На Семистрельной иконе Пресвятая Богородица изображается без Богомладенца, склонившей Свою главу к правому плечу и пронзенной в грудь семью стрелами или мечами, из которых четыре находятся с левой стороны, а три с правой. Такое изображение Божией Матери еще встречается на иконе «Умягчение злых сердец», или «Симеоново проречение», на которой только мечи расположены несколько иначе: по три справа и слева, а седьмой – снизу.
Самой Семистрельной иконе не менее 600 лет. Долгое время святой образ находился на повороте лестницы колокольни церкви в честь апостола Иоанна Богослова (близ Вологды). Обращенную ликом вниз икону принимали за обыкновенную доску, по которой ходили, пока не было видения расслабленному в городе Кадникове, что он получит исцеление после молитвы пред этой иконой. Перед обретенной иконой отслужили молебен, после чего больной выздоровел. Особенно прославилась икона в 1830 году во время свирепствовавшей в Вологде холеры.
Настоящий, подлинный образ – икона Семистрельная сейчас находится в Свято-Лазаревской церкви, уже в самой Вологде. В этом храме икона стала находиться с 1945 года, после Великой Отечественной войны.
Москвичи могут помолиться перед чудотворными списками, находящимися в Московской области. Это два образа «Семистрельной» Божией Матери. Они источают удивительное миро – необъяснимо появляющуюся на них маслянистую жидкость.
Первый список «Семистрельной» сейчас есть в храме в честь святого Архистратига Божия Михаила, он находится в городе Москва. Другой список – в деревне Бачурино Московской области.
Церковная память этой иконе совершается 13 августа (вместе со «Страстной» иконой Богородицы)
Семистрельная — это средоточие материнской боли и страданий. А значит, молитва перед ней может стать поддержкой для матери, просящей за своих детей, оказавшихся в беде. Икона отражает восприятие Пречистой человеческого греха и в то же время дает надежду на прощение Господа. А значит, молитва перед ней может помогать идти по пути покаяния и борьбы со своими пороками. Этот образ напоминает о том, что Богоматерь видит внутренний мир и помышления каждого человека. А значит, перед ним можно просить у Пречистой избавления от злобы как для себя, так и для своих врагов и недоброжелателей. И конечно, перед Семистрельной иконой можно молиться обо всем, помня, что Богородица не оставляет без внимания нужды, горести и потребности тех, кто искренне верит и надеется на помощь Божью.
Вопрос, в чем помогает Семистрельная икона, не вполне корректен, так как помогают не изображения, а Сами Христос и Богородица. Тем не менее, принято считать, что о конкретных нуждах стоит молиться перед теми или иными иконами. Это объясняется тем, что каждая иконография имеет свой глубокий смысл и подтекст.
Семистрельная икона, имеющаяся дома, не оберегает от злобы, обид и скандалов. Но если человек, каждый раз видя эти семь стрел, будет вспоминать, что его гнев, жадность, лень ранят Богородицу, может быть, он будет стараться ограничивать проявление собственных страстей и слабостей, и в доме будут мир и спокойствие.
Ни от заговора, ни от несчастий не оберегает Семистрельная икона людей, которые ищут простые и волшебные пути решения своих проблем. Как впрочем, и другие иконы и святыни никого не защищают и не спасают. Обереги и талисманы — это атрибуты язычества. А иконы — это вспомогательные средства для верующих, обращающихся не к изображениям на деревянной доске, каменной стене или картонке, а к Богу, Богоматери и святым.
А вот молитва перед Семистрельной иконой на самом деле может уберечь от многого. От совершения непоправимого поступка, от ошибки, от озлобления. Если человек, понимая, что сам не справляется с ситуацией, искренне и от всей души будет просить у Богородицы поддержать и направить, то получит помощь. Если человек, понимая, что оказался на краю пропасти, протянет руку к Божьей Матери, то Она удержит его от падения.
Но все это возможно только тогда, когда просящий не потребительски рассчитывает на чудо, а сам готов потрудиться и приложить усилия.
Минская икона Пресвятой Богородицы в конце X века была перенесена святым равноапостольным князем Владимиром из Корсуни в Киев и поставлена в Десятинной церкви (память освящения церкви в 996 году – 12 мая), в которой и пребывала более 500 лет. В 1500 году, во время взятия Киева ханом Менгли-Гиреем, некий татарин, сорвав с чудотворной иконы ризу и украшения, бросил ее в Днепр.
Через некоторое время святой образ Царицы Небесной чудесным образом явился в Минске на реке Свислочи. Приставшую к берегу икону, окруженную необычайным светом, торжественно перенесли в церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, находившуюся в замке минских удельных князей. Это произошло 13 августа 1500 года, поэтому и празднование чудотворному образу было установлено в этот день.
В 1616 году святая икона была перенесена в Минскую церковь в честь Сошествия Святого Духа.
