• Авторизация


Без заголовка 18-05-2021 01:24 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Майя_Пешкова Оригинальное сообщение

Мценские кружевные истории

 

 . Русские девушки учились с интересом, но перенимали иностранное искусство творчески. Очень скоро мотивы их плетения стали настолько уникальны, что во всем мире заговорили о русском кружеве. Это было самое крупное кружевное производство в России.

Работает музей кружева. Открыто ателье «Мценские узоры».

В конце ХIХ - начале ХХ веков много сделала для жителей Мценска княгиня Анна Дмитриевна Тенишева.  

Итак, родилась Анна в 1851 году в семье действительного статского советника Дмитрия Николаевича Замятнина, который во времена императора Александра II был членом Государственного совета, министром юстиции Российской империи и генерал-прокурором.

[показать]

 . Так вот, по версии канадской исследовательницы Алены Ли, настоящим отцом младенца Анны был вовсе не Дмитрий Замятнин, а наследник престола, будущий император Александр II, у которого случился страстный роман с женой Замятнина, Екатериной Сергеевной. В последующие годы мужу своей избранницы император благоволил и «продвигал его по служебной лестнице».

В 1875 году Замятнина выходит замуж за князя Вячеслава Николаевича Тенишева. О нем в последней трети XIX века в Российской империи шла молва как об очень удачливом и талантливом предпринимателе, получившем даже прозвище «Русский американец». Кроме того, он был одним из самых щедрых покровителей и благотворителей, тративших огромные деньги на культуру и образование.

Православный род князей Тенишевых, происходивших от татарского мурзы Тениша Кугушева, занимал видное место среди российской аристократии.

[показать]

Но Вячеслав Тенишев, продолжатель рода, после ранней смерти отца свою трудовую деятельность начинал на Московско-Курской и Риго-Орловской железных дорогах простым техником. Однако очень быстро, пользуясь глубокими техническими знаниями и хорошо чувствуя экономическую конъюнктуру, стал успешным предпринимателем.

В 26 лет он основал свой первый завод на Гутуевском острове в Петербурге, выпускавший лесопильные рамы на паровой тяге и серию машин для производства конструкций железных мостов. В июле 1873 года Тенишев совместно с П.И. Губониным и В.Ф. Голубевым основал «Акционерное общество Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода».

Завод должен был заниматься выплавкой чугуна, выделкой железа и стали, приготовлением из них изделий на продажу, производством всякого рода машин и принадлежностей для железных дорог и судостроения. С течением времени завод превратился в одно из крупнейших металлургических предприятий России и давал своему основателю солидную ежегодную прибыль. Это позволило князю Тенишеву уйти от непосредственного управления заводом и заняться любимым делом – социологией.

портрет княгини в школе кружевниц

В 1875 году Тенишев женился. Но, как поняла позже Анна Дмитриевна, любившая мужа всем сердцем, сделал это супруг для улучшения своего «реноме» на ниве предпринимательской жизни, но не по любви. Поселились молодожены в Бежице, где в 1878 году родился у них сын Вячеслав и где Анна Дмитриевна начала свою благотворительную деятельность.

В годы Русско-турецкой войны она возглавляла лазарет при рельсопрокатном заводе. Среди раненых Анна Дмитриевна пользовалась большой любовью. Стараниями княгини в 1879 году в поселке появился молитвенный дом. Чуть позже была восстановлена церковь Петра и Павла, и по ее инициативе и деятельном содействии построен храм Преображения Господня.

В 1880 году появились в Бежице благодаря Тенишевой и на ее средства первый детский сад и школа, самая многочисленная в Брянском уезде (114 мальчиков, 75 девочек).Анна Тенишева предоставила мужу 200 000 рублей, полученных от продажи имения, которые он вложил в акции железоделательного, рельсопрокатного и механического завода.

