Это цитата сообщения
Ермоловская_Татьяна Оригинальное сообщениеНицше и Россия
[700x697]
К Фридриху Ницше относились по-разному. Кто-то его боготворил, кто-то, в т.ч., из числа русских философов, отвергал. Но невозможно отрицать его колоссальный вклад в философскую науку: культура, мораль, общественно-политические отношения, и, в особенности, религия – всему нашлось место в его неакадемических изложениях.
Ф. Ницше – это целая эпоха в европейской философии. Не признаваемый вначале, позднее он превратился в идола философии, которому каждый старался засвидетельствовать своё почтение.
Если Запад любит и ценит этого глубочайшего мыслителя, следовало бы оценить и его высказывания, актуальность которых очевидна и по сей день. Я говорю об отношении Ф. Ницше к России и славянству. Не удивляйтесь, но именно славян Ницше считал высшей арийской расой. Он не был расистом, но призывал народы к искоренению порочного, и воспитанию вышколенного национального духа, в котором бы соединялось всё самое энергичное, пассионарное, сильное, мужественное, высшее.
Гитлер извратил до предела глубокомысленные речи философа, превратив их в орудие своей животной политики.
Ф. Ницше любил славян и любил Россию. Всего 11 лет от роду, он горько переживал падение Севастополя в ходе крымской войны. Четырнадцатилетним подростком он отозвался на это трагическое событие стихотворением.
Позже он писал, что воля (как способность к власти) «всего сильнее и изумительнее в этом огромном государстве, посредством которого Европа соприкасается с Азией, - в России». И далее: «Мне гораздо более было бы по сердцу… чтобы Россия сделалась ещё грознее и чтобы Европа решилась стать такою же грозною, как Россия».
Слова эти для Запада неудобны. Тем более что сам Ф. Ницше вёл свой род от польских шляхтичей Ницких, принявших протестантство, и эмигрировавших в Пруссию под угрозой католического гнёта. «Я чистокровный польский дворянин, без единой капли грязной крови, конечно, без немецкой крови», - писал Ф. Ницше. «Германия великая нация лишь потому, что в жилах её народа течёт столь много польской крови… Я горжусь своим польским происхождением».
Англию он упрекал за вызванное ею понижение интеллектуального уровня европейской культуры. «Заурядные англичане, каковы Дарвин, Джон Стюарт Милль и Герберт Спенсер начинают брать перевес… европейская вульгарность и плебейство новейших дней – дело Англии».
Сравните это с сегодняшним безумным увлечением усреднённого обывателя всем англосаксонским – от языка до МакДоналдса и музыки.
Поляк-шляхтич, печалующийся о поражении России в Крымской войне. Философ-немец из пруссаков-милитаристов, предрекавший России большое будущее. Всё это Ф. Ницше в одном лице. Однажды Ф. Ницше чуть вообще не связал свою судьбу с Россией, когда сделал предложение российской немке Лу Саломе, дочери генерала. Она отказала ему. Кто знает, согласись она, и, возможно, автор «Заратустры» переехал бы на ПМЖ в Российскую империю!
Такой Ф. Ницше не угоден Западу. Вряд ли западный студент знает о симпатии великого интеллектуала к далёкой заснеженной Русской земле. Западному студенту расскажут многое об этом мыслителе и о стиле его неакадемической философии, но вряд ли подчеркнут расположенность философа к славянству и русским, в особенности.
Куда охотнее в наш секулярный век расскажут о неприятии Ницше христианства. Это так соотносится с сегодняшними европейскими реалиями. Остаётся только загадкой, как Ницше мог любить славян, не любя христианства. Ведь первых не бывает без последнего. А русские, тем более, сохранили верность раз и навсегда принятому Православию. Польский князь Мешко I принял христианскую весть от византийских богословов. И только позже решил переключиться на католичество. Литовская аристократия в XIII-XIV вв. была почти сплошь православной. Литовцев с именами Иоанн, Александр, Глеб было пруд пруди. Даже чеченцы сперва начали становиться христианами (керестанами), но потом перешли в ислам. Русские же были и остаются православными.
Но Западу это не интересно. Показателен пример Иммануила Канта, родоначальника критической немецкой философии. После того, как Пруссия в ходе Семилетней войны находилась под юрисдикцией России, И. Кант пишет императрице Елизавете Петровне прошение с просьбой назначить его на должность ординарного профессора. Просьба осталась без удовлетворения, но в письме впечатляет подданнический тон. К российской императрице И. Кант обращался, используя самые высокопарные словесные обороты и титулования.
Но не расскажут западному студенту о благожелательности И. Канта к российским властям. Упомянуть могут, но больше ради остроты повествования, не углубляясь в суть дела. У всех западных мыслителей, благожелательно смотревших на Россию, судьба такова, как у И. Канта и Ф. Ницше. Студентам рассказывают об их философии, но молчат о политических симпатиях.
Владислав Гулевич
[показать]
tatasoz-