На иконе, помещенной с левой стороны иконостаса, изображена Божия Матерь с Предвечным Младенцем на левой руке. Икона писана яичными красками на деревянной доске и в 1852 году покрыта серебряной ризой, над ликами Богоматери и Спасителя, держащего в левой руке державу – вызолоченные венцы с драгоценными камнями. На ризе внизу вычеканена следующая надпись: «Сия икона Божией Матери с Младенцем Иисусом, поставленная великим князем земли Русския св. Владимиром в Киеве, в Десятинной церкви, а по разорении Киева татарами явившаяся 13 августа 1500 года в г. Минске, на реке Свислочи, и помещенная в замковой церкви, впоследствии же перенесенная в кафедральный собор, 1852 г. усердием православных облечена в новую серебряную ризу».
Страстная икона Пресвятой Богородицы получила название от того, что около лика Матери Божией изображаются два Ангела с орудиями страстей Господних.
О прославлении иконы известно следующее: одна благочестивая женщина, Екатерина, после вступления в брак стала подвергаться припадкам и беснованию: лишилась ума, убегала в лес и не раз покушалась на самоубийство. В минуты просветления она молилась Матери Божией и дала обет в случае исцеления поступить в монастырь. После выздоровления она вспомнила об обете лишь спустя долгое время, почувствовала страх и от душевного волнения слегла в постель. Трижды являлась ей Пресвятая Богородица, повелевая больной идти в Нижний Новгород и купить у иконописца Григория Ее икону для молитвы. Исполнив это, Екатерина получила исцеление, и с тех пор от той иконы начали совершаться чудеса. Празднество ради иконы совершается 13 августа по случаю перенесения ее в 1641 году из села Палицы в Москву; на месте встречи ее у Тверской заставы была выстроена церковь, а затем, в 1654 году, Страстной монастырь. Вторично празднество ради иконы совершается в 6-е воскресение по Пасхе, в Неделю о слепом, в память чудес, бывших в этот день. Прославились также Страстные иконы Божией Матери московской церкви в честь зачатия святой Анны, в селе Енкаеве Тамбовской епархии.
В этот день было принято наводить порядок в доме и хозяйстве. Люди тщательно подметали дворы, убирали в сараях, приводили в порядок утварь и инструменты. Всё это совершалось не только ради чистоты, но и с молитвенным настроением, как бы готовя душу к принятию благодати.
Особое место занимал семейный ужин. Вечером за столом собирались все домочадцы, выставляли выпечку, яблоки и ягоды, ставили самовар. Эти трапезы укрепляли единство семьи, превращались в момент благодарности Богу за прожитый день и за дарованное благополучие.
В некоторых местах существовал обычай посещать кладбище. Родственники оставляли на могилах хлеб, яйца, ягоды, молились об упокоении близких. Возвращаясь домой, они не оборачивались, чтобы не унести с собой печали.
Этот день сопровождался и строгими запретами, нарушение которых грозило тяжкими последствиями. Не дозволялось работать на земле, ибо считалось, что такой труд окажется напрасным, а человеку принесёт лишь усталость и болезни. Вера предков предостерегала: кто дерзнёт нарушить покой земли в этот день, тот навлечёт на себя беду.
Запрещалось дарить подарки. Народ утверждал, что вместе с даром можно передать несчастье или болезнь. Потому любой презент в этот день воспринимался как знак опасности. Особую строгость проявляли и к семейным обычаям: одиноким не позволялось спать на двух подушках, чтобы не оттолкнуть будущую супругу или супруга.
Браки, свидания и ухаживания в этот день считались тремя неблагословенными грехами. Согласно поверьям, бытовавшим на Руси, свадьбы, совершённые 26 августа, оборачивались скорым разладом, свидания сегодня были пустыми и ненужными, а тот, кто решил на Тихона Страстного посвататься к приглянувшейся красной девице, был заранее обречён на провал — никаких страстей, вопреки названию праздника, в сердце её он бы не разжёг.
Родителям строго воспрещалось доедать за детьми, дабы не лишить их счастья и здоровья. Такой поступок считался тайным отнятием жизненной силы.
Особое предостережение относилось к волосам: их стричь было категорически запрещено. Считалось, что вместе с волосами человек укорачивает годы своей жизни. Даже посадка некоторых растений, например фиалок, воспринималась как предвестие ссор и нестроений в доме. Все эти запреты были призваны хранить семью от бедствий, а душу — от нечистой силы, которая особенно активна в дни, сопряжённые со скорбями и испытаниями.
День 26 августа соединяет в себе сразу несколько духовных смыслов: Отдание праздника Преображения, память Страстной иконы Божией Матери и житие святителя Тихона Задонского, прозванного Страстным. В этом соединении открывается великая истина: только через крест и скорби приходит преображение души, только через терпение и молитву открывается путь к Царству Небесному. Пусть же память этого дня будет для каждого православного напоминанием о необходимости хранить чистоту сердца, укореняться в вере, прибегать к заступничеству Пресвятой Богородицы и уповать на помощь Божию во всех обстоятельствах жизни. Аминь.