Князь Вячеслав Николаевич Тенишев 

Окончание рассказа о бежицком периоде жизни звучит у  Тенишевой печально. Она узнала о любовных связях мужа «на стороне». Произошли разрыв и развод. Уехав из Бежицы, Анна Дмитриевна жила с сыном Вячеславом то в селе Белоголовль под Брянском, то в Брянске, но основную часть времени мать с сыном проводили в новом имении – Александровке (рядом с д. Старенково) Мценского уезда Орловской губернии.

Здесь княгиня всей душой отдалась любимому делу: открыла вышивальные и кружевные мастерские, а 4 сентября 1899 года в городе Мценске – школу кружевниц для девочек 8–12 лет, где они также обучались грамоте и основам рисунка. Затем при образовательном заведении был создан интернат для самых способных жительниц окрестных сел, живших на полном пансионе. 

Школа вошла в пятерку лучших подобного типа в России. С кружевными произведениями своих учениц княгиня приняла участие во Всемирной выставке 1900 года в Париже, оргкомитет которой удостоил мценское кружево серебряной медали.

[показать]

Кроме кружев, большое внимание в своем имении княгиня уделяла народному здравоохранению. На ее деньги здесь была построена больница, переданная местному земству. Перед фасадом основного здания была посажена тогда красивая липовая аллея, сохранившаяся до настоящего времени (в отличие от самих больничных зданий).

[показать]

Анна Дмитриевна оснастила больницу необходимым оборудованием и заботилась о том, чтобы обеспечивался еженедельный прием больных с бесплатным отпуском лекарств. Роженицам она всегда посылала пеленки, распашонки, полотенца, платочки, сладости. Ежегодно княгиня вносила на содержание больницы по 600 рублей, а в случае своей смерти обязалась обеспечить это учреждение внесением в банк 15 000 рублей.

[показать]

Благотворительными деяниями, внимательным отношением к простому человеку Тенишева заслужила уважение и оставила добрые воспоминания у крестьян близлежащих деревень  

 Но уже к концу зимы 1918 года Анна Дмитриевна со своей родственницей Еленой, не дожидаясь неприятностей от советской власти, решились на эмиграцию. При отъезде во Францию княгиня Тенишева подарила Преображенским несколько принадлежащих ей вещей: столовый сервиз, трюмо высотой больше высоты их комнат, комплект столового белья, скатерть, дорожку, салфетки и любимую собаку – сенбернара по кличке Рой.

После расставания с мужем увлеклась философией. Вела переписку с Ф. Ницше, который послал ей свою книгу. Небольшой фрагмент княгиня опубликовала в журнале. Её девизом, начертанном на гербе, была фраза Acta sine verbis («Делами без слов»).

Сын Вячеслав

Княгиня Тенишева умерла во Франции в 1934 году. Сын Вячеслав пережил мать на 25 лет, и нашел свой покой там же.

Больница княгини и при советской власти долго служила делу сохранения здоровья жителей Мценского района, пока ее не перевели в Тельчье. После этого деревня Старенково стала быстро умирать, и в настоящее время здесь жителей нет. Остались только те самые замечательные живописные приокские места да остатки липовой больничной аллеи.

Мценск оказался уютным, красивым и гостеприимным городом. Везде нас встречали с «хлебом-солью», добродушно, по-семейному. Такое ощущение, что чем меньше город, тем добрее в нем живут люди.

Мы начали с посещения Музея кружева и по совместительству школы кружевниц.

В музее выставлены редкие образцы кружева XVIII-XIX веков, собранные по крупицам. Нередко местные жители дополняют коллекцию находками из домашних закромов.

Подушка-валик, коклюшки, булавки.

Если закрыть глаза, стук кружевных коклюшек напоминает журчание ручья. На каждую коклюшку наматывается ниточка. Ниточка бежит, перевивается и образует узор. И каждая играет свою, особую роль в создании рисунка. Для обычного кружева нужно около 20 коклюшек — тогда получится штучное кружево — небольшая салфетка, воротник. Настоящее мценское — гораздо сложнее: для него нужно в десять раз больше нитей.

