Это цитата сообщения
Erisena Оригинальное сообщениеСергей Соломко - русский акварелист и художник - иллюстратор.
Сергей Сергеевич Соломко родился 10 (22) августа 1867 г. в Санкт-Петербурге и был крещен 12 (24) сентября в Исаакиевском соборе. Происходил из потомственных дворян Черниговской губернии. Сын полковника Сергея Афанасьевича Соломки (1835—1897), состоявшего на службе при великом князе Константине Николаевиче и Ольги Фаустовны Занадворовой.
Детство художника прошло в Константиновском дворце в пригороде Санкт-Петербурга — Стрельне. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился в 1883–1887 годах, затем в 1887–1888 гг. вольнослушатель Императорской Академии Художеств в Санкт-Петербурге.
"Прельститель"
[240x76]
В конце 1880-х гг. начал сотрудничать с художественными журналами в качестве иллюстратора. Первые известные его работы в этой области были опубликованы в 1888 г. в журнале «Север». Одновременно начал сотрудничать с журналом «Нива».
Рисовал для журналов «Мир искусства», «Шут» и других. Выполнил для издательства А. С. Суворина иллюстрации к произведениям А. С. Пушкина («Каменный гость» (1895), «Утопленник» (1895), «Сказка о царе Салтане» (1896), «Бахчисарайский фонтан» (1897)), А. П. Чехова («Каштанка» (1892), а также к книгам «Песнь о купце Калашникове» М. Ю. Лермонтова (1900) и «Мертвые души» Н. В. Гоголя (1901; для издательства А. Ф. Маркса; совместно с большой группой художников).
[412x640]
Еще одним видом художественных работ С. С. Соломки составляли зарисовки театральных постановок с целью публикации их в театральной периодике.
Исполнял афиши. По его рисункам издавались открытки. Создал несколько серий открыток на темы русской старины для издательства Лапина.
[700x517]
Творчество Соломко дошло до нас главным образом благодаря дореволюционным открытым письмам (открыткам). Пожалуй, во всей истории русского искусства не найдется ни одного такого художника, взгляды на творчество которого у специалистов были бы столь полярны.
Его работы вызывали крайнюю антипатию как у современных ему художественных критиков, так и у искусствоведов советских времен. И те, и другие обвиняли его в «галантерейном реализме», в упадничестве, вульгарности, стремлении «потрафить вкусам толпы».
Однако было немало и горячих поклонников его неповторимой творческой манеры.
[700x384]
"Семнадцатый век"
Мир образов, созданных художником может нравиться или не нравиться, но было бы несправедливо отказывать художнику в его индивидуальности. Как профессиональный художник Соломко начинал в сложную, переломную эпоху развития русского искусства.
Авторитет передвижников был еще непререкаем, но широкой общественности стал надоедать их мелкий бытовизм в жанровой живописи.
Подобная ситуация не могла не привести к возникновению художественных объединений, отстаивающих принципиально новые идеалы.
[485x640]
Представителей новых тенденций в русском искусстве стали называть декадентами, и очень скоро само слово декадент стало почти ругательным.
Декаденты считали, что только в полном отходе от иллюстрирования политических или социальных сторон жизни заключается та свобода творчества, к которой они стремились.
Видный художник и историк искусства того времени Грабарь называл Соломко «генералом декадентства, упадничества и мистицизма».
[375x640]
Буря негодования, охватившая художественную среду, однако, не повлияла ни на творчество Соломко, ни на его восприятие публикой.
Когда в конце 19 века в России начали выходить многочисленные иллюстрированные журналы, Сергей Соломко и Елизавета Бём стали наиболее известными представителями нового жанра изобразительного искусства — журнальной иллюстрации.
[404x640]
"Апраксия Королевишна"
Их рисунки и акварели особенно часто публиковались в «Ниве» — журнале для семейного чтения. Большинство этих работ позднее тиражировались на почтовых открытках, покупателями которых были отнюдь не специалисты, а самые обычные люди, воспринимавшие сюжеты Соломко как красивые и понятные «картинки».
Вероятно, поэтому Соломко и рисовал сценки из старорусского быта с былинно-сказочной архитектурой, яркими, красочными костюмами.
Художник, по сути, исполнял социальный заказ, умело пользуясь сложившейся конъюнктурой. Такие его сюжеты «В ожидании ответа», «Объяснение в любви», «У забора», «Шутник» и многие другие отражали переживания, знакомые каждому, навевали ностальгические воспоминания, затрагивали потаенные струнки души.
