЕЛЛА ДЗЕН
14 свод со сценами из жизни св. Марка
БАПТИСТЕРИЙ (КРЕЩАЛЬНЯ)
15 Свод с пророками
16 купол Мандат

17 купол со славой Христа, на стене - сцены из жизни Иоанна Крестителя
КАПЕЛЛА МАСКОЛИ
18 на своде и стенах - сцены из жизни Девы Марии
КАПЕЛЛА СВ. ИСИДОРА
19 Свод со сценами из жизни св. Исидора
САКРИСТИЯ (РИЗНИЦА)
20 Свод и стены - пророки и апостолы

(4-6 на плане мозаик) Купола Иосифа (в притворе)


Истории Иосифа Прекрасного посвящены три малых купола северной части нартекса. В них подробно изображена данная библейская история (29 сцен), сопровождающаяся соответствующими цитатами из Ветхого Завета (написаны на латыни в форме сокращений).
На ряде сцен египетские постройки (дома, зернохранилища) изображены в форме пирамид.
В парусах куполов присутствуют изображения ветхозаветных пророков, держащих в руках свитки с их пророчествами о пришествии Иисуса Христа.



















(4 на плане мозаик) 1-й купол Иосифа, притвор























Сон Иосифа о снопах и звездах (Быт. 37. 5-9)



Иосиф рассказывает о своем сне братьям (Быт. 37. 5-8)



Иосиф рассказывает о своем сне отцу (Быт. 37. 9)


"И увидели братья его, что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его и не могли говорить с ним дружелюбно.
И видел Иосиф сон, и рассказал [его] братьям своим: и они возненавидели его еще более.
Он сказал им: выслушайте сон, который я видел:
вот, мы вяжем снопы посреди поля; и вот, мой сноп встал и стал прямо; и вот, ваши снопы стали кругом и поклонились моему снопу.
И сказали ему братья его: неужели ты будешь царствовать над нами? неужели будешь владеть нами? И возненавидели его еще более за сны его и за слова его.
И видел он еще другой сон и рассказал его [отцу своему и] братьям своим, говоря: вот, я видел еще сон: вот, солнце и луна и одиннадцать звезд поклоняются мне.
И он рассказал отцу своему и братьям своим; и побранил его отец его и сказал ему: что это за сон, который ты видел? неужели я и твоя мать, и твои братья придем поклониться тебе до земли?"


Некто указывает Иосифу путь в Дафан, где пасли стадо братья его (Быт. 37. 15-17)



Братья видят Иосифа и замышляют убить его (Быт. 37. 18-20)



Братья сажают Иосифа в ров. Братья вкушают хлеб и встречают караван Измаильтян из Галаада (Быт. 37. 23-25)



Братья сажают Иосифа в ров. Братья вкушают хлеб и встречают караван Измаильтян из Галаада (Быт. 37. 23-25)


"[Отец] сказал ему: пойди, посмотри, здоровы ли братья твои и цел ли скот, и принеси мне ответ. И послал его из долины Хевронской; и он пришел в Сихем.
И нашел его некто блуждающим в поле, и спросил его тот человек, говоря: чего ты ищешь?
Он сказал: я ищу братьев моих; скажи мне, где они пасут?
И сказал тот человек: они ушли отсюда, ибо я слышал, как они говорили: пойдем в Дофан. И пошел Иосиф за братьями своими и нашел их в Дофане.
И увидели они его издали, и прежде нежели он приблизился к ним, стали умышлять против него, чтобы убить его.
И сказали друг другу: вот, идет сновидец;
пойдем теперь, и убьем его, и бросим его в какой-нибудь ров, ..."


Братья вытаскивают Иосифа из рва (Быт. 37. 28)



Братья вытаскивают Иосифа из рва и продают его Измаильтянам за двадцать серебренников (Быт. 37. 28)



Купцы Мадиамские увозят Иосифа в Египет (Быт. 37. 28)


"И сказал Иуда братьям своим: что пользы, если мы убьем брата нашего и скроем кровь его?
Пойдем, продадим его Измаильтянам, а руки наши да не будут на нем, ибо он брат наш, плоть наша. Братья его послушались
и, когда проходили купцы Мадиамские, вытащили Иосифа изо рва и продали Иосифа Измаильтянам за двадцать сребренников; а они отвели Иосифа в Египет".


