• Авторизация


Скульптор Луиза Буржуа 01-09-2016 11:22 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Marginalisimus Оригинальное сообщение

Скульптор Луиза Буржуа (Louise Bourgeois) Часть 1

[604x700]


Луиза Буржуа ( фр. Louise Bourgeois ; 25 декабря 1911 - 31 мая 2010) - известный американский скульптор, живописец и график.

Главная женщина в современном искусстве ХХ века Луиз Буржуа умерла 31 мая в возрасте 98 лет. До последних дней жизни скульптор усердно трудилась над своей новой выставкой, которая, уже посмертно, открылась в Венеции.Творчество Луиз Буржуа можно назвать энциклопедией современного искусства. В нем можно отыскать следы влияния всех ведущих художественных направлений 20 столетия - кубизма, футуризма, сюрреализма, конструктивизма, абстракционизма и концептуализма, но в тоже время скульптура, живопись, графика художника отличаются подчеркнуто личностным выражением ее творческой индивидуальности. Все работы Луиз Буржуа созданы под впечатлением ее жизненных впечатлений, глубоко уходящих корнями в детство мастера. Сама Луиз Буржуа образно определила себя "как коллекционера пространств и воспоминаний".

 

Предупреждение.

Пост не рекомендуется к просмотру трепетным любителям прекрасного и
 людям с обострённым чувством морали. Ваши чувства могут быть оскорблены.

 

[600x788]

Богатое символическое творчество Буржуа носит очень личный характер.

 

Луиза Буржуа - скульптор, посвятивший всю свою жизнь художественному воплощению собственных детских комплексов и пансексуалистичний теории З. Фрейда. Как признается Луиза Буржуа (Louis Bourgeois, b. 1911), все ее творчество - это всего лишь попытка справиться с эмоциями и достичь ментального здоровья. "Мои эмоции несоразмерны с моими габаритами, - говорит миниатюрная художница. - Не одни эмоции, а их сила - она ​​просто невыносима для меня. Поэтому я отдаю их энергию скульптурам". Вот уже семь десятилетий, как Луиза занимается самопсихоанализом, а искусствоведы анализируют опыты над собственной душой, воплощенные в мощные, захватывающие воображение пластические формулы.

 

[458x800]

 

«Меня зовут Луиз Буржуа. Я родилась 25 декабря 1911-го в Париже. Все мое творчество на протяжении последних 50 лет, сюжеты моих работ, все берет свое начало в моем детстве» – так звучало предисловие к ретроспективе скульптора в Центре Помпиду. Она выросла во французской провинции, где помогала родителям в семейном бизнесе – реставрации шпалер и гобеленов.

 

[800x532]

Луиза Буржуа (Louise Bourgeois)

В интервью для журнала Sculpture в 2005 году Буржуа утверждает, что детский опыт работы с гобеленами имел значение скорее для ее понимания искусства как реставрации поврежденных частей жизни, превращения фрагментированного в целостное. Кроме того, для нее эти старинные тканые картины были первыми контактами с историей искусства.

 

[800x653]

 

Жизнь американской художницы французского происхождения интересна не только историкам и любителям искусства – это история преданного своему делу человека, который терпеливо шел к цели на протяжении 60 лет и в результате добился невероятного успеха. Всемирное признание пришло к Буржуа в возрасте, до которого большинство художников просто не доживают: ей исполнилось 70, когда в 1982 году Нью-Йоркский музей современного искусства (MoMA) открыл большую ретроспективу ее творчества. 

 

[800x600]

"Собака" / "Nature Study" (1984-1994)

В 1960-х она начала работать с гипсом, латексом, смолой и, после посещения Италии, с бронзой и мрамором. Из-под ее рук выходят псевдоорганични объекты, а также творения, основой которых были женские и мужские половые органы, - долгосрочный и очень узнаваемый лейтмотив его творчества. Этот сдвиг в художественном подходе критики хором относят к постминимализму, т.е. символистской оппозиции к гегемонии художественного языка минимализма. Он ярко выраженный в знаковой скульптуре "Собака" / "Nature Study" (1984-1994), изображающая животное-гермафродита.