На музей и школу — всего два человека: Анна Шалыгина и Ольга Архипова. Они и педагоги, и экскурсоводы, и хранители.

Преподаватели и ученицы школы с радостью проводят экскурсии для школьников и туристов.

Качество мценского кружева росло. На Всемирной выставке в Париже оно было удостоено серебряной медали, а на выставке в Глазго - почетного диплома.

[показать]

И вот школа кружевниц работает во Мценске вновь. Обучаются здесь дети три года. За это время они должны научиться плести мерное кружево, делать копии старинных образцов. Лучшие работы юных кружевниц можно увидеть в музее кружева, как и работы их преподавателей. Открыто ателье "Мценские узоры".

Порадовала увлеченность девочек, с которой они делились своими успехами в кружевоплетении.

Отличительной особенностью мценского кружева является активное использование геометрических мотивов, в то время, как в елецком кружеве чаще используют растительный орнамент. Если сравнивать с вологодским кружевом, то там более плотный, насыщенный узор, фоновых решеток почти не используют, а в Ельце и Мценске очень часто, потому узор получается более воздушным.


Мценское кружево — вид русского кружева, которое плетётся на коклюшках 

Мценск — оказывается  старше Орла почти в два раза.

Мценск — симпатичный город с развитой инфраструктурой, неплохими дорогами и огромным количеством красивых и интересных мест. 

вернемся к нашему кружеву

сначала узор

Даже когда открылась школа кружевниц княгини Тенишевой, то  из Мариинской школы (Мариинская практическая школа кружевниц основана по воле императрицы Марии Феодоровны в 1883 году в Санкт-Петербурге)  приглашалась мастерица, чтобы она повысила уровень кружевоплетения во Мценске. Но в тот период из Мариинской школы всюду разъезжаются мастерицы, и они несут что-то свое, чему их научили. Опять-таки девушки учатся, изучают кружевоплетение, но возвращаются домой и повторяют узор, который они плели исторически на своей земле. Кстати, один узор шел только для детской одежды, другой для блузок, для украшения, третий — для постельного белья.

  Александр Тарачков писал, что девушки и женщины в Мценске очень прилично одевались. Они не только красиво наряжались в кружева, но и приносили доход своим семьям. Кружевоплетением занималась не только женская часть населения, но и мужчины. Сезон заканчивался, у нас же сельскохозяйственный городок, сильный пол тоже начинал помогать в этом деле, потому что оно приносило существенный доход в семью. В восемнадцатом веке нередки были случаи, когда девушка-сирота, освоившая кружевоплетение, к моменту выхода замуж имела за плечами достойное преданное и не одну сотню рублей.  По тем временам за 250 рублей можно было купить дом. Опытная кружевница могла заработать эти деньги за год.

Своим общим характером мценское кружево близко елецкому, как близки территориально оба эти уезда. Но мценское более архаично, в нем довольно долго держалось численное плетение с набором излюбленных мотивов, как, например, «замки и раки» — очень плотное, с трудно различимыми крестовидными фигурами, или такое же плотное,  с узором из городчатых ромбов.

Здесь была  большая связь с язычеством. Хоть  считается, что во Мценске кружево плели  с восемнадцатого века , но есть исследования Тарачкова, который писал в 1868 году: «В бытность мою во Мценске мне показывали изумительные работы мценских рукодельниц. Не только современные, но и те, которые были сделаны боле, чем 150 лет назад».

Вот и получается, что минимум с семнадцатого века уже плели  кружева в этих местах. И несмотря на то, что мануфактура помещицы Протасовой работала чисто вся на иностранных, на импортных сколках (технические рисунки-схемы будущих изделий), но все равно продолжалось плетение нашего архаичного кружева, где много геометрических рисунков.

Каждый рисунок что-то означал, он что-то нес свое, обережное. Кроме численного, применялось сцепное плетение с узкой полотнянкой, едва выступающей за рельеф скани, и традиционными народными узорами с густыми фонами. Исполняли его мценские мещанки и крестьянки для своего обихода. В конце девятнадцатого столетия еще доживали свой старый век старые мастерицы протасовской кружевной мануфактуры. В богатых купеческих семьях плели льняное с цветными шелками, нередко с введением металлической нити, кружево для приданого невест.