Рувим возвращается ко рву и не найдя брата разрывает одежды свои (Быт. 37. 29)



Братья предъявляют Иакову одежду Иосифа. Иаков в горести раздирает одежды свои (Быт. 37. 32-35)


"Рувим же пришел опять ко рву; и вот, нет Иосифа во рве. И разодрал он одежды свои,
и возвратился к братьям своим, и сказал: отрока нет, а я, куда я денусь?
И взяли одежду Иосифа, и закололи козла, и вымарали одежду кровью;
и послали разноцветную одежду, и доставили к отцу своему, и сказали: мы это нашли; посмотри, сына ли твоего эта одежда, или нет.
Он узнал ее и сказал: это одежда сына моего; хищный зверь съел его; верно, растерзан Иосиф.
И разодрал Иаков одежды свои, и возложил вретище на чресла свои, и оплакивал сына своего многие дни."


Аввакум, пророк. Северо-западный парус



Илия Фесфитянин, пророк. Северо-восточный парус



Натан (рус. Нафан), пророк. Юго-западный парус



Самуил, пророк. Юго-восточный парус


(5 на плане мозаик) 2-й купол Иосифа, притвор













Мадианитяне продают Иосифа в Египте Потифару, царедворцу (Быт. 37. 36)



Потифар ставит Иосифа Домоправителем своим. (Быт.39. 4)


"И снискал Иосиф благоволение в очах его и служил ему. И он поставил его над домом своим..."


Жена Потифара обращает взор свой (соблазняется) на Иосифа. (Быт. 39.7)


"Иосиф же был красив станом и красив лицем. И обратила взоры на Иосифа жена господина его и сказала: Спи со мною."


Иосиф оставляет одежду свою в руках жены Потифара и бежит прочь (Быт. 39. 12)


"...она схватила его за одежду его и сказала: Ложись со мной. Но он, оставив одежду свою
в руках ее, побежал и выбежал вон."


Жена Потифара показывает одежду Иосифа домашним своим (Быт. 39. 14)


"...кликнула домашних своих и сказала им так: Посмотрите, он привел к нам Еврея ругаться над нами. Он пришел ко мне, чтобы лечь со мною, но я закричала громким голосом, и он, услышав, что я подняла вопль и закричала, оставил у меня одежду свою, и побежал, и выбежал вон".


Потифар заключает Иосифа в темницу (Быт. 39. 20)


"Когда господин его услышал слова жены своей, которые она сказала ему, говоря: Так поступил со мною раб твой, то воспылал гневом; и взял Иосифа господин его и отдал
его в темницу, где заключены узники царя".




Фараон заключает двух царедворцев своих (виночерпия и хлебодара) в темницу (Быт. 40. 3)


"После сего виночерпий царя Египетского и хлебодар провинились пред господином своим, царем Египетским. И прогневался фараон на двух царедворцев своих, на главного виночерпия и на главного хлебодара, и отдал их под стражу в дом начальника телохранителей, в темницу, в место, где заключен был Иосиф".


Видение снов виночерпию и хлебодару царя Египетского. (Быт. 40. 5)



Иосиф истолковывает сны двух царедворцев фараона. (Быт. 40. 5-19)


"Они сказали ему: Нам виделись сны; а истолковать их некому. Иосиф сказал им: Не от Бога ли истолкования? Расскажите мне.
И рассказал главный виночерпий Иосифу сон свой и сказал ему: Мне снилось, вот виноградная лоза предо мною; на лозе три ветви; она развилась, показался на ней цвет, выросли и созрели на ней ягоды; и чаша фараонова в руке у меня; я взял ягод, выжал их в чашу фараонову и подал чашу в руку фараону.
И сказал ему Иосиф: Вот истолкование его: три ветви - это три дня; через три дня фараон вознесет главу твою и возвратит тебя на место твое, и ты подашь чашу фараонову в руку его, по прежнему обыкновению, когда ты был у него виночерпием; вспомни же меня, когда хорошо тебе будет, ...
Главный хлебодар увидел, что истолковал он хорошо, и сказал Иосифу: мне также снилось: Вот на голове у меня три корзины решетчатых; в верхней корзине всякая пища фараонова, изделие пекаря, и птицы [небесные] клевали ее из корзины на голове моей.
И отвечал Иосиф и сказал [ему]: Вот истолкование его: три корзины - это три дня; через три дня фараон снимет с тебя голову твою и повесит тебя на дереве, и птицы [небесные] будут клевать плоть твою с тебя".




