• Авторизация


Летнее солнцестояние. Праздник Купалы. Традиции и обычаи. 20-06-2015 10:31 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[показать]

Праздник Купалы принадлежит к числу самых почитаемых, важных и «разгульных» праздников в году. В нем принимало участие все население, причем традиция требует активного включения каждого во все обряды и действа, как правило, связанные с водой, огнем и растительным миром. 

Из участников праздника, людей, знающих обрядовые правила, выбирается «урядник», который займётся подготовкой и проведением праздника. Славления и различные обрядовые заклинания по ходу праздника читают священники (волхвы, жрецы и др.), урядник, старейшина. 

[показать]

С утра девушки собирают травы и цветы, плетут венки и припасают травы-обереги (полынь, зверобой, крапива) для всех участников праздника. Обережные травы обычно крепятся на поясе.
ᅠᅠПарни загодя срубают деревце (берёзку, вербу, черноклён) высотой в полтора-два человеческих роста. Его устанавливают на месте, выбранном для проведения гуляний (чистое ровное поле, холмик, берег реки, озера). Девушки украшают дерево цветами и цветными лоскутами ткани. Дерево в народе называют «марена» или «купала».

[показать]

[показать]

[300x451]

Под деревце прилаживают изображение Ярилы - куклу величиной в половину человеческого роста. Куклу вяжут из соломы, веток, иногда лепят из глины. «Ярилу» облачают в одежду, украшают венком, цветами и лентами. Ему следует приделать символ мужского достоинства и плодородия - деревянный гой (детородный член) внушительных размеров, окрашенный в красный цвет. Перед «Ярилой» на блюде или платке располагают яства.

 

Парни заготавливают дрова и складывают неподалёку от деревца два костра. Один, большой («Купалец»), высотой до четырёх ростов человека; в середине его устанавливают высоченный шест, на вершине которого прикреплено деревянное просмоленное колесо или пук соломы, сухих веток. Возле этого костра и пойдёт самое веселье. Другой костёр, сложенный в виде колодца, не столь велик, до пояса мужчины. Это костёр погребальный (крада), для сожжения лика Ярилы. 


ᅠᅠВенки, крапива для купания и травы-обереги, сложенные при капище (если таковое есть) или под берёзкой, освящаются водой и огнём присутствующими священнослужителями (волхвами, жрецами), или теми, кто может их заменить (урядник, старейшина). Обережные травы и венки раздаются всем участникам. Праздник начинается около четырёх часов дня. 
ᅠᅠВсе выстраиваются вокруг берёзки. По рядам пускают братину - ковш с хмельным напитком. После читают любое из известных прославлений Ярилы. Вокруг деревца все уча-стники заводят хоровод, наигрывают в гудки, трещётки, бубны да колокольцы, запевают песни проводов Ярилы.

              «Во поле было во поле, 
ᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠСтояла берёза. 
ᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠОна ростом высока, 
ᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠЛистом широка. 
ᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠКак под этой берёзой 
ᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠЛежал Кострома; 
ᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠОн убитый - не убитый, 
ᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠДа убрусом покрытый. 
ᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠДевица - красавица 
ᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠК нему подходила, 
ᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠУбрус открывала, 
ᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠВ лице признавала: 
ᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠ«Спишь ли, милый Кострома, 
ᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠИли чего чуешь? 
ᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠТвои кони вороные 
ᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠВо поле кочуют». 
ᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠДевица - красавица 
ᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠВодицу носила. 
ᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠВодицу носила, 
ᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠДождичка просила: 
ᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠ«Создай, Боже, дождя, 
ᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠДождичка частого, 
ᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠЧтобы травоньку смочило, 
ᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠОстру косу притупило», 
ᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠКак за речкой, за рекой 
ᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠКострома сено косит, 
ᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠБросил свою косу 
ᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠСреди покосу.»
 

ᅠᅠПосле этих слов кто-либо из пляшущих внутри хоровода ненароком задевает чучело Ярилы и оно падает. Тут народ начинает кричать, что «Ярила» умер. Хоровод останавливается. Мужчины поднимают «Ярилу», тормошат его, стараясь разбудить. Девушки причитают: 

ᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠ«Ой, Господи! Помер он, помер! 
ᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠКакой же он был хороший! 
ᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠНе встанет он больше! 
ᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠОй, да как же нам расставаться с тобою? 
ᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠИ что за жизнь, коли нет тебя! 
ᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠПриподнимись хоть на часочек!»


ᅠᅠПарни поднимают «Ярилу» и несут его вокруг деревца, пятясь задом наперёд, девушки неутешно плачут: 

ᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠ«Батюшка Кострома, свет Ярила, 
ᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠНа кого ты нас покинул! 
ᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠЗакрылись твои ясны оченьки!»
и т.д. 
[показать]
ᅠᅠШествие доходит до погребального костра, поверх которого кладут «Ярилу». Костёр зажигают и, пока изображение сгорает, Ярилу поминают, пьют медовый напиток за него, едят яства, говорят о его возрождении по весне. По другому правилу «Ярилу» не сжигают, а разламывают его изображение (глиняное) и бросают в реку; соломенные изображения Ярилы топят или зарывают в поле. Яства, лежавшие перед «Ярилой», употребляют на его поминках. 
ᅠᅠПроводив весну, встречают красное лето. Все выстраиваются либо полукругом возле капища, либо вокруг берёзки. Волхв, встав перед Богами и подняв руки к небу, творит зачин. Затем, после всеобщего клича, волхв или обавник читает славление Триглава, каждую строку которого, вслед за волхвом, произносят все собравшиеся. По окончанию все творят земной поклон. Далее старейшина возглашает славление Триглава из «Велесовой Книги».