 

[800x564]

"Собака" / "Nature Study" (1984-1994)

 Работа иллюстрирует также ту тенденцию искусства Буржуа, которую сама художница называет "передгендернистю", - сосредоточение на телесном измерении без внимания к внетелесного измерения пола. Это следует рассматривать в поле не самодостаточной андрогинности, а, скорее, весы для Буржуа мифического сосуществования мужчины и женщины - среди ее скульптур и рисунков разных лет очень много сплетенных пар, мотивов любви и чувственного обмена

 

[600x800]

 Скульптура  Луизы Буржуа "Собака" / "Nature Study"  на выставке в Лувре.

 

Тогда, в рамках подготовки к вышеупомянутой ретроспективе в МоМА, художница через видеослайды обнародовала историю отношений ее отца и молодой любовницы, которой была английская гувернантка, им же нанятая для Луиз, ее брата и сестры. Женщина жила с семьей в течение десяти лет, при этом мать воспринимала такой длительный адюльтер как данность, фактически участвуя в существовании семейного двойного стандарта, так обременявшего детей.

 

[800x599]

"Разрушение Отца". The Destruction of the Father, 1974

 

Эта банальная ситуация стала для маленькой Луизы настоящей драмой, которую она переживала всю жизнь и переосмысливала в творчестве. Она считала отца предателем, а после смерти матери даже пыталась покончить с собой. Она до сих пор вспоминает, как однажды отец за столом почистил мандарин, сделал из него маленькую нелепую фигурку и, смеясь, показывал всем со словами: "Это Луиза". 

 

[800x489]

Кадр из видео, в котором Луиза демонстрирует, как еуо отец бырезал потешные фигурки из мандариновой кожуры.

Ссылка на ВИДЕО

В работе "Разрушение Отца" автор реализует в сложной пластической форме тягостные воспоминания, живущие в подсознании инстинкты, вызванные возникшими в детстве конфликтными отношениями с отцом.

"Я начала заниматься искусством, потому что оно отгораживало меня от тяжелых обеденных разговоров, когда мой отец рассуждал, какой он добрый и замечательный. Я брала белый хлеб, смачивала его слюной и лепила фигурку отца. Когда фигурка была готова, я начинала отрезать ее руки и ноги ножом". Детство понимается широко: как архаически наивный взгляд на мир.

 

[553x700]

"Разрушение Отца". Деталь.

В 1974 году Буржуа создает свою первую инсталляцию, открывшей новый этап в ее творческой биографии. Инсталляция, посвященная отцу, напоминает уютно румянящиеся в печи хлебы и представляет собой похожую на пещеру структуру, в которой похожие на камни фигуры окружают жертвенную плиту, на которой разбросаны части тела (в том числе куски этого ягненка, купленные в мясной лавке). Это очень тревожная работа, которая напоминает творчество одного из любимых художников Буржуа, испанца Франсиско Гойи.

 

[800x585]

 

 Эти обстоятельства, сложные отношения с отцом, смерть матери в 1932 году и одиночество оставили глубокие эмоциональные раны, от которых Буржуа пыталась освободиться в дальнейшем при помощи творчества. «Нужно каждый день избавляться от своего прошлого или принять его. Если же это не получается, нужно становиться скульптором», – писала она в своих мемуарах.

 

[635x800]

Мать и дитя. Mother and Child 1970.

 

[555x800]

Маленькая Луиза со своей матерью Жозефиной.