Виночерпий подает чашу вина фарарону (исполнение предсказания Иосифа) (Быт. 40. 21)


"...и возвратил главного виночерпия на прежнее место, ..."


Главный хлебодар (царедворец) повешен на дереве (исполнение предсказания Иосифа)
(Быт. 40. 22)


"...а главного хлебодара повесил, как истолковал им Иосиф".


Сон фараона (Быт. 41. 1)


"По прошествии двух лет фараону снилось:..."




Сон фараона о семи тучных коровах и семи худых коровах (Быт 41. 1-4)


"...вот, он стоит у реки; и вот, вышли из реки семь коров, хороших видом и тучных плотью, и паслись в тростнике; но вот, после них вышли из реки семь коров других, худых видом и тощих плотью, и стали подле тех коров, на берегу реки; и съели коровы худые видом и тощие плотью семь коров хороших видом и тучных."

Южный люнет у 2-го купола Иосифа, притвор (5 на плане мозаик)





Сон фараона о семи тучных колосьях и семи тощих колосьях. (Быт. 41. 5-7)


"И проснулся фараон, и заснул опять, и снилось ему в другой раз: вот, на одном стебле поднялось семь колосьев тучных и хороших; но вот, после них выросло семь колосьев тощих и иссушенных восточным ветром; и пожрали тощие колосья семь колосьев тучных и полных. И проснулся фараон и понял, что это сон.
Утром смутился дух его, и послал он, и призвал всех волхвов Египта и всех мудрецов его, и рассказал им фараон сон свой; но не было никого, кто бы истолковал его фараону.
И стал говорить главный виночерпий фараону ...
И послал фараон и позвал Иосифа. ...
Вот, наступает семь лет великого изобилия во всей земле Египетской; после них настанут семь лет голода, и забудется все то изобилие в земле Египетской, и истощит голод землю,
и неприметно будет прежнее изобилие на земле, по причине голода, который последует, ибо он будет очень тяжел".





Фараон призывает волхвов и мудрецов Египта для истолкования двух своих снов
(Быт. 41. 8)



Виночерпий (царедворец) рассказывает фараону об Иосифе (Быт. 41. 9 – 13)


(6 на плане мозаик) 3-й купол Иосифа, притвор









Иосиф собирает семилетний урожай хлеба в земле Египетской (Быт. 41. 47-49)


"И поставил его над всею землею Египетскою. ... И собрал он всякий хлеб семи лет, которые были [плодородны] в земле Египетской, и положил хлеб в городах;..."


Рождение у Иосифа двух сыновей Манассия и Ефрема (Быт. 41. 50-52)


"До наступления годов голода, у Иосифа родились два сына, которых родила ему Асенефа, дочь Потифера, жреца Илиопольского. И нарек Иосиф имя первенцу: Манассия, потому что Бог дал мне забыть все несчастья мои и весь дом отца моего. А другому нарек имя: Ефрем, потому что Бог сделал меня плодовитым в земле страдания моего".


Народ Египетский вопиет к Иосифу о хлебе (голоде) (Быт. 41. 54-55)


"Но когда и вся земля Египетская начала терпеть голод, то народ начал вопиять к фараону о хлебе."


Иосиф приказал продавать Египтянам хлеб из запасов (житниц) (Быт. 41. 56)


"И был голод по всей земле; и отворил Иосиф все житницы, и стал продавать хлеб Египтянам."


Иаков отправляет сыновей своих в Египет купить хлеба (Быт. 42. 1-2)



Иосиф отдает приказание связать Симеона, младшего брата перед глазами братьев своих (Быт. 42. 4-16)


"Иосиф узнал братьев своих, но они не узнали его. ..."
Иосиф обвинил братьев, что они соглядатаи, и отдал их под стражу.
"...если вы люди честные, то один брат из вас (Симеон) пусть содержится в доме, где вы заключены; а вы пойдите, отвезите хлеб, ради голода семейств ваших; брата же вашего меньшого приведите ко мне, чтобы оправдались слова ваши и чтобы не умереть вам. Так они и сделали".