[451x640]
"Бегство"
Рассматривая их, люди забывали о тяготах жизни и погружались в теплый романтический мир. Другой стороной творчества Соломко были символические аллегории. Если для западноевропейской культуры символизм был естественным путем развития искусства, то в русской живописи идеалом всегда считался реализм.
Поэтому уход «в мир грез» находил в России больше критиков, чем сторонников. Символические аллегории Соломко посвящены главным образом различным эпизодам царствования династии Романовых.
Много и плодотворно работал Соломко над иллюстрациями к русским сказкам, произведениям Пушкина и Лермонтова, мифологическим сюжетам, делал рекламные плакаты.
[403x640]
"Беседа"
Но критика с упорным постоянством не хотела признавать за художником выдающихся способностей. Общественные потрясения — революция 1905 г., октябрьский переворот, первая мировая война — не позволили общественности достойно оценить художника, не отразившего в своем творчестве этих событий. Художественное наследие Соломко никогда подробно не исследовалось.
При огромном интересе к его рисункам и акварелям, Соломко продолжает оставаться малоизученным художником.
[422x640]
"Беседа с вороном"
Иллюстрации Соломко сохранились только в дореволюционных изданиях и на старых почтовых открытках, известных лишь тем, кто их собирает.
Однако, каким бы вульгарным на представлялся специалистам художественный почерк Соломко, его творчество неотделимо от художественного наследия дореволюционной России.
[352x567]
"Боярыня"
В 1910 году С. Соломко получил богатое наследство и поселился вПариже, на улице Донфер Рошеро, 75-77. Продолжал писать акварели, иллюстрировал книги издательства А. Ферру и других парижских издательств. Создавал серии открыток на темы русской старины для издательства Лапина. В 1921 году участвовал в выставке «Художники Императорской Академии художеств Петрограда» в галерее Magellan.
[691x440]
"Будующие друзья"
Последней работой стали иллюстрации к книге «Трофеи» Х.-М. Эредиа (1927). Был членом Общества взаимного вспоможения и благотворительности русских художников в Париже (Общество им. И.С. Тургенева). В 1927 году, в связи с его тяжелым заболеванием, общество провело несколько благотворительных вечеров в его пользу.
[420x640]
"В гареме"
Умер Сергей Сергеевич Соломко в Париже, в Русском старческом доме, похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
источник
источник
[700x455]
"В гостях"
[493x640]
"Вдогонку"
[459x640]
"В ожидании ответа"
[409x640]
"В саду"
[444x700]
"Василиса Микулична"
[453x700]
"Верные друзья"
[441x700]
"Вечерняя прогулка"
[444x700]
"Византия"
[700x450]
"Возвращение от заутренни"
[546x508]
"Вопрос"
[445x700]
"Воспоминание"
[442x700]
"Все твое"
[490x700]
"Встреча"
[700x510]
[700x450]
[490x700]
"Генерал Лохвицкий"
[700x493]
"Георгий Победоносец"
[444x700]
"Гнездо"
[445x700]
"Гордая"
[652x496]
"Дева - утешительница"
[427x700]
"Забава Путятишна"
[454x700]
"Залог любви"
[453x700]
"Идиллия"
[450x700]
"Искушение"
[452x700]
"Лебедь белая"
[502x700]
"Любитель птиц"
[407x415]
"Москва в 12 столетии"
[444x700]
"На мосту"
[310x579]
"На ярмарке"
[450x700]
"Настасья Королевична""
[448x700]
"Нежности"
[436x700]
"Об. Св. Евгении"
[440x700]
"Объяснение в любви"
[444x582]
"Объятья"
[429x397]
"Она жеманится"
[700x296]
"Охота за счастьем"
[451x700]
"Парижанка"
[523x669]
"Персиянка за работой"
[571x460]
"Песнь без слов"
[451x700]
"Чтение"
[700x474]
"Подсмотрели"
[449x700]
"Привет"
[700x446]
"Прощание"
[700x442]
"Птица"
[655x700]
"Расставание"
[458x700]
"Русские в Голландии во времена Петра Великого"
[442x700]
"Светлячки"
[443x700]
"Серьезный вопрос"
[579x681]
"Синяя птица"
[480x700]
"Сказка"
[443x700]
"Слова любви"
[446x700]
"У забора"
[700x442]
"Ухаживание"
[515x700]
"Царевна - птица"
[432x700]
"Царица Азаяковна"
[444x700]
"Шутник"
