[478x500]
Морские обычаи и суеверия
Одной из древнейших является профессия мореплавателя. Издревле люди пересекали на построенных ими кораблях и лодках пространства морей и океанов в торговых, военных или познавательных целях. И во все времена эта профессия требовала от людей, которые посвятили ей жизнь, отваги, стойкости, мужества и, как ни парадоксально, любознательности, стремления познать неизведанное, так как водная стихия всегда была полна тайн, загадок и представляла собой смертельную опасность для неумелых не разбирающихся в морских тайнах людей. Мореходы, как в древние времена так и в наши дни, встречаются с явлениями, поражающими воображение, порой необъяснимыми с позиций достигнутого уровня знаний. Поэтому неудивительно, что среди моряков рождалось множество различных легенд, суеверий, а также обрядов и традиций, призванных обеспечить безопасное плавание.
Так, например, от древних финикийцев, живших на восточном побережье Средиземного моря у подножия Ливанских гор и прославившихся как искусные кораблестроители и отважные мореплаватели, было унаследовано два обычая: один из них – освещение («крещение») нового судна при спуске его на воду, второй – обычай устанавливать на носу особые украшения.
Считается, что духи пучины с незапамятных времен враждовали с моряками, и на Востоке моряки до сих пор рисуют на бортах своих судов огромные глаза - считается, что эти глаза высматривают духов.
Все моряки верят в примету относительно крыс, покидающих корабль, ибо им прекрасно известно, что крысы не терпят сырости, а потому, если грызуны бегут, это означает, что на корабле открылась течь. Кошка, особенно черная, считается у моряков счастливым животным (и крыс она тоже ловит). Однако кот, который в море начинает резвиться, "несет на хвосте ветер" и предвещает скорый шторм. Неудачи будут преследовать корабль с мертвецом на борту, вот почему тело усопшего стараются побыстрее предать волнам (впрочем, и без мистики разлагающийся труп представляет угрозу здоровью живых). Некоторые моряки верят, что мертвое тело на борту замедляет скорость корабля. Уронить на борт ведро или швабру считается дурной приметой. Неудачи будут преследовать судно, сменившее название, поэтому моряки с неохотой нанимаются на такие суда. Большинство моряков не любит выходить в море в пятницу, а также проходить по месту, на котором произошло кораблекрушение, из опасения, что на них нападут духи погибших.
Среди "сухопутных крыс", особенно женского пола, очень популярна примета, по которой прикоснуться к воротнику моряка означает привлечь удачу, и многие моряки сознательно задерживаются на берегу, надеясь на касание женской руки. Одно из самых любопытных суеверий утверждает, что не следует стучать по стеклянному стакану так, чтобы он зазвенел, ибо это сулит смерть в морской воде. Во Франции верят, что, если моряк утонул, его жена услышит капель рядом с кроватью. На многих грузовых судах считается дурной приметой иметь на борту женщину, что, в общем-то, неудивительно, поскольку одинокая женщина в компании озверелых от одиночества мужчин может вызвать ненужные страсти. Однако ребенок, родившийся на корабле, сулит удачу - видимо, беременная женщина дурной приметой не считается. Дети на борту приносят вообще удачу. Моряки стараются не ступать на палубу левой ногой; любопытно отметить, что даже в ВМФ отдают дань древним традициям, ибо число залпов в салюте всегда нечетное. Моряки охотно делают себе татуировки, и это отчасти объясняется тем, что, как верили в старину, татуировки отгоняют злых духов и отводят беду. По той же причине среди моряков так популярны различные талисманы. В американском ВМФ считается, что человек, на левой стопе которого вытатуированы свинья и петушок, никогда не утонет.
Пожалуй, самое диковинное из суеверий, связанных с татуировками, гласит, что они предохраняют от венерических заболеваний. Моряк может привлечь на свою сторону удачу, перед выходом из дома погладив лобок жены или подружки, - этот ритуал носит название "погладить булочку".
Находясь в открытом море или тем более океане, моряки часто встречались с явлениями, которые не могли объяснить и которые представлялись им по этой причине таинственными и ужасными. В поисках объяснения неизвестных явлений фантазия моряков рождала страшные легенды и мифы, а стремление избежать подстерегающих в море несчастий приводило к возникновению множества суеверий.
Основная часть обычаев пришла в наши дни из времен парусного флота, когда движение корабля зависело от воли ветра и других капризов природы. Парусникам нужен был попутный ветер, и, чтобы обеспечить его, все средства были хороши.
Согласно мифологии древних греков у повелителя ветров Эола были четыре помощника – северный бурный ветер Борей, восточный Эвр, южный Нот и западный Зефир. И чтобы не разгневать Эола с его помощниками, моряки обращались к повелителю ветров с молитвами и делали ему подношения. Но такие подношения и молитвы существовали не только в Европе, до сих пор в странах юго – восточной Азии моряки возносят молитвы своим древним богам, зажигают благовония и приносят дары, причем делают это с восточной щедростью и почтением, кидая в море серебряные или даже золотые монеты и украшения.