Плач Иосифа и раскаяние братьев его (Бт 42. 21-24)


"И сказал им Иаков, отец их: вы лишили меня детей: Иосифа нет, и Симеона нет, и Вениамина взять хотите, - все это на меня!"




Иосиф отдает приказание связать Симеона, младшего брата перед глазами братьев своих (Быт. 42. 24)


Южный люнет у 3-го купола Иосифа, притвор (6 на плане мозаик)




Братья показывают свои мешки отцу.
Братья вернулись с Вениамином в Египет за хлебом. Иосиф пригласил их отобедать, а после обеда он приказал своему домоправителю наполнить мешки их хлебом, в отверстия же мешков их тайно положить серебро, а в мешок Вениамина кроме того положить еще и серебряную чашу. На другой день их отпустили в обратный путь; но не успели еще они далеко отъехать от города, как управляющий, по приказанию Иосифа, догнал их и укорял их в краже. Когда остановились и сделали общий обыск, начиная со старшего, то чаша нашлась в мешке Вениаминовом. Тогда они разодрали одежды свои и возвратились обратно в город.
Иосиф открылся братьям своим, и плакал обнимая их. Назначил для отца и братьев его лучшую землю в Египте, именно землю Гесем, и переселил их туда.


Братья Иосифа опорожняют мешки с хлебом и серебром перед Иаковом, отцом своим (Быт. 42. 35)



Иаков отдает Вениамина братьям своим (Быт. 43. 1-15)



Братья Иосифа погружают поклажу свою для отбытия в Египет (Быт. 43. 15)



Братья Иосифа в доме его (Быт. 43. 16-34)





Иоанн Богослов Евангелист. Северное крыло нартекса. Центральный купол. Юго-восточный парус



Лука Евангелист. Северное крыло нартекса. Центральный купол. Юго-западный парус





Марк Евангелист. Северное крыло нартекса. Центральный купол. Северо-западный парус



Матфей Евангелист. Северное крыло нартекса. Центральный купол. Северо-западный парус


(7 на плане мозаик) Купол Моисея (в притворе)


Содержит восемь базовых сцен из жизни пророка Моисея, начиная от его спасения в водах Нила и заканчивая исходом евреев из Египта. Сцены не разделяются друг от друга золотым фоном, как на остальных мозаиках, а следуют одна за другой в обрамлении стилизованных пейзажей и архитектуры.










Дочь фарана находит Моисея в корзине. (Исх. 2. 5-6)



Надзиратель из Египтян бьет раба из Евреев (Исх. 2. 11)


"Тогда фараон всему народу своему повелел, говоря: всякого новорожденного [у Евреев] сына бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых.
Некто из племени Левиина пошел и взял себе жену из того же племени.
Жена зачала и родила сына и, видя, что он очень красив, скрывала его три месяца;
но не могши долее скрывать его, взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою и, положив в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки, а сестра его стала вдали наблюдать, что с ним будет.
И вышла дочь фараонова на реку мыться, а прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди тростника и послала рабыню свою взять ее.
Открыла и увидела младенца; и вот, дитя плачет [в корзинке]; и сжалилась над ним [дочь фараонова] и сказала: это из Еврейских детей.
И сказала сестра его дочери фараоновой: не сходить ли мне и не позвать ли к тебе кормилицу из Евреянок, чтоб она вскормила тебе младенца?
Дочь фараонова сказала ей: Сходи. Девица пошла и призвала мать младенца.
Дочь фараонова сказала ей: Возьми младенца сего и вскорми его мне; я дам тебе плату. Женщина взяла младенца и кормила его.
И вырос младенец, и она привела его к дочери фараоновой, и он был у нее вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его.
Спустя много времени, когда Моисей вырос, случилось, что он вышел к братьям своим [сынам Израилевым] и увидел тяжкие работы их; и увидел, что Египтянин бьет одного Еврея из братьев его, [сынов Израилевых].
Посмотрев туда и сюда и видя, что нет никого, он убил Египтянина и скрыл его в песке."