 

Мать Луиз, Жозефина Буржуа, после послевоенной эпидемии гриппа осталась почти инвалидом, и дочь заботилась о ней и возила ее на южнофранцузские спа. Художница называла мать мудрой личностью, которая была ее защитницей и лучшим другом. Умерла она в 1932-м, в том же году Луиз пошла в Сорбонну изучать алгебру и геометрию. В поздних интервью Буржуа утверждала, что геометрия давала уверенность в противовес эмоциональной путанице, которую она чувствовала — ее бакалаврская квалификационная работа касалась Канта и Паскаля (последнего она отмечала также как индивида, который отошел от математики в сторону религии после «мистического опыта» несчастного случая).

 

[800x647]

Couple IV, 1997

 

Дневники, которые художница хранила с 1923 года, говорят о раздиравших ее чувствах гнева, вины, страха. Богатое символическое творчество Буржуа носит очень личный характер, оно проникнуто гендерной проблематикой: женщина в нем – всегда жертва мужчины и его сексуальной тирании.

 

[800x506]

 

 

[800x523]

 

 

[800x583]

Louise Bourgeois May 31. 2010 ...last dance.

На родине, во Франции, первая большая экспозиция состоялась только в 1995 году, когда ей было 84 года. С тех пор творения этой хрупкой женщины преклонных лет – скульптуры, инсталляции, гравюры, картины – выставлялись по всему миру: в Лондонской TATE, Центре искусств королевы Софии в Мадриде, в Эрмитаже, снова в Париже, Центре Жоржа Помпиду и саду Тюильри (2009) и т.д. В 1999 году Буржуа была удостоена «Золотого льва» на 48-й Венецианской биеннале.

"Я делаю, я уничтожаю, я переделываю" - так называлась первая большая выставка Луизы Буржуа в лондонской галерее Tate Modern, прошедшей в 2000 году. Именно этой экспозицией Государственный национальный музей заявил о своем существовании, а Буржуа стала первым художником, представленным в новом бастионе contemporary art. Выставка имела огромный успех, и выбор мастера не случаен, ведь творчество Луизы Буржуа, по сути, является антологией современного искусства

 

[800x542]

"Истерический изгиб" ("Arch of Hysteria")

 

[800x635]

"Истерический изгиб" ("Arch of Hysteria")

"Истерический изгиб" и многие другие её работы исследуют физические, эмоциональные и психологические аспекты боли.

 

[800x620]

"Арка истерии" ("Arch of Hysteria").

 

"Истерический изгиб" и многие другие её работы исследуют физические, эмоциональные и психологические аспекты боли.

 

[800x800]

La Patte.

 

[800x499]

 

 

[800x600]

The Welcoming Hands

 

[800x533]

The Welcoming Hands

 

[800x600]

The Welcoming Hands

 

[600x800]

The Welcoming Hands

 


[533x800]

Father and Son, Louise Bourgeois

 

[800x600]

Louise Bourgeois Eye Benches, Agnes R. Katz Plaza, Pittsburgh Pennsylvania.

 

[800x535]

Eyes, Louise Bourgeois.

 

[800x532]

 

Художественное образование будущая художница получала в шести известных парижских учебных заведениях и ряде мастерских известных художников.С 1936 года начала заниматься в парижских художественных школах и студиях, включая знаменитую Ecole des Beaux-Arts и Академию de la Grande-Chaumiere. Начинающая художница посещала мастерскую великого скульптора Константина Бранкузи, в то время культовой фигуры парижского авангарда; брала уроки у прославленного кубиста Фернана Леже , и именно он сообщил Буржуа о том, что ее чувственное восприятие близкий к выразительных средств скульптуры . Фернан Леже оценил одаренность Буржуа и побудил ее заняться скульптурой . Тогда же художница поселилась в доме, где находилась галерея Андре Бретона "Gradiva" - таким образом состоялось ее детальное знакомство с работами Арпа, Миро, Дюшана, Далее, де Кирико, Пикассо, Ман Рея .

 

[523x800]

Self Portrait (1938)

В 1938 году она вышла замуж за выпускника Гарварда, американского искусствоведа Роберта Голдуотера. С ним она уехала из Франции, в которой, по ее словам, «не смогла бы выжить из-за хаоса семейных отношений», в Нью-Йорк.

