Чтобы ваши снимки были всегда чёткими, нужно освоить несколько нехитрых приёмов для надёжной фокусировки. Во-первых, нужно отчётливо понимать, что способ автофокусировки на нашем фотоаппарате - контрастный, который основан на анализе степени размытости границ, имеющих перепад яркостей. Во-вторых, анализ контраста по умолчанию производится в пределах центральной области, отображаемой на дисплее в виде прямоугольника разного цвета (применительно к ЦФК фирмы Canon): зелёного, если ЦФК смогла сфокусироваться, жёлтого - если не смогла, синего - если ЦФК находится в режиме Серво (постоянной подстройки фокуса) или белого - в режиме ручной фокусировки. Зону фокусировки можно перемещать в разные углы кадра, но реализовано это, как мне кажется, не очень удобно. Поэтому лично я всегда пользуюсь только центральной областью. Кроме этого, на моей фотокамере сделаны следующие настройки в меню: зум точки AF - включено, Servo AF * - выключено, Режим AF ** - покадровый.
[показать]
Итак, если на нашей сцене присутствует контрастный объект (шерсть животного, лицо человека, архитектура), то сложностей с фокусировкой обычно не возникает: фотограф просто размещает фотографируемую сцену в центр кадра (опустим вопрос о художественной составляющей) и одним махом жмёт кнопку спуска.
Дело меняется в корне, когда фотографируемый объект малоконтрастный или съёмка ведётся в условиях пониженной освещённости (дом, квартира, туман, сумерки). Фотограф жмёт спуск, смотрит результат на экране, снова жмёт спуск и опять всё размыто, после чего делает вывод, что его камера - полное фуфло и ему следует перейти на зеркалку [показать]
На самом деле, можно пока ещё повременить с зеркалом, если научиться пользоваться фиксацией фокуса. Для этого нужно освоить полунажатие на кнопку спуска. Именно в этот момент происходит автоматическая фокусировка на объекте. Кроме того, вспомнив про контрастный метод фокусировки, можно попробовать применить полученные теоретические знания на практике.
Итак, мы имеем перед собой, например, чёрную ворону. Наводим центр кадра в сердце вороны, полуспуск - и любуемся на жёлтую рамку. Отпускаем кнопку спуска, смещаем центр кадра так, чтобы фокусировочная рамка пришлась на границу вороны и фона за ней и нажимаем полуспуск, после чего, не отпуская кнопку спуска, поворачиваем ЦФК на воронье сердце и дожимаем кнопку до конца.
Всё вышесказанное в равной мере относится к фотографированию Луны и объектов (скажем, птиц), находящихся в ветках.
Следует иметь в виду, что для надёжной фокусировки при съёмке Луны (равно как и других удалённых объектов) ЦФК следует установить в режим постоянно работающего стабилизатора, так как тряска рук сводит с ума автофокус.
Если же Луну никак не удаётся автофокусировать , то следует прибегнуть к ручной фокусировке. Делается это буквально в два щелчка: нажимаем кнопку MF*** (ручная фокусировка) и вращаем колёсико (или джойстик) до установки на бесконечность.
Если и это не помогло, то можно попробовать два способа из разряда шаманских:
1. Повернуть колёсико фокуса (джойстик) с бесконечности на одно деление назад.
2. Перед фокусировкой на Луну установить режим макро.
Оба этих способа были описаны на фотофоруме forum.ixbt.com в разделе, посвящённому Canon PowerShot S3 IS. Кому-то эти способы помогали. Мне, как я специально проверил - не особо, так как Луна и без этого отлично фокусируется. Видимо, это зависит от конкретных объективов и конкретных камер.
В условиях недостаточного освещения, многие модели камер включают подсветку автофокуса. На снимаемом объекте эта подсветка, которая включается при полунажатии на кнопку спуска, выглядит как зелёные квадратики/пятно или красная решётка. Для того, чтобы произошла надёжная автофокусировка, следует направлять эти квадратики/пятно или решётку на границу объекта, имеющего контраст, а затем, не отпуская кнопки спуска, перевести фотоаппарат так, чтобы объект занял нужную позицию в кадре, после чего нажать спуск полностью.
Примечания.
* Servo AF - режим, предназначенный для съёмки репортажей. Чтобы этот режим начал работать, нужно нажать полуспуск, после чего камера продолжает отслеживать объект в кадре и постоянно подстраивать на нём фокус. Режим, конечно, интересный, но с моей точки зрения, малопригодный в реальной жизни, так как достаточно медленный, подходящий для съёмки разве что двигающихся улиток или черепах.
** Если установлен режим AF - непрерывный, камера пытается постоянно фокусироваться на объекте. С одной стороны, это неплохо, но есть три неприятных момента: 1. существенно возрастает потребление электроэнергии; 2. возрастает износ механики объектива; 3. на ряде сцен ЦФК не может сфокусироваться и начинает безрезультатно елозить объективом туда-сюда. Используя рекомендации, описанные выше, можно забыть про непрерывную фокусировку, получая при этом отличный результат.
*** Существует ещё один способ фиксации фокуса. Для этого в режиме автофокусировки наводимся на объект, производим полуспуск и, не отпуская его, нажимаем кнопку MF, что приведёт к фиксации фокуса. После чего кнопку спуска можно отпустить, скадрировать сцену по-другому и нажать кнопку спуска повторно.