Моисей пытается примирить двух Евреев (Исх. 2. 13-14)



Бегство Моисея в землю Мадиамскую. Моисей у колодезя (Исх. 2. 15)



Моисей черпает воды из колодезя, чтобы напоить овец дочерей священника Иофора (Исх. 2. 16-17)



Моисей прогоняет пастухов от колодезя (Исх. 2. 17)


"И вышел он на другой день, и вот, два Еврея ссорятся; и сказал он обижающему: Зачем ты бьешь ближнего твоего?
А тот сказал: Кто поставил тебя начальником и судьею над нами? не думаешь ли убить меня, как убил [вчера] Египтянина? Моисей испугался и сказал: Верно, узнали об этом деле.
И услышал фараон об этом деле и хотел убить Моисея; но Моисей убежал от фараона и остановился в земле Мадиамской, и [придя в землю Мадиамскую] сел у колодезя.
У священника Мадиамского [было] семь дочерей, [которые пасли овец отца своего Иофора]. Они пришли, начерпали воды и наполнили корыта, чтобы напоить овец отца своего [Иофора].
" И пришли пастухи и отогнали их. Тогда встал Моисей и защитил их, [и начерпал им воды] и напоил овец их.


Рагуил-Иофор выдает за Моисея дочь свою Сепфору (Исх. 2. 18-21)


"И пришли они к Рагуилу, отцу своему, и он сказал [им]: что вы так скоро пришли сегодня?
Они сказали: какой-то Египтянин защитил нас от пастухов, и даже начерпал нам воды и напоил овец [наших].
Он сказал дочерям своим: Где же он? Зачем вы его оставили? Позовите его, и пусть он ест хлеб.
Моисею понравилось жить у сего человека; и он выдал за Моисея дочь свою Сепфору."


Моисей у подножия горы Хорив и Неопалимая купина (Исх.3)


"Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву.
И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает."

Полукупол к северу от купола



Чудо о перепелах, Чудо о манне небесной (Исх. 16), Чудо изведение источника из скалы (Исх. 17. 1-6)


"И возроптало все общество сынов Израилевых на Моисея и Аарона в пустыне, и сказали им сыны Израилевы: О, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! Ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы всё собрание это уморить голодом.
...
Вечером налетели перепелы и покрыли стан, а поутру лежала роса около стана;
роса поднялась, и вот, на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле.
И увидели сыны Израилевы и говорили друг другу: Что это? Ибо не знали, что это. И Моисей сказал им: Это хлеб, который Господь дал вам в пищу;
...
И укорял народ Моисея, и говорили: Дайте нам воды пить. И сказал им Моисей: Что вы укоряете меня? Что искушаете Господа?
И жаждал там народ воды, и роптал народ на Моисея, говоря: Зачем ты вывел нас из Египта, уморить жаждою нас и детей наших и стада наши?
Моисей возопил к Господу и сказал: Что мне делать с народом сим? Еще немного, и побьют меня камнями.
И сказал Господь Моисею: Пройди перед народом, и возьми с собою некоторых из старейшин Израильских, и жезл твой, которым ты ударил по воде, возьми в руку твою, и пойди; вот, Я стану пред тобою там на скале в Хориве, и ты ударишь в скалу, и пойдет из нее вода, и будет пить народ. И сделал так Моисей в глазах старейшин Израильских."



Серия сообщений "Венеция":

Часть 1 - Mark Pettit.
Часть 2 - Венеция! В твоих каналах вода смешалась с облаками...
...
Часть 6 - Венеция!!! Само очарование !!! Художник Гвидо Борелли.
Часть 7 - Cобор Святого Марка (итал. Basilica di San Marco) — кафедральный собор Венеции. Часть 4.
Часть 8 - Cобор Святого Марка (итал. Basilica di San Marco) — кафедральный собор Венеции. Часть 5.


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Cобор Святого Марка (итал. Basilica di San Marco) — кафедральный собор Венеции. Часть 5 | Ленутка - Кошка, которая гуляет сама по себе | Лента друзей Ленутка / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»