 

[600x800]

 

До самой смерти мужа в 1974 году продолжался образцово-показательный союз двух и любящих друг друга людей, которые отдают силы и время искусству и воспитанию троих сыновей. Л. Буржуа - пример художника, "полюбила свой симптом", которой мифолизував факты собственного детства, свои навязчивые идеи и кошмары. Никаких реальных потрясений во взрослой жизни Луиз не произошло, однако она продолжала ласкать психологическую травму, которая мучила ее с детских лет.

 

[800x533]

Topiary (2009)

 

[597x800]

Topiary, 2005 Louise Bourgeois.

 

[664x800]

Portrait of Robert 1969 Bronze, painted white

 

[800x783]

Луиза в своей студии в Нью-Йорке, 1946 г.

В Нью-Йорке во время Второй мировой войны она примкнула к французам-сюрреалистам, бежавшим в США, но быстро потеряла к ним интерес и начала свою самостоятельную карьеру, полную открытий. Последующие почти 40 лет Буржуа жила тихой жизнью домохозяйки, воспитывала трех сыновей и постепенно зарабатывала известность в узких кругах.

 

[639x800]

Louise 1949

 

В этот период художница отдает дань всем основным направлениям в искусстве ХХ века – от футуризма до абстракционизма – и экспериментирует со всеми формами и материалами: начинает с сурового дерева в 1950-е, в 1960-е переходит к гипсу и латексу, чтобы затем в 1970–1980-е полностью посвятить себя мрамору и бронзе. Но во всех работах уже превалировали темы детских переживаний: материнство, смерть, ненависть, неравенство мужчин и женщин, личное и самое сокровенное.

 

[800x628]

Seven in Bed, 2001

 

[800x589]

Seven in Bed, 2001

 

[800x536]

Femme-Woman-2005

 

[800x514]

 

 

[800x533]

 

В этот период художница отдает дань всем основным направлениям в искусстве ХХ века – от футуризма до абстракционизма – и экспериментирует со всеми формами и материалами: начинает с сурового дерева в 1950-е, в 1960-е переходит к гипсу и латексу, чтобы затем в 1970–1980-е полностью посвятить себя мрамору и бронзе. Но во всех работах уже превалировали темы детских переживаний: материнство, смерть, ненависть, неравенство мужчин и женщин, личное и самое сокровенное.

 

[800x534]

Пара, 2003 год, алюминий (висячая скульптура)

 

[630x800]

Пара, 2003 год, алюминий (висячая скульптура)

 

[800x625]

Femme-Maison

В Америке Голдуотера и Буржуа имели тесные контакты с кружком французских экспатов-сюрреалистов (также и с большим количеством других представителей художественного и интеллектуальной среды, включая Жака Лакана). Влияние первых на дальнейшее творчество художницы абсолютно неоднозначный, поскольку, несмотря на некоторые похожие мотивы и формы, - например, изображения разрезанного тела или графики "Femme Maison" ("женщина-домов") (1945-1947) и "Fallen Women" (1946 - 1947) - Буржуа всегда не то что открещивалась от любых параллелей с сюрреализмом, но и достаточно пренебрежительно и критически относилась к представителям течения, особенно к Сальвадора Дали .

 

[578x800]

Fallen Woman

 

«Женщина-дом» — серия картин, изображающих обнаженную женскую фигуру, из тела которой вырастает дом. 

 

[800x800]

 

Эти работы - размышления художницы о роли женщины в семье, которую многие определяют исключительно как поддержание домашнего очага. Сама скульптор утверждает, что это пародия на сюрреализм, который пытался представлять женщину как конструкцию.

 

[654x800]

Louise Bourgeois. Femme-Maison, 1983.

