Хром-кобальт сине-зеленый - (Chromium-Cobalt Blue-Green). [200x]
Соединение закиси кобальта, окиси хрома и окиси алюминия - CoO, Cr2O3, Al2O3.
Очень прочные и светосткойкие пигменты.
Применяются во всех видах живописи.
Производятся на Невской Палитре в Ст.Петербурге. В других компаниях почти не встречаются. Их заменяют бирюзовые тона.
Изумрудная зеленая - (Emerald Green). [200x]
Гидрат окиси хрома, где вода химически соединена с окисью хрома - Cr2O3 x 2 - 3H2O. Удельный вес 3.3.
Выпускается с середины 19 века.
Один из самых прочных и светостойких пигментов в чистом виде и в смесях красок.
Стертая на масле, она имеет лессировочные свойства (прозрачность).
Имеет большую маслоемкость,но сохнет на масле быстро - примерно 2 суток.
Применяется во всех видах красок.
Недостаток.
В акварели она довольно трудно ложится на бумагу и имеет свойства затвердевать в тюбиках и кюветах, если связующее вещество сделано на гуммиарабике.
Несмотря на это, в акварели она необходима.
К сожалению в разных компаниях изумрудная зеленая имеет разные цветовые тона и насыщенность, от насыщенного темного голубовато-зеленого в русских красках до светлого желтовато- зеленого в голландских, немецких и французских.
Потому нельзя ее выбыирать только по названию.
Окись хрома - (Chromium Oxide Green, Chromium Green). [200x]
Безводная окись хрома - Cr2O3. Удельный вес около 4.7 - тяжелый пигмент.
Очень прочный и светостойкий пигмент.
На масле имеет большую укрывистость и силу цвета, быстро высыхает.
Применяется во всех видах красок.
Кобальт зеленый - (Cobalt Green). [200x]
Закись кобальта и цинка - CoO, ZnO.
Цвет от светлого до темно-зеленого нейтрального зависит от соотношения этих компонент.
Добавление в поизводстве алюминиевых квасцов придает пигменту холодный голубоватый оттенок.
Высыхает на масле быстро.
Очень прочный во всех видах жмвописи.
Кобальт зеленый темный в акварели ложится на бумагу немного неровно.
Зеленая земля - (Green Earth). [200x]
Природный минеральный пигмент.
Зеленый цвет с серовато-коричневым оттенком определяется присутствием в минерале закиси железа.
Встечается не часто в составе профессиональных масляных красок и используется для лессировок.
Недостатки.
Стертая на масле краска плохо кроет и скользит по поверхности грунта.
Стертая на клеевом связующем краска имеет слабый мутный оттенок и плохо ложится на бумагу.
Волконскоит - (Volchonskoite). [200x]
Природный минеральный пигмент - водный силикат окиси хрома, глинозема и железа.
Очень маслоемкая краска серовато-зеленого холодного цвета.
Имеет очень высокие лессировочные свойства (прозрачность).
Недостатки.
Неравномерная пастозность на масле. Бывает слишком жидким и иногда толстые мазки начинают скользить по вертикальному холсту и сползать. Потому его используют в основном тонкими слоями в лессироваках.
В акварели волконскоит плохо ложится на бумагу.
Встречается в профессиональных масляных красках завода Невская Палитра в Ст.Петербурге.
В других компаниях волконскоит почти не известен.
Охра желтая, светлая, золотистая, темная (Yellow Ochre, Ochre Light, Gold Ochre). [200x]
Природный земляной железный пигмент.
Охры по составу - это водные и безводные окиси железа. Удельный вес от 2.7 до 3.4.
Охры известны с древнейших времен.
Цвет от коричневато-желтого (глинистого) до светло-коричневого теплого желтоватого тона.
Охры очень прочны и светостойки, устойчивы к атмосферным явлениям и свету.
Применяются во всех видах живописи и во всех типах красок.
Укрывистость зависит от количества окислов железа в составе охры, от глинистых веществ и дисперсности пигмента.
Охра темная имеет склонность к загустеванию, "зарезиниванию" при хранении в тубах.
Сиена натуральная (Raw Sienna). [200x]
Смесь водной окиси железа (50 - 60%) с кремнеземом в присутствии окислов марганца и магния и при почти полном отсутствии глинистых веществ.
Цвет светло-коричневый теплый с желтым оттенком, очень близкий к охре золотистой.
Применяется с древнейших времен.
Прочный и светостойкий пигмент.
В тонких слоях прозрачная или полупрозрачная в зависимости от сырья.
Марс желтый - (Mars Yellow). [200x]
Искуственный железный пигмент. Водная окись железа Fe2O3, H2O в смеси с гидратом окиси алюминия.
Прокаливание Марса желтого при 400°C дает марс оранжевый (Mars Orange).
Прокаливание при температуре до 700°C дает марс красный (Mars Red).
