• Авторизация


Сергей Соломко - русский акварелист и художник - иллюстратор. 23-12-2014 20:27 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Erisena Оригинальное сообщение

Сергей Соломко - русский акварелист и художник - иллюстратор.

 

Сергей Сергеевич Соломко родился 10 (22) августа 1867 г. в Санкт-Петербурге и был крещен 12 (24) сентября в Исаакиевском соборе. Происходил из потомственных дворян Черниговской губернии. Сын полковника Сергея Афанасьевича Соломки (1835—1897), состоявшего на службе при великом князе Константине Николаевиче и Ольги Фаустовны Занадворовой.

Детство художника прошло в Константиновском дворце в пригороде Санкт-Петербурга — Стрельне. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился в 1883–1887 годах, затем в 1887–1888 гг. вольнослушатель Императорской Академии Художеств в Санкт-Петербурге.

 

[700x414]

"Прельститель"

[240x76]

В конце 1880-х гг. начал сотрудничать с художественными журналами в качестве иллюстратора. Первые известные его работы в этой области были опубликованы в 1888 г. в журнале «Север». Одновременно начал сотрудничать с журналом «Нива».

Рисовал для журналов «Мир искусства», «Шут» и других. Выполнил для издательства А. С. Суворина иллюстрации к произведениям А. С. Пушкина («Каменный гость» (1895), «Утопленник» (1895), «Сказка о царе Салтане» (1896), «Бахчисарайский фонтан» (1897)), А. П. Чехова («Каштанка» (1892), а также к книгам «Песнь о купце Калашникове» М. Ю. Лермонтова (1900) и «Мертвые души» Н. В. Гоголя (1901; для издательства А. Ф. Маркса; совместно с большой группой художников).

[412x640]

 Еще одним видом художественных работ С. С. Соломки составляли зарисовки театральных постановок с целью публикации их в театральной периодике.

Исполнял афиши. По его рисункам издавались открытки. Создал несколько серий открыток на темы русской старины для издательства Лапина.

[700x517]

Творчество Соломко дошло до нас главным образом благодаря дореволюционным открытым письмам (открыткам). Пожалуй, во всей истории русского искусства не найдется ни одного такого художника, взгляды на творчество которого у специалистов были бы столь полярны.

Его работы вызывали крайнюю антипатию как у современных ему художественных критиков, так и у искусствоведов советских времен. И те, и другие обвиняли его в «галантерейном реализме», в упадничестве, вульгарности, стремлении «потрафить вкусам толпы».

Однако было немало и горячих поклонников его неповторимой творческой манеры. 

[700x384]

"Семнадцатый век"

Мир образов, созданных художником может нравиться или не нравиться, но было бы несправедливо отказывать художнику в его индивидуальности. Как профессиональный художник Соломко начинал в сложную, переломную эпоху развития русского искусства.

Авторитет передвижников был еще непререкаем, но широкой общественности стал надоедать их мелкий бытовизм в жанровой живописи.

Подобная ситуация не могла не привести к возникновению художественных объединений, отстаивающих принципиально новые идеалы.

[485x640]

Представителей новых тенденций в русском искусстве стали называть декадентами, и очень скоро само слово декадент стало почти ругательным.

Декаденты считали, что только в полном отходе от иллюстрирования политических или социальных сторон жизни заключается та свобода творчества, к которой они стремились.

Видный художник и историк искусства того времени Грабарь называл Соломко «генералом декадентства, упадничества и мистицизма». 

[375x640]

Буря негодования, охватившая художественную среду, однако, не повлияла ни на творчество Соломко, ни на его восприятие публикой.

Когда в конце 19 века в России начали выходить многочисленные иллюстрированные журналы, Сергей Соломко и Елизавета Бём стали наиболее известными представителями нового жанра изобразительного искусства — журнальной иллюстрации.

[404x640]

"Апраксия Королевишна"

Их рисунки и акварели особенно часто публиковались в «Ниве» — журнале для семейного чтения. Большинство этих работ позднее тиражировались на почтовых открытках, покупателями которых были отнюдь не специалисты, а самые обычные люди, воспринимавшие сюжеты Соломко как красивые и понятные «картинки».

Вероятно, поэтому Соломко и рисовал сценки из старорусского быта с былинно-сказочной архитектурой, яркими, красочными костюмами.

Художник, по сути, исполнял социальный заказ, умело пользуясь сложившейся конъюнктурой. Такие его сюжеты «В ожидании ответа», «Объяснение в любви», «У забора», «Шутник» и многие другие отражали переживания, знакомые каждому, навевали ностальгические воспоминания, затрагивали потаенные струнки души. 