 

С другой стороны, акт замыкания в доме носит угрозу заключение, как и заключение в собственном теле, что возвращает нас к формального содержания сросшихся "женщина-домов". В иронический способ Луиз Буржуа демонстрирует такую ​​линию в "Femme Maison" 1982 года - в этот раз это кукла Барби, голову и тело которой заклеено в глиняный макет дома, а ноги, руки и синтетическое волос беспомощно торчащие из него.

 

[800x640]

Louise Bourgeois. Femme-Maison, 1994.

 

[601x800]

Louise Bourgeois with her sculpture "Femme-maison" at the museum of modern art

Авторы официальной рецензии к фильму "Louise Bourgeois. The Spider, the Mistress and the Tangerine" увидели здесь призрак Зигмунда Фрейда и объяснили некоторую враждебность Буржуа по отношению к сюрреалистам тем, что они были для нее "родительскими фигурами".

 

[539x800]

Louise at Chelsea home_2007

Но эти выводы, очевидно, безосновательны: такое отношение было типичным для тогдашней нью-йоркской школы, которая при определенной близкой к сюрреализму в пределах отдельных образов отвергала излишне завершенный вид многих работ этого течения в пользу средств, характерными для абстрактного экспрессионизма. Следует принять во внимание и утверждение художницы о полное безразличие к сновидениям как источника образов.

 

[600x800]

 

 

[800x519]

ЛУИЗ БУРЖУА Фигуры (Тотемы).

«Тотемы» — квазипримитивистские абстрактные скульптуры (серия «Фигуры», скульптуры «Колонна», «Слушающий» и др.)

 

[800x538]

 

Ее безликие молчаливые «Фигуры» — зримое воплощение чувств Буржуа, которые она испытывала, уехав в начале 1940-х годов из раздираемой войной Франции в США. Поселившись в Нью-Йорке с мужем, историком искусства Робертом Голдуотером, она чувствовала свою вину перед оставшейся в Европе семьей. Многие критики считают, что «Фигуры» олицетворяли для нее покинутых родственников.

 

[553x800]

Quarantania , 1941.

Позже Буржуа стала создавать произведения, поражающие своей «телесностью». Чувственные органические формы ее скульптур иногда шокируют своими откровенными аллюзиями… Как для большинства послевоенных художников, сексуальность для нее связана с травмой и мучительным поиском своей идентичности, своей роли в межполовых отношениях. Она играет на контрастах, соединяя в одной скульптуре мужские и женские формы, внешний облик какой-то части тела с ее внутренностью, твердые и мягкие поверхности (серия «Янус»).

 

[800x600]

Висящие скульптуры "Цветущий Янус" (на переднем плане) и "Девочка" (назаднем плане).

Л. Буржуа принадлежит к числу художников-постсюрреалистов, заявивших о себе главным образом в 30-40-е годы, уже после того, как сюрреалистическое движение во Франции пришло в упадок. Художники этого круга никогда не образовывали сплоченных групп, не были склонны к декларативным заявлениям, широковещательным программам и манифестам. В то же время среди них можно выделить группу, объединенную не только романтическим интересом к «темной стороне» психической и интеллектуальной жизни, но и к телу как манифестации этой «темной стороны». По-этому сексуальность для Буржуа связана с травмой и мучительным поиском своей идентичности, своей роли в межполовых отношениях. В 1968 году Луиз Буржуа сделалa две скульптуры, одновременно ироничные и шокирующие: «Fillette» («Девочка») и «Janus Fleuri» («Цветущий Янус»).

 

[800x667]

  "Цветущий Янус". Janus Fleuri 1968.

 

Бронзовый "Цветущий Янус" отражает вечное соединение гендерных форм, слившихся и переходят одна в другую. Янус в латинском языке означает арку, проход. Но Янус - это еще и двуликий бог, один человек которого обращено в прошлое, другое - в будущее, к божественным ворот (janua), которые были открыты во время мира закрывались во время войны. Монолитная и жесткая основа скульптуры изображает два вялых пениса, соединенных с центральным, почти бесформенным элементом напоминает половую щель и лобковые волосы. Прилагательное "цветущий" в названии указывает на визуальную метафору гениталий как цветение и аромат. Мужская и женская, как два человека, слились воедино. Два пениса похожие одновременно на женскую грудь, бедра и ягодицы.