Марс коричневый - (Mars Brown). [200x]
Содержит в своем составе окислы железа и окислы алюминия. Может содержать еще марганец.
Вариация компонентов дает марсы разных оттенков - от темных до светлых.
Все марсы являются пигментами прочными и светостойкими.
Недостаток марсов на масле - иногда наблюдается загустевание в тубах, чаще всего марсов коричневых.
Охра красная (Red Ochre). [200x]
Природный земляной железный пигмент.
Безводная окись железа.
Цвет красновато-коричневый светлый.
Очень прочный и светостойкий пигмент.
Английская красная, Железоокисная светло-красная - (English Red). [200x]
Искуственный железный пигмент.
Чистая безводная окись железа - Fe2O3.
Цвет красновато-коричневый.
Применяется в живописи с 15 века.
Очень прочный и светостойкий пигмент с большой кроющей силой.
Сиена жженая (Burnt Sienna). [200x]
Безводная окись железа.
Цвет красновато-коричневый теплый.
Прочный и светостойкий пигмент.
На масле бывает полупрозрачной в тонких слоях.
Умбра натуральная (Raw Umber). [200x]
Глина и кремнезем, окрашенные окислами железа (25 - 30%) и марганца.
Цвет темно-коричневый с зеленоватым (болотным) оттенком.
Применяется в живописи очень давно.
Прочный и светостойкий пигмент.
Феодосийская коричневая (Feodosian Brown).
Российский аналог умбры.
Не имеет зеленоватого оттенка, как в настоящей умбре натуральной.
В смеси с волконскоитом может имитировать умбру натуральную.
Маслоемкая краска, но высыхает на масле быстро.
В акварели несколько неровно ложится на бумагу.
Архангельская коричневая - (Arkhangelskaya Brown).
Земляной железный пигмент.
Цвет нейтральный темно-коричневый.
Выпускалась в СССР. В настоящее время почти не встречается.
Капут-мортуум - (Caput Mortuum). [200x]
Искуственный железный пигмент.
Безводная окись железа.
Цвет коричневый с фиолетовым оттенком.
Используется в живописи с 16 века.
Очень прочный и светостойкий пигмент, имеет большую укрывистость.
Умбра жженая (Burnt Umber). [200x]
Безводная окись железа. В состав входят также марганец и кремнезем.
Цвет темно-коричневый с красным оттенком или нейтрально-коричневый темный.
Применяется во всех типах красок.
Вандик - (Vandyke Brown). [200x]
Природная земляная краска. Содержит окислы железа и некоторые органические вещества.
Цвет коричневый средний нейтральный.
Известен также как Кассельская земля (в Германии) с 17 века.
Пигмент назван в честь фламандского художника Ван-Дэйка, но в назании русской краски устоялось название Вандик (видимо транслитерация с 18 века, а не перевод).
Кость жженая - (Ivory Black). [200x]
В настоящее время используют термин "Клавишная черная", имея ввиду черные клавиши рояля.
Состоит из углерода с небольшим количеством фосфорнокислых и углекислых кальциевых солей.
Цвет черный нейтральный или с коричневатым оттенком в зависимости от сырья (пианино или рояль :-).
Углерод замедляет процесс окисления масла и тем самым задерживает высыхание масляных красок.
Поэтому кость жженая на масле сохнет довольно медленно.
Она частично растворяется в кислотах, а при прокаливании сгорает, образуя белый остаток.
Пигмент светостойкий укрывистый.
Применяется во всех типах красок.
Виноградная и Персиковая черная - (Grape Black, Peach Black).
Углерод с примесью углекислых солей кальция и калия.
Эти пигменты имеют черный цвет с холодным зеленоватым оттенком.
Высыхают на масле медленно.
Шунгит - (Shungit). [200x]
Углерод почти на 98%. Природный пигмент - разновидность антрацита.
Используется в масляных красках завода Невская Палитра в Ст.Петербурге.
Почти не встречается у других производителей.
Сажа газовая или Ламповая копоть - (Lamp Black). [200x]
Почти чистый углерод.
Цвет глубокий черный - наиболее темный из всех черных тонов.
Пигмент имеет высокую укрывистость.
При прокаливании полностью сгорает.
Производится во всех типах красок.
Недостатки.
Высыхает на масле крайне медленно - около 3 недель.
Из-за малого удельного веса и большого срока высыхания, сажа газовая в смесях с другими более тяжелыми масляными красками может "всплывать" на поверхность и загрязнять живопись.
Поэтому в масляной живописи применение сажи газовой не рекомендуется.
В других типах красок этот недостаток не проявляется.
В заметке использован личный опыт, описания красок и пигментов разных фирм и книга:
Школа изобразительного искусства в 9 вып. Вып.3. М., Искусство. 1965 - 212 с, ил.
Составитель: Виталий Васильевич Ерёменко
взято отсюда: