[показать]
Надписи на иконах - принятые в русской православной иконописи условные обозначение и сокращения.
Надписи могут быть выполнены как на церковнославянском языке, так и на греческом.
В иконных надписях широко применяется контрактура (лат. contractura - стягивание) - сокращенное написание слова с помощью начальной и конечной букв.
Над контрактурами ставится надстрочный знак сокращения - титло ( ҃ )
Сокращенное надписание имени Иисус Христос,
составленное из 2-х пар букв под титлами: .
Крещатый нимб (так называемое крестообразное простертие), напоминающий о крестной смерти Спасителя, искупительное действие которой обнимает весь мир, - «крестообразно, яко изволи крестом мир спасти».
Число 4 - образ пространственной полноты.
4 «конца», составляющие в пересечении крест,
соединяют в нем 4 стороны света.
В 3-х видимых сторонах креста нимба пишутся буквы греческого слова
, что значит Сущий.
Прием появляется примерно в XI веке.
Этим надписанием подчеркивается Божество Иисуса Христа, согласно откровению, бывшему Моисею из купины: «Я есмь Сущий» (Исх. 3:14).
В русской иконописной традиции греческая буква (омега) часто заменяется буквой (от).
На греческих, болгарских иконах буква (омикрон) располагается слева, (омега) - вверху, (ню) - справа, и надпись читается по кругу слева направо.
На русских иконах чаще встречается другой буквенный порядок: слева (о) или (от), вверху (он), справа (наш).
Надпись читается построчно, начиная сверху и затем слева направо во 2-ой строке.
Стоит заметить, что библейское объяснение букв на Руси не являлось единственным.
Из старообрядческой литературы известно иное их толкование, возможно несколько наивное, но не нарушающее догматических положений Церкви.
В соответствии с ним, 3 буквы выражают, во-первых, триипостасность Бога; во-вторых, Божество Иисуса Христа: (от) - «еже есть отчески».
(он) - «оум» (ум), (наш) - «непостижим сый»; и, в-третьих, воплощение Сына Божия и Его страдания: (от) - «от небес приидох», (он) - «они же Мя не познаша», (наш) - «на кресте распята».
Как следует из этих толкований, порядок чтения букв на Руси также не был единообразным и мог изменяться, совершенно разрывая с греческой традицией и заменяя слово «сущий» сокращением .
Надписи на иконах
Надписи на древних иконах были простыми.
Некоторые общеизвестные слова на иконах сокращались.
Кроме Ιησους Χρηστος, Μητηρ Θεου сокращались и Αρχαγγελος, ο Δικαιος, ο Προφητης, ο Αγιος и η Αγια, причем нередко до иероглифического знака.
Имена на иконах писались четко читаемыми, но у святых Иоаннов (Предтечи, Златоуста) часто значимо сокращали и имя, и именование Предтеча, Златоуст (ο Χρυσοστομος). (ο Χρυσοστομος).
Шрифт в русских иконах
Русские домонгольские иконы подписывались уставом - симметричным, статичным, торжественным письмом.
Позже начинает применяться полуустав - письмо с большим количеством асимметричных элементов.
Надписи моленных образов и клейма, небольшие иконы Праздников нередко начинают подписывать различно: большие образы - торжественной вязью, а клейма - полууставом, напоминающим книжные тексты.
К середине XVI в. вязь начинает изменяться, усложняться, и она нередко читается хуже.
Буквы удлиняются, многие круглые элементы букв строятся на основе вертикальных прямых линий.
Клейма начинают подписываться беглым полууставом, почти скорописью.
В XVII в. читаемость шрифта часто еще более ухудшается: буквы нередко значительно вытягиваются, и надпись на иконе - это множество вертикальных линий с различными соединениями.
Усложнялись буквы и по-другому.
В середине XVII в. в связи с проверкой и иконописания относительно греческой традиции на русских иконах появляются заимствования новых греческих шрифтов.
В XVIII-XIX вв. шрифт на традиционных иконах значимо не меняется.
[384x21] |
Новгород. XII в. |
Прославление Креста. Оборот иконы «Спас Нерукотворный». |
[204x87] |
Новгород. XIV в. |
Апостол Петр |
 |
Тверь. XV в. |
Святая Троица |
[242x82] |
Москва. XV—XVI вв. |
Дионисий. Митрополит Петр с житием. |
 |
Вологда. XVI в. |
Похвала Богородице |
[344x66] |
Москва. XVII в. |
Мария Магдалина и Евдокия |
[247x52] |
Палех. XVIII в. |
Рождество Христово |
[279x85] |
Мстера. XIX в. |
Паисий Великий |
Приводится по: ;ред. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. М., «АРТ-БМБ», 2002.-290 с. ISBN 5-901721-12-8, с 40
Источник
|
|