 

[800x757]

 Janus Fleuri 1968.

 

[800x559]

Зрители рассматривают скульптуру "Девочка" "Fillette (Sweeter Version)" на выставке "The Return of the Repressed" в Sao Paulo

 

[628x800]

"Девочка".  "Fillete".

 

"Девочка" представляет собой, сделан из латекса, гигантский фаллос, раскачивающийся на крюке мясника. Эта скульптура - прежде всего, критический взгляд на иконографию фаллоса и мужского статуса, с ним связанного. Основание скульптуры читается и как женская грудь, и мужские семенники, и округлые начала женских бедер, ограничивающих женскую промежность. Соединение противоположностей а также в заоблачный сексуальных мужских веселье - возбужденный член поднялся только для того, чтобы быть подвешенным на металлический крюк подобно мясной туши, готовой к нарезания ломтиками

 

[600x800]

"Девочка"

 

[620x800]

Blind Man's Buff (1984)

Кроме того, Буржуа была склонна рассматривать свое творчество отдельно от художественных течений: в интервью Sculpture она в этом контексте назвала себя "одиноким бегуном на длинную дистанцию" - и если бы это было иначе, вряд ли ее работы сохраняли бы тактильную современность в среде " актуального искусства "последних лет

 

[512x736]

 

 

[579x800]

Sleep II (1967)

 

[600x600]

 

 

[800x630]

Avenza Revisited II,1968-1969

 

[800x600]

Le Trani Episode.

 

[636x800]

Cumul I. 1968. White marble.

 

[632x800]

Louise Bourgeois. Femme bronze,1960

 

[571x800]

Louise Bourgeois. Harmless Woman, 1969

 

[593x800]

Louise Bourgeois. Fragile Goddess, 1970

 

[541x800]

 

В 40-х годах Буржуа сконцентрировала свое внимание на скульптуре, в которой она сейчас признан одним из ведущих мастеров ХХ века. Ее первые пластические опыты несут в себе формальный влияние архаической древнегреческой, африканской, древнеамериканской скульптуры. В этих работах отчетливо прослеживается влияние крупнейших скульпторов прошлого века Константина Бранкузи, Генри Мура, Альберто Джакометти, которые также опирались на архаическую пластику. В начале скульптуры Буржуа состояли из групп абстрактных и органических форм, которые часто были вырезаны из дерева .

 

[800x673]

The Blind Leading the Blind, 1947-49

 

Одна из самых известных ее работ "Слепой, ведущий слепого" (1947). Это работа напрямую роднится с шедевром Питера Брейгеля-старшего "Притча о слепых". Конструкция из двадцати длинных розовых деревянных подпорок, сужающиеся книзу, а вверху соединяются чем-то вроде непрочного мостика-стяжки. Ощущение неустойчивости и ненадежности захлестывает, простота смущает. А Луиза заявляет, что скульптура - просто реминисценция детского желания спрятаться под столом во время обеденных семейных скандалов.

 

[800x544]

Louise Bourgeois & Andy Warhol.

 

В 1980-х годах, уже после смерти мужа, творчество Буржуа стало предметом растущего интереса. Академические круги приветствовали ее в связи с распространением феминизма, а молодые художники интересовались ее жизнью и работой из-за творческой независимости, использования различных стилей, отсылок к истории искусства и чувствительности к социальным вопросам. К тому моменту не было никаких сомнений: Луиз Буржуа создала свой символический словарь, в котором личный опыт и фантазии конкретизированы в выразительные, часто феминистские образы.

 

Продолжение поста см. Часть вторая: http://marginalisimus.livejournal.com/65460.html

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Скульптор Луиза Буржуа | tp1234 - Дневник tp1234 | Лента друзей tp1234 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»