[451x640]

"Бегство"

Рассматривая их, люди забывали о тяготах жизни и погружались в теплый романтический мир. Другой стороной творчества Соломко были символические аллегории. Если для западноевропейской культуры символизм был естественным путем развития искусства, то в русской живописи идеалом всегда считался реализм.

Поэтому уход «в мир грез» находил в России больше критиков, чем сторонников. Символические аллегории Соломко посвящены главным образом различным эпизодам царствования династии Романовых.

Много и плодотворно работал Соломко над иллюстрациями к русским сказкам, произведениям Пушкина и Лермонтова, мифологическим сюжетам, делал рекламные плакаты. 

[403x640]

"Беседа"

 Но критика с упорным постоянством не хотела признавать за художником выдающихся способностей. Общественные потрясения — революция 1905 г., октябрьский переворот, первая мировая война — не позволили общественности достойно оценить художника, не отразившего в своем творчестве этих событий. Художественное наследие Соломко никогда подробно не исследовалось.

При огромном интересе к его рисункам и акварелям, Соломко продолжает оставаться малоизученным художником. 

[422x640]

"Беседа с вороном"

 Иллюстрации Соломко сохранились только в дореволюционных изданиях и на старых почтовых открытках, известных лишь тем, кто их собирает.

Однако, каким бы вульгарным на представлялся специалистам художественный почерк Соломко, его творчество неотделимо от художественного наследия дореволюционной России.

[352x567]

"Боярыня"

В 1910 году С. Соломко получил богатое наследство и поселился вПариже, на улице Донфер Рошеро, 75-77. Продолжал писать акварели, иллюстрировал книги издательства А. Ферру и других парижских издательств. Создавал серии открыток на темы русской старины для издательства Лапина. В 1921 году участвовал в выставке «Художники Императорской Академии художеств Петрограда» в галерее Magellan.

[691x440]

"Будующие друзья"

Последней работой стали иллюстрации к книге «Трофеи» Х.-М. Эредиа (1927). Был членом Общества взаимного вспоможения и благотворительности русских художников в Париже (Общество им. И.С. Тургенева). В 1927 году, в связи с его тяжелым заболеванием, общество провело несколько благотворительных вечеров в его пользу.

[420x640]

"В гареме"

Умер Сергей Сергеевич Соломко в Париже, в Русском старческом доме, похоронен на кладбище  Сент-Женевьев-де-Буа.

источник

источник

[700x455]

"В гостях"

[493x640]

"Вдогонку"

[459x640]

"В ожидании ответа"

[409x640]

"В саду"

[444x700]

"Василиса Микулична"

[453x700]

"Верные друзья"

[441x700]

"Вечерняя прогулка"

[444x700]

"Византия"

[700x450]

"Возвращение от заутренни"

[546x508]

"Вопрос"

[445x700]

"Воспоминание"

[442x700]

"Все твое"

[490x700]

"Встреча"

[700x510]

[700x450]

[490x700]

"Генерал Лохвицкий"

[700x493]

"Георгий Победоносец"

[444x700]

"Гнездо"

[445x700]

"Гордая"

[652x496]

"Дева - утешительница"

[427x700]

"Забава Путятишна"

[454x700]

"Залог любви"

[453x700]

"Идиллия"

[450x700]

"Искушение"

[452x700]

"Лебедь белая"

[502x700]

"Любитель птиц"

[407x415]

"Москва в 12 столетии"

[444x700]

"На мосту"

[310x579]

"На ярмарке"

[450x700]

"Настасья Королевична""

[448x700]

"Нежности"

[436x700]

"Об. Св. Евгении"

[440x700]

"Объяснение в любви"

[444x582]

"Объятья"

[429x397]

"Она жеманится"

[700x296]

"Охота за счастьем"

[451x700]

"Парижанка"

[523x669]

"Персиянка за работой"

[571x460]

"Песнь без слов"

[451x700]

"Чтение"

[700x474]

"Подсмотрели"

 

[449x700]

"Привет"

[700x446]

"Прощание"

[700x442]

"Птица"

[655x700]

"Расставание"

[458x700]

"Русские в Голландии во времена Петра Великого"

[442x700]

"Светлячки"

[443x700]

"Серьезный вопрос"

[579x681]

"Синяя птица"

[480x700]

"Сказка"

[443x700]

"Слова любви"

[446x700]

"У забора"

[700x442]

"Ухаживание"

[515x700]

"Царевна - птица"

[432x700]

"Царица Азаяковна"

[444x700]

"Шутник"

0_3aa70_f4aa6bd5_S (150x95, 8Kb)

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Сергей Соломко - русский акварелист и художник - иллюстратор. | ВАЛАНА-ВАЛАНОЧКА - | Лента друзей ВАЛАНА-ВАЛАНОЧКА / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»