ᅠᅠЖрец от каждого собирает требу Купале (хлеб, блины, пироги, зерно, горох, печенья), кладёт её на капище, где освящает. Затем, выбрав самый большой каравай, проходит с ним вдоль ряда. Каждый должен коснуться хлеба правой рукой, загадав желание. Треба полагается в Огонь, горящий на капище. Тогда же, пред ликом Божества, на отдельном блюде освящается пища, для раздачи частей её на пиру.

[показать]

Девушки заводят хоровод вокруг берёзки и поют. Парни на этот хоровод совершают «набеги», не в полную, конечно, силу, стараясь выхватить берёзку. Тот, кому это удаётся, бежит к реке, где дожидается остальных. Волхвы отламывают от берёзки кусочки и раздают каждому. Эти кусочки - плодородны. Деревце бросают на воду, а волхвы творят приговор: 

ᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠ«Плыви, Купало, за водою, 
ᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠДа за святою росою...»
 
ᅠᅠВ воду кидают цветы, освящённые травы, крапиву (оберег от русалок) и, обнажившись, начинают купаться. Вдоволь насладившись водой, ближе к сумеркам собираются к костру - Купальцу. Возжигать его полагается девушке. Тут уж и начинается гулянье. Шум да гам стоит, в рожки да бубны, трещётки да колокольцы наигрывают, да поют громко, хороводя.
ᅠᅠТворится веселье, загадывают загадки, ходят ряжеными, устраивают игрища: «ящер», «ручеёк», «коняшки». Молодцы бои на потеху показывают. Девушки в сторонке кумятся, суженых приглядывают.

[показать]

Когда костёр прогорит да осядет, начинается выбор суженых. Девушка хлопает парня по плечу и убегает, а тот бежит её догонять. Поймав, ведёт её к костру, через который они прыгают, держась за куклу на палке. Если при прыжке руки не разойдутся, то пара составилась. А разойдутся, то каждый ищет себе пару. Когда все пары составятся, старейшина спрашивает: «Все ли простили обиды?» 
ᅠᅠЕсли найдутся обиженные, судят прилюдно. Подле костра устраивают пир (каша, яйца, сало, блины, пиво - обязательно). Каждому в руки полагается по куску освящённой еды, принесённой с капища. У огня поют песни, говорят сказы старины, былины и небылицы. 

[показать]
ᅠᅠПосле, в ночи, зажигают деревянное колесо и катят его до воды. На реке суженые обмениваются венками, после чего каждый кладёт свой венок на плотик из веток и соломы и пускает его по воде.

[показать] [показать] [показать]

На берегу зажигают огонь, пары, разойдясь и обнажившись, купаются в ночной реке, а после творят любовь. Не нашедшие пары собираются при костре - Купальце, кто спать пойдёт, кого старейшина отрядит до утра стоять на страже, охранять праздник от ворогов. Волхвы с ночи до зари собирают целебную купальскую росу, срезают вол-шебные травы (девясил, чертогон, Чернобыль, головная трава, зверобой, богородицкая трава, велесов корень, трипутник, зяблица, тирлич, од олень-корень, плакун, разрыв-трава, и др.). Смельчаки ищут в ночи цвет папоротника. На рассвете праздник заканчивается.

[показать]
 



ᅠᅠЕще Симеон Полоцкий в XVII в. писал о вере народа в то, что солнце в дни Купалы скачет и играет. Этнографами записано много поверий о том, что в день Ивана Купалы и на Петров день «солнце при восходе играет, переливается всеми цветами радуги, скачет, погружается в воду и снова появляется». 
ᅠᅠНаблюдения за «играющим» солнцем продолжались вплоть до петрова дня (купалы), который следует, очевидно, рассматривать как день прощания с солнцем, постепенно убывающим после летнего солнцестояния. Существовал обычай «караулить солнце». С вечера, захватив еду, молодежь, а в первой половине XIX в. и пожилые крестьяне шли на горку, где всю ночь гуляли, жгли костры и ждали солнечного восхода, чтобы видеть игру солнца. 

источник



 

[показать]

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (7):
Ipola 20-06-2015-18:13 удалить
Красивый праздник! Жаль, что редко празднуют!
Lamerna 20-06-2015-19:22 удалить
Интересный пост ! спасибо, Леночка !
Какой красивый праздник, Леночка! Пусть всегда будет солнце-солнышко!
Так красиво и романтично! Спасибо, Леночка!
Akmaya 21-06-2015-07:48 удалить
Интересный пост ! спасибо, Леночка !
Marushka 21-06-2015-14:39 удалить
До чего же красиво!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!..Спасибо,Леночка!!!!!!!!!!
Ленутка 21-06-2015-21:27 удалить
Ответ на комментарий Marushka # Mara-Marushka, Akmaya, Лена_Андерс, Трииночка, Lamerna, Ipola, всем очень рада, мои дорогие!!! Благодарю за приятные отзывы!!!


Комментарии (7): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Летнее солнцестояние. Праздник Купалы. Традиции и обычаи. | Ленутка - Кошка, которая гуляет сама по себе | Лента друзей Ленутка / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»