Что современная наука знает про Бабу-Ягу? Начнём с того, что Баба-Яга – это не имя и писать данное словосочетание с большой буквы смысла, вообще-то, нет. «Баба» - обозначение любой рожавшей женщины, точно так же, как «девка» - нерожавшей. Про что такое «Яга» вразумительных толкований не существует (в некоторых сказках слово это звучит как прилагательное «ягая баба» ). Была неуклюжая, опять же основанная на фонетическом созвучии, попытка связать «яга» с глаголом ягать – громко кричать. Считаю, что с тем же успехом можно псевдоним Бабы-Яги вывести от слова «ягода».
То, что «Баба-Яга» не имя говорит ещё и тот факт, что она не одна. Бабок-Ёжек на самом деле три – все они сёстры, дочери Выя (этим и объясняется их информированность относительно кратчайшей дороги к папиным владениям, а так же наличие в их арсенале волшебного платочка, трижды махнув которым можно в мгновение ока создать мост через Смородину, который не сгорит в её пламени). По профессии бабки-Ёжки пряхи: «Избушка повернулась к лесу задом, к Ивану-царевичу передом. Зашёл он в неё, а там сидит баба-яга, старых лет, шёлковый кудель мечет, а нитки через грядки бросает» («Сказка о молодильных яблоках и живой воде»); «В избушке старая баба-яга прядёт кудель…» («Гуси-лебеди»); «...в избушке сидит баба-яга, костяная нога – холст ткёт» («Баба-Яга»). Три сестры-пряхи очень расхожая мифологема – это же богини судьбы, прядущие нити человеческих судеб. В рассмотренном выше скандинавском эпосе таковыми были Норны: Урд (Судьба), Верданди (Становление) и Скульд (Долг). В древнегреческих представлениях, о которых речь ниже, судьба человека была в руках сестёр Мойр: Лахезис (Дающая жребий), Клото (Прядущая) и Атропос (Неотвратимая). Здесь же прямо таки напрашивается упоминание о немецкой народной сказке «Три пряхи»; а ещё пряхой по профессии был дева Мария. Вот какими серьёзными богинями были Бабы-Яги в лучшие свои годы! Поэтому, к кому-то они безжалостны, а к кому-то благосклонны – просто судьба у каждого своя.
А поскольку они пряхи, то и не мудрено, что герой получает от них вместо компаса волшебный клубок. Посмотрите по-новому на глубину символики: Яга вручает герою клубок и в пункт назначения герой приходит лишь тогда, когда клубок размотается полностью и нить кончится. Смысл этого: клубок Яги, как богини судьбы, свит не из простой нитки, а из нити судьбы героя. Нить-судьба ведёт героя через тёмный лес – будущее. Соответственно, когда заканчивается нить жизни, он и попадает в Царство Мёртвых. Всё логично и красиво!
После того, как выяснилось, что Баба-Яга это не одно лицо, стало понятно значительное расхождение сказок в отношении её семейного положения. Из разных источников удалось установить следующее. Одна из них имела дочь Алёнку («Терёшечка»), которую похищенный мальчик Терёшечка изжарил и скормил Бабе-Яге вместо себя. У второй тоже была дочь – богатырка Синеглазка («Сказка о молодильных яблоках и живой воде»). Синеглазка не просто дева-воительница , а владычица Девичьего царства (эхо матриархата). Ей больше повезло, чем двоюродной сестре: Иван-царевич, похитив в её саду искомые молодильные яблоки, изнасиловал её спящую (в адаптированной версии для детских изданий просто поцеловал, но от этого «поцелуя» у Синеглазки родилось два сына), через три года Синеглазка с сыновьями и с войском явилась за алиментами, но, узнав, что отца её детей едва не угробили из зависти родные братья, простила Ивана, вышла за него замуж и забрала его к себе в своё Девичье царство. Однако, третья сестра переплюнула двух предыдущих: у неё была сорок одна дочь от сорока разных мужиков («Заморышек», разумеется, в неадаптированном варианте! ). Куда делись её половые партнёры сказки напрямую не говорят, но я обнаружил интересное совпадение. Вокруг жилища этой Бабы-Яги стоял тын, в котором был сорок один кол; на сорока были надеты отрубленные человеческие головы и лишь один был показательно свободен. Сорок мужей – сорок колов – сорок голов… доказательств не имею, но на определённые мысли наводит! Несчастная старушка всех своих дочерей потеряла в одну ночь, когда доверчиво впустила на ночлег Заморышка с братьями. Неблагодарные гости девкам поотрубали головы и нанизали на те самые колья в заборе. Ну, и чтобы закрыть тему генеалогии, был у сестёр Яг ещё и брат по отцу – Кощей Бессмертный. Отношения между ними не складывались и, в конечном итоге, Кощей погиб из-за того, что одна из бабулек проболтала секрет его бессмертия заезжему искателю приключений.
