Для Византии характерно слияние римско-эллинистической культуры и христианства.
Культурная жизнь регламентировалась установленным церемониалом. Этому же соответствовала и одежда. Традиционно она была антично-римской, но с новоперсидскими, а позже и арабскими мотивами.
Главным элементом мужского византийского костюма была туника с узкими длинными рукавами. Она могла быть короткой или длинной, на плечах и груди украшалась вышивкой.
Одежда христиан-простолюдинов. 4 век На мальчике и мужчине одета камизия (рубашка).
Поверх туники надевалась верхняя, длинная одежда («талар»), без рукавов и очень широкая. Носили византийцы плащи и штаны. Штаны были двух типов: короткие, до колен, и длинные. Обе половины штанов надевались как отдельные части: в виде чулок, прикрепляющихся завязками к поясу. С короткими штанами надевали плотно обтягивающие ногу чулки.
Верхней одеждой византийцам служил плащ наподобие римского сагума или лацерны, края которого скреплялись аграфом на правом плече.
Женская византийская одежда была длинной, прямой, из плотной ткани и полностью скрывала тело. Первоначально она сохраняла формы римско-греческого костюма. Нижней одеждой знатных дам была туника. Они также носили широкие, длинные, плотно прилегавшие к шее столы с длинными рукавами. Поверх надевалась вторая туника с открытыми рукавами. Вся эта одежда была богато украшена каймой и вышивкой (в этом прослеживаются восточные мотивы). С IV-V вв. силуэт одежды становится более прямым, появляются различные накидки.
Женщины из низов довольствовались одеждой в основном из однотонных грубых тканей.
[показать]
Знатная византийская женщина и чиновник. Женщина одета в столу, украшенную золотым шитьём. Под столой - туника. На голове - диадема с прикрепленной паллой (палла похожа на шаль). На мужчине - туника, мантия и сапоги.
византийский женский и мужской костюм. 4 век. На мужчине - туника и сандалии. На женщине - далматика, шарф на голове и сапожки на ногах. В Византии женская обувь была обычно красного цвета.
византийская императорская чета. 4 век. На императоре - шёлковая туника, парчовый плащ, скреплённый фибулой. На ногах - чулки и туфли. На императрице - шёлковая камизия под длинной туникой и мантией.
Христианка и знатная женщина. 4 век. На христианке - палла и стола. На знатной византийке - далматика и палла.
Византийская обувь изготовлялась из цветной кожи и войлока и украшалась различными обшивками.
Мужчины обувались в закрытые сандалии с ремешками, переплетавшимися почти до колен, и мягкие сапоги, которые подвязывались под коленом ремешком. Со времен императора Юстиниана закон обязывал всех служащих носить обувь черного цвета. Обувь императора была пурпурного цвета.
Женщины ходили в башмаках из мягкой цветной (белой, красной, желтой) кожи. Богатые дамы носили шелковые и парчовые башмачки, расшитые жемчугом, вышивкой, драгоценными камнями.
В Византии, как и в Древнем Риме, головные уборы носили редко — лишь для защиты от непогоды или жаркого солнца. Крестьяне, работавшие в поле, и путешественники надевали круглые меховые шляпы с полями, низкие шапки и колпаки с отворотом.
Знать щеголяла в плоских беретах, расширявшихся кверху, а в IX в. стала модной круглая высокая шапка, похожая на фракийскую.
Женскими головными уборами служили платки, головные сетки, богато украшенные чепцы. Замужние женщины носили особую повязку восточного типа, спирально обвитую двумя платками разного цвета (наподобие императорской тиары).
Множество украшений поступало в Византию с Востока, а также из Греции и Италии — как очень дорогих и роскошных, так и доступных людям со скромными средствами. Ювелиры Византии многое переняли от греков и этрусков и достигли высокого мастерства в обработке драгоценных камней и янтаря.
Источник - "История в костюмах. От фараона до денди". Автор - Анна Блейз, художник - Дарья Чалтыкьян