Было много и других способов заполучить попутный ветер. Так, например, считали, что надо где-нибудь у основания поцарапать мачту с той стороны, с которой ожидался ветер, и затихший ветер, проснувшись, снова наполнит паруса. Если это не помогало, то считалось, что на борту находится неисправимый грешник. Его надо было выявить и принудить к покаянию. Самое парадоксальное, что в это верили даже такие закоренелые грешники как пираты, и если жертва, считавшаяся грешником, не раскаивалась, то дело могло дойти до поножовщины.
Также моряки верили, что легкое посвистывание, чередующееся с чтением заклинаний, дает неплохие результаты в взывании ветра. Однако посвистывание при попутном ветре (особенно вблизи мыса Горн) считалось серьезнейшим проступком, так как могло усилить ветер до урагана. То есть здесь мы уже сталкиваемся с некоторыми примитивными магическими приемами, взятыми на вооружение мореплавателями.
К персональным мерам противоборства с ураганами и морскими бурями можно отнести различные амулеты – раковины, зубы акулы и прочие «трофеи», полученные моряками за время плаваний. Также в некоторых христианских странах вместо амулетов использовали иконы богородицы, Николая Мирликийского, который считается покровителем моряков. Существовал и такой обычай – для того чтобы отогнать ураган, капитан извлекал из ножен меч и колотил им по борту с той стороны, с которой ожидался приход стихии. Но описанные действия мог производить только капитан корабля. До наших дней доходят мрачные истории о совершении такого ритуала помощниками капитанов и о страшных карах, постигших как исполнителей ритуала, так и корабля, на котором было произведено такое «самоуправство».
Особенное отношение было у моряков к различным атмосферным явлениям. Причем на первом месте стояло такое явление как гроза. А первый громоотвод был изобретен еще в Древнем Египте и представлял собой позолоченную верхушку мачты. Со временем это гениальнейшее изобретение древних было забыто. За такое забвение многие команды кораблей поплатились собственными жизнями. Разбитые молниями мачты, пробитые палубы, пожары, вызванные грозовыми разрядами – вот тот весьма неполный список несчастий, случавшихся с моряками из-за отсутствия на кораблях громоотводов. И так продолжалось до тех пор, пока не был заново «изобретен» громоотвод.
В связи с разговором об атмосферных явлениях нельзя не вспомнить об «огнях святого Эльма», которые являлись ни чем иным как электрическими разрядами в виде светящихся пучков, возникающих на острых концах высоких предметов при насыщенности атмосферы электричеством. Такие «огни» большинство мореплавателей считало дурным знаком. Считалось, что степень грозящей судну опасности зависит от цвета огней. Но при этом, справедливости ради, можно отметить, что эти «огни» не всегда считались плохим предзнаменованием и даже, наоборот, принимались некоторыми моряками за знак благосклонности высших сил. Так общеизвестно, что Колумб в своем первом плавании через Атлантику смог предотвратить бунт экипажа одного из своих кораблей - «Санта – Марии» - благодаря указанию на «огни» как на знак благосклонности небесных сил к их затянувшемуся плаванию.
В старину в морях и океанах, как утверждают средневековые хроники, встречались корабли – призраки. В наши дни моряки, так же как и много веков назад, рассказывают о встречах с такими кораблями. Чаще всего такие рассказы можно услышать от североморцев и моряков, бороздящих Тихий океан. Но вернемся пока к средневековым легендам. Средневековая легенда дала одну из таких кораблей название «Летучий голландец», закрепившееся в последствии за всеми остальными кораблями – призраками. Согласно этой легенде «Летучий голландец» был обречен за грехи капитана, бросившего вызов морским богам, никогда не приставать к берегу. И среди моряков пошло поверье, что встреча с этим кораблем предвещает гибель. До сих пор никто так и не может раскрыть эту загадку, будоражащую умы на протяжении многих веков. Нет ни подтверждений правдивости, ни опровержений этого явления. Отдельные авторы списывают это на пиратов и считают, что моряки принимали пиратские корабли, нападавшие на торговые суда под покровом ночи или ранним утром, за корабли – призраки. Но если принять во внимание тот факт, что пираты сами верили в эту легенду и наравне с купцами боялись встречи с «Летучим голландцем», то становится очевидной несостоятельность гипотезы о «пиратском происхождении» таких кораблей – призраков.
Интересна и история происхождения праздника Нептуна, отмечаемого и в наши дни на всех кораблях, пересекающих экватор.
Нептун считался у древних римлян богом морей. Но так было не всегда – сначала он почитался как божество рек и источников, а также «курировал» осадки и был покровителем лошадей. Уже намного позже под воздействием эллинских верований Нептун приобрел черты, характерные для древнегреческого бога морских стихий Посейдона, и мифологические сказания передали ему такой атрибут Посейдона как трезубец. Нептун стал почитаться как владыка морей и океанов, и именно с этого момента моряки стали просить у него разрешения на пересечение экватора, точнее даже не экватора, а определенной зоны, отмечаемой на картах в качестве границы между различными полушариями земли, так как само понятие «экватор» появилось только уже во времена Великих географических открытий. С этих времен дошло до наших времен и первое упоминание о празднике Нептуна в том виде, в котором он празднуется и поныне.