В 1860 годы преобладало парное мерное кружево, в основном геометрических рисунков. В большинстве узоров требовалось всего 20 пар коклюшек, в некоторых — больше ста. В конце девятнадцатого века в Мценске появляются общераспространенные клюни, гипюры и другие модные типы кружева, затем и «русский валансьен».

Исследователи и знатоки кустарных промыслов отмечали, что мценское кружево было необычайно тонким, ажурным и самобытным, отличалось использованием архаичных узоров, а золотосеребряное кружево к концу девятнадцатого века кроме Мценска практически нигде уже не выплетали.  С образованием промысла мценские плетеи легко освоили новые образцы, но любимыми остались привычные рисунки: павы по сторонам цветка, двуглавый орел между кустами с изогнутыми ветками. Еще в 1860-е годы мценское кружево сохраняло свое высокое художественное достоинство. Преобладало парное мерное, в основном геометрических рисунков типа «барабанчики», «кружки-денежки».

Его плели из белой и суровой льняной, белой, черной и кремовой шелковой, белой, красной и синей хлопчатобумажной нитей. Мценское кружево было золотым, черным, серебряным и белым, слоновой кости. Цвет изделия зависел от ниток, которые использовали. Конечно, когда плели нитями заграничными, то и изделие получалось другим, потому что нити шелковые: более тоненьким, легким.  Нити из-за границы были очень дорогими. Когда их покупали — взвешивали.

Привозили во Мценск, мастерицы плели изделие, а остатки нитей снова взвешивали и изделие тоже.   Мценский промысел ограничен самим городом и одной пригородной Стрелецкой слободой. Однако в нем было занято около 5000 мастериц. В течение года в Мценске выплеталось до 150000000 аршин мерного кружева. Отдельные предметы делались по заказу. С началом первой войны его производство стало сокращаться, и промысел совсем захирел.

«Кружевоплетение — искусство тонкое, от дурных мыслей отвлекает», — так в старину поговаривали мценские кружевницы
Отличительной особенностью мценского кружева является активное использование геометрических мотивов, в то время, как в елецком кружеве чаще используют растительный орнамент. Если сравнивать с вологодским кружевом, то там более плотный, насыщенный узор, фоновых решеток почти не используют, а в Ельце и Мценске этот прием используется  очень часто, потому узор получается более воздушным.

[показать]
      Как настоящее искусство никогда не умирает, так и мценское кружево возрождается в наши дни.  Сегодня это ремесло не забыто и развивается лишь благодаря «Школе кружевниц», а еще полвека назад оно находилось на грани исчезновения.     Нынешним летом открыли в городе ателье «Мценские узоры». В нем работают пять кружевниц.  Кружево  уже побывало на выставках во Франции и Германии, и будем надеяться, что признание к мценским кружевницам вернется вновь.



[показать]

https://myrussianland.ru/nacionalnye-osodennosti/kuhn/935.html

 

http://orel.bezformata.com/listnews/preobrazhenski...ginya-anna-tenisheva/50726444/

Серия сообщений "Искусство кружева":
Часть 1 - Замки Франции: Шантийи.(Château de Chantilly)Часть 6.Сливки,кружева,лошади и несчастный Ватель
Часть 2 - Кружево из романов
...
Часть 13 - Искусство кружева Ретичелла
Часть 14 - Искуссво плетения кружева:Тенерифе и нандути
Часть 15 - Мценские кружевные истории
Часть 16 - Кружевные истории Вятки
Часть 17 - Кружевные истории Венеции
Часть 18 - Вологодские кружева. Роскошь и утонченность северного края.
Часть 19 - Кружевные хитросплетения в русской глубинке.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | vr-vz - Дневник vr-vz | Лента друзей vr-vz / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»