В русских сказках Баба-Яга выполняет ту же роль стража Царства Мёртвых, что и дева Моргуд у скандинавов. Аналогия сама лезет в глаза: река Гьёлль (Ужасная) – река Смородина (Кровавая); единственный мост через Гьёлль – Калинов мост; дева Моргуд – Баба-Яга… Только, вот, Яга получилась куда более колоритным персонажем, чем Моргуд. Кстати, в молодые годы, как и Моргуд, и богатырка Синеглазка, Баба-Яга была ещё та воительница (сорок мужиков угробить не только желание нужно, но и умение! ). Одна из самых архаичных сказок «Иван-царевич и Белый Полянин» донесла до нас, что только с Белым Полянином Баба-Яга вела войну тридцать лет! А в её арсенале, помимо ступы и помела, имелся огненный щит, стрелявший огнём во все стороны. Сейчас эта деталь как-то стёрлась благодаря редакторам детских изданий, а ещё два века назад Ягу на лубочных картинках без этого вида оружия и не изображали. В таком ракурсе Яга напоминает Беллону – древнеримскую богиню войны и владычицу Подземного царства или Кали – тоже богиню войны, только индуистскую.
Ещё у Яги, помимо огненного щита, самоходной ступы, клубка, указывающего дорогу в Тридесятое царство, платочка, возводящего мосты, и гребешка, при падении на землю превращающегося в непроходимый лес, есть золотые яблочки. За игрой в них застаёт украденного братца героиня сказки «Гуси-лебеди». Во всём сказочном мире такие яблочки произрастают в единственном месте – в саду Гесперид, на крайнем западе, там, где Атлант держит небо на своих плечах. У русских всё не как у людей – Гераклу, чтобы раздобыть три таких яблочка пришлось совершать одиннадцатый подвиг, на край света переться, толпу людей поубивать, а тут ребёнок играет! И вновь созвучие: мы помним, что вход в Подземное царство расположен между корней Мирового дерева, поддерживающего небесный свод – именно этим и занимается Атлант у древних греков (мышленьице у них было попримитивнее и до Мирового дерева они просто не додумались). Вот, только с географией несостыковка: Мировое дерево славян произрастает на Северном полюсе, а Атлант стоит на «крайнем западе» . Спишем на безграмотность греков – они считали, например, что Дон и Амударья это одна и та же река!
Жилище Бабы-Яги – избушка на курьих ножках – не что иное как типичное захоронение «срубной» археологической культуры (XVII-XII века до нашей эры).
Ножки не куриные, а курьи…
Их название происходит от глагола «окуривать» . Дело в том, что под срубами разводились костры из можжевеловых веток. Это имело как ритуальный смысл, так и практический – дым убивал бактерий и заглушал трупый запах. Ну, и ещё одно доказательство, что избушка на курьих ножках это разновидность гроба приводит такой знаток и ценитель русского фольклора, как А.С. Пушкин – помните:
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей,
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей… («Руслан и Людмила», песнь первая)
Недоумение у меня уже вызвала фраза «баба-яга, старых лет, шёлковый кудель мечет, а нитки через грядки бросает» . То есть, Баба-Яга зачем-то выкидывает только что спрядённую нитку в огород, как мне показалось сначала. Однако, в словаре Даля я нашёл, что грядка это не огородная полоска вскопанной земли, а цитирую: «шест, слега, жердь, подвешенная или приделанная лежмя; всякая жердь из стены в стену» . Использовали такие грядки-жердины для сушки лучины, а на зиму на них располагали на хранение лук в мешках или плетёных коробах. Получается, что Баба-Яга свой труд очень даже ценила. Нитки она не кидала в огород, а упорядоченно развешивала на жёрдочках. А мы помним, что будучи богиней судьбы пряла она нити наших судеб!
К Великой Богине, ко всем умершим предкам в лице общей Праматери и обращаются сказочные герои, обращаясь к Яге! И кровожадная богиня, которая не прочь закусить зажаренным ребёночком и покататься-поваляться после обеда на его косточках, приходит на помощь. Для того, чтобы герой смог вступить в Царство Мёртвых, мало указать ему дорогу – он сам должен уподобиться мертвецам. И Яга исполняет над ним ритуал (он тоже во всех сказках стандартный): сначала неизменное мытьё в бане – коррелят обмывания покойника, а затем еда-питьё – герой вкушает пищу мёртвых и становится на время одним из них. А потому в царстве Выя он ни у кого не вызывает подозрений и успешно выполняет свою задачу.
Вот какой сложный и интересный образ Баба-Яга! Это Щур, Великая богиня, Моргуд, Урд, Верданди, Скульд, Клото, Лахезис, Атропос, Беллона и Кали в одном лице – а вы ею детей пугаете