В 1529 году французский картограф Пармантье, ходивший на одном из военных кораблей на остров Суматру, отметил в своем дневнике, что на корабле отслужили службу при пересечении экватора, а 47 моряков этого корабля были приняты в «рыцари моря». Но при этом о самом ритуале как таковом картограф ничего не написал. Через двадцать восемь лет поле описанных картографом событий другой французский исследователь, которого звали Леру, в своей книге о путешествиях писал, что при пересечении экватора новичков купали в бочках с морской водой, а на палубе в это время танцевали ряженые «черти». Бывало, что купание устраивали не только в бочках, стоящих на палубе, но и непосредственно в море. В 1832 году на борту брига «Бигл» процедуру «крещения» в бочке с водой прошел и Чарльз Дарвин.
Сегодня праздник Нептуна утратил свою религиозную подоплеку, но на всех кораблях, идущих под флагами различных государств, как простые моряки, так и командующий состав, продолжают следовать древней традиции. Причем сегодня его отмечают не только при пересечении экватора, но и при проходе через другие всемирно известные географические точки. Например, при пересечении Гринвичского меридиана, Северного и Южного тропиков, Гибралтарского пролива и даже при прохождении Железных ворот на Дунае. В более примитивной форме посвящение в «рыцари моря» происходит и без пересечения перечисленных достопримечательностей - все новички, выходящие в море в первый раз, после отчаливания от родного пирса должны выпить определенное количество морской воды, а опытные моряки обливают их забортной водой.
Отдельное место в морских легендах и преданиях занимают таинственные и ужасные обитатели морей и океанов и особенно их глубин. В древности те или иные те или иные опасные для мореплавания места также связывали с какими-то сверхъестественными существами. Классическим примером могут служить Сцилла и Харибда, мифические существа, которые, как гласят древнегреческая мифология и «Иллиада» Гомера, обитали по обеим сторонам узкого пролива (как полагают ученые, Мессинского) и губившие проплывавшие корабли.
Подобные морские чудовища являлись персонажами и других древних мифов, откуда они несколько позже перекочевали и в Библию. Однако большая часть мифов и легенд о морских чудовищах передавалась устно из поколения в поколение мореплавателей. Чаще всего в них фигурировали змееподобные существа с головой дракона. Так, в опубликованной архиепископом Олаусом Магнусом в 1555 году в Риме истории скандинавских стран, присутствует рассказ о морских змеях, которые встречались скандинавским морякам. В частности там описывался змей длиной 60 метров и толщиной 6 метров. Этот змей питался исключительно быками, овцами и рыбаками, которые на свое несчастье попадались в его поле зрения, причем он был настолько ненасытным, что в любое время дня и ночи заглатывал целиком любые попавшиеся ему корабли или пасущиеся на побережье стада овец.
И в средние века, и в последующие времена находилось столько очевидцев, встречавших в своих плаваниях гигантских змей, что даже уже в девятнадцатом веке отдельные ученые строили гипотезы о реальном существовании «мегафиса» (гигантской змеи). Поэтому не вызывает удивления, что в газетах и журналах того времени печаталось множество повествований о морских змеях чудовищных размеров. Например, в одной из газет был приведен рассказ лейтенанта Джорджа Сенфорда с судна «Леди Комбермиер», в котором говорилось о встрече этого отважного моряка со змее длиной в 20 метров. Также в газетах писали о встрече в Аденском заливе моряков с корабля «Сити ив Балтимор» с огромной змеей с «головой бульдога». Подобные сообщения время от времени появлялись и в прошлом веке. Например, в июле 1966 года многие газеты сообщали, что в Атлантике моряки видели неизвестное змееподобное существо длиной 10 метров и с телом, которое «фосфоресцировало как неоновая реклама».
Несколькими годами позже вышел достаточно основательный труд бельгийского зоолога Бернара Хвелманса, посвященный загадочным морским змеям. Ученый рассмотрел порядка 600 рассказов очевидцев за период с 1639 по 1964 годы. По его мнению 60 из них были явно придуманными, еще 60 могут быть объяснены аналогией с известными официальной науке морскими обитателями, 120 случае исследователь отверг из-за многих неясностей в описаниях, но более 300 случаев он отнес к разряду трудно квалифицируемых, что позволило ему сделать вывод о реальном существовании в малоизученных глубинах океана существ змеевидного типа.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что большая часть мифов и легенд имели в своей основе реальные события и факты, которые впоследствии стали обрастать всевозможными невероятными подробностями. Но при этом было бы совершенно неуместно утверждать, что Мировой океан уже открыл людям все свои тайны.
Как бы там не было, но как в древние времена, так и в наши дни каждый моряк, поднимающийся на борт корабля, вспомнит наиболее известные приметы. А раз, ступив на палубу, ни за что не будет насвистывать «Битлз», проходя мимо мыса Горн и не станет приглашать с собой в плавание понравившуюся туземную девушку, если только она не беременна. Очень хочется надеяться, что наш экскурс в историю морских примет, тайн и суеверий поможет многим начинающим и опытным морякам в их нелегком деле покорения пучин мирового океана.