[800x520]
Великолепный «парад звёзд» представил посетителям Музей Тиссена-Борнемисы
в Мадриде. Выставка «Ренессанс в Венеции. Триумф красоты и крах живописи»
собрала почти сто шедевров таких мастеров XVI века, как Тициан Вечеллио,
Якопо Тинторетто, Паоло Веронезе и Лоренцо Лотто.

В центре экспозиции - портреты, пасторали, мифологические и религиозные сюжеты, которые повествуют об эволюции живописи в одном из красивейших городов мира.

Сущность искусства венецианцев можно прочувствовать
благодаря тщательному подбору образов, а не хронологическому
или стилистическому подходу к расположению картин.

Джакомо Пальма Старший. Портрет девушки, или Красавица
«Лицом» выставки кураторы выбрали работу Джакомо Пальмы Старшего «Портрет девушки, или Красавица» (1520) из собственной коллекции Музея Тиссена-Борнемисы
Венецианские живописцы использовали светотень и цвет
как основу для изображения фигур и пространства, уделили природе более пристальное внимание, чем предписывала классическая традиция,
и привнесли больше идеализма в свои концепции.

Меркурий и Минерва вооружают Персея. Парис Бордоне. Середина XVI века
Тем самым они наряду с мастерами из Рима, Пармы и Флоренции,
а подчас и превосходя их, стремились воплотить ренессансную идею красоты. Полотна, гравюры, скульптуры и книги, представленные в залах Музея Тиссена-Борнемисы, собраны из ведущих галерей Италии, Австрии, России, Франции и Великобритании, а также частных коллекций.

Изменения в политической, экономической и коммерческой географии Европы
второй половины XV - начала XVI столетий грозили вытеснить на обочину Светлейшую Республику Венецию. Однако именно тогда началось художественное пробуждение (особенно в живописи и архитектуре), которое поставило город в центр полемики, которая началась в Италии и распространилась по Европе
с конца 1500-х, а затем в течение всех 1600-х годов.

Якопо да Понте Бассано. Пастораль. 1568
Венеция начала формировать собственное представление о красоте и стала главной альтернативой эстетическим парадигмам Флоренции и Рима, где творили Рафаэль и Микеланджело. Классический или тоскано-римский подход придавал большее значение интеллектуальному аспекту изображения (disegno, рисунок) того, что ранее было задумано художником (idea). Мастера же венецианской школы были более опытны в обращении с цветом, визуальными и чувственными аспектами живописи.

Тициан Вечеллио. «Кающаяся Мария Магдалина». 1566.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Выставка «Ренессанс в Венеции» разделена на восемь тематических секций. Под «крахом живописи» во второй части названия кураторы подразумевали, что классицизм в Венеции - как и в других регионах Италии - недолго оставался в моде.
[800x540]
Слева: Джентиле Беллини. Портрет дожа Джованни Мочениго
Справа: Джорджоне. Портрет Антонио Броккардо
В поздних работах Тициан, Тинторетто, Веронезе и Бассано использовали более «открытые», свободные мазки - их часто называют пятнами. Это не только ставило под сомнение ценность disegno как одной из важнейших составляющих живописи, но и саму ренессансную идею красоты, основанную на идеализации реальности.

Паоло Веронезе. «Лукреция». 1580. Музей истории искусств, Вена
Следующим шагом стало усиление драматических элементов изображения, придававшее картинам большую выразительность, характерную для барокко.
[800x500]
Слева: Джованни Кариани. Музыканты
Справа: Тициан Вечеллио. Портрет Франческо Марии делла Ровере, герцога Урбино
Значительная часть выставки отведена портретам.
В залах музея есть изображения представителей венецианских властей (например, «Портрет дожа Джованни Мочениго» Джентиле Беллини), меланхоличных молодых людей (картины Джорджоне, Бернардино Личинио, Джованни Кариани и Лоренцо Лотто) и воинов, где художники искусно решили техническую проблему отображения неуловимого блеска металла доспехов.

Ламберт Сустрис. Венера и Амур. 1550
Но наибольшее внимание кураторы уделили венецианским образам женщин. Ключевые работы Пальмы иль Веккьо, Тициана и Веронезе развивают идею красоты в жанре идеализированных женских портретов. Это распространяется и на мифологические картины с изображением древнеримской богини любви:
«Венера и Амур» Ламберта Сустриса и «Венера и Адонис» Веронезе.

Паоло Веронезе. Похищение Европы. 1580
Центром этого раздела можно считать великолепное «Похищение Европы».
Полотно, предоставленное венецианским Дворцом дожей, считается одной из важнейших работ эпохи Возрождения.

Выставка «Ренессанс в Венеции. Триумф красоты и крах живописи» в Музее Тиссена-Борнемисы будет открыта до 24 сентября 2017 года. Те, кто физически не сможет оказаться в Мадриде до этой даты, имеют возможность совершить виртуальную экскурсию по экспозиции. Вход: здесь, или клик на картинку
[500x431]
Посетите, очень интересно!
Источник: artchive.ru, материалы официального сайта Музея Тиссена-Борнемисы,
artdaily.com и др. Музыка: Вольфган Амадей Моцарт «Симфония 40»
| 
Lyarder |
|