• Авторизация


Удивляющий Вертинский 14-05-2021 15:46 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Мари_Мэри Оригинальное сообщение

Удивляющий Вертинский

Вот услышала недавно эту вещь и была приятно удивлена! Раньше как-то не приходилось слышать. А тут - такое шикарное исполнение и такой великолепный клип - документальные съемки Москвы 1908 года и кадры из фильмов с Верой Холодной.

Итак, Александр Вертинский "Ты успокой меня".



Ну, и еще - "В синем и далеком океане" - тоже совершенно прелестная песня. Это была любимая песня Сталина(об этом - чуть ниже).  Написана она Вертинским в 1927 году. Впервые записана в Москве в Доме звукозаписи в 1944 году.  Это была единственная прижизненная серия пластинок Вертинского на родине. До эмиграции он не записывался.



Вдали от Родины Александр Николаевич, будучи человеком очень патриотичным, увядал.  Как-­то он писал бывшему главреду газеты «Шанхайская заря»: «…У меня сегодня скверно на душе, и я решил написать вам. …У меня завелись в душе вши. Это от поездки, от вагонов, людей, городов… От всей этой запаршивелой эмиграции… От Харбина… От грязных отелей, скучных людей… затхлых суждений и взглядов… лицемерия… пошлости. И все мне кажется, что я еду в теплушке в большевицкое время и что у меня тиф и что идет эвакуация… Собственно в переводе эвакуация значит «вывоз», «спасение барахла»… И вот я тоже завшивевший спасаю свое «художественное» барахлишко – мотаюсь по станциям и проклинаю усталый паровоз…» Вертинский очень хотел вернуться в Россию, неоднократно обращался в советские представительства с просьбой разрешить. Но не получал положительного ответа.

4497432_1v (680x680, 49Kb)

В конце марта 1943 года предпринял очередную попытку и написал письмо на имя В. М. Молотова: «Жить вдали от Родины в момент, когда она обливается кровью, и быть бессильным ей помочь – самое ужасное». Разрешение было получено. Вертинский приехал в Москву в ноябре того же года с женой и трехмесячной дочерью Марианной.

Примечательно, что никому из музыкантов, эмигрировавших из Советской России, не удалось вернуться на Родину и успешно продолжить карьеру, а не угодить здесь в лагеря. Александр Вертинский – единственное исключение, хотя последовать его примеру желали многие. Понятно, что без личного участия и вмешательства вождя это было невозможно.

Как относился Сталин к творчеству Вертинского?

– В музыкальной коллекции Сталина особое место занимали пластинки знаменитого шансонье. Казалось бы, что может понравиться строгому вождю в «декадентских» романсах эмигранта, мать которого происходила из дворян? Но Иосиф Виссарионович слушал эти записи! Авторы книги «Ближняя дача Сталина» Сергей Девятов, Александр Шефов и Юрий Сигачев приводят некоторые детали отношения Сталина к Вертинскому: «Среди прочего в коллекции генсека имелись и пластинки «декадента» А. Н. Вертинского. Спустя некоторое время после возвращения из эмиграции грамзаписи его песен были выпущены Комитетом по делам искусств СССР с согласия, а скорое всего, по прямому указанию вождя. На это указывают белые этикетки на дисках из сталинской коллекции – именно такие этикетки наклеивали на пластинки, присланные на одобрение вождю перед тиражированием. К дискам была приложена сопроводительная записка председателя комитета: «Тов. Сталину. Согласно договоренности, посылаю Вам подготовленные нами грампластинки с записью А. Вертинского. М. Храпченко». Внешний вид этих пластинок свидетельствует о том, что они неоднократно проигрывались. Вот как о записи этих пластинок вспоминала Анастасия Вертинская: «Однажды ночью отца с аккомпаниатором попросили напеть 16 песен для политбюро ЦК КПСС. Пока он эти песни записывал, в студии стояла военизированная охрана. Потом они выпустили эту запись на шеллачных дисках для себя, для внутреннего пользования, но мы их никогда не видели». Но есть официальные данные, что единственная запись на пластинки в СССР была сделана 21, 24 и 26 января 1944 года в Москве в Доме звукозаписи. Было записано 15 песен, которые вышли на пластинках. Штамповались разными заводами – Апрелевским, Ленинградским, Рижским, Ташкентским – и выходили несколькими тиражами в разное время.

4497432_2v (178x283, 4Kb)

Когда началась кампания по борьбе с космополитизмом, недоброжелатели вспомнили о Вертинском. Его фамилию внесли в расстрельные списки, но Сталин собственноручно вычеркнул ее из списка красным граненым карандашом и недвусмысленно попросил дать возможность певцу Вертинскому спокойно дожить на Родине.

Интересно воспоминание аккомпаниатора Михаила Брохеса, с которым Вертинский концертировал по стране в течение 14 лет, до самой смерти. Однажды Брохес вместе с Александром Николаевичем приехали на концерт в Центральный театр Советской Армии. Здание было оцеплено. На каждом шагу проверяли документы. Начался концерт. Правительственная ложа была глухо задрапирована. Лишь иногда занавеска приподнималась и на барьере ложи появлялась рука со знакомой курительной трубкой… Это была их единственная встреча с «отцом народов».

Известно ли, какие песни из репертуара Вертинского нравились Сталину?

– Одной из любимых была песня «В синем и далеком океане». Вот какое впечатление оказывало исполнение этого произведения на царицу романса Аллу Баянову, которая была знакома и выступала с Вертинским в Париже: «Когда Вертинский начинал петь «В синем и далеком океане», все сидели затаив дыхание, онемевшие, очарованные. А когда он произносил фразу «тихо опускаются на дно» – обе руки тихо поднимал до плеч, а потом так же медленно опускал. Длинные, длинные пальцы, красивые, словно вырисованные Мастером белые руки. И мы, околдованные, видели эти корабли, которые опускались на дно. У него были необыкновенные – поющие руки, об этом много говорили и писали…

Сейчас я думаю, что Александр Николаевич обладал каким-­то поистине волшебным даром воздействия на людей, у него был сильнейший заряд магнетизма. Люди сидели и слушали, открыв рты. А потом тишина и последние слова «Где-­то возле Огненной Земли…» – он делает жест своей божественной рукой, показывая куда­-то далеко­-далеко… Потом рука опускается и падает… Всё. Мертвая тишина. Я думала, что задохнусь от волнения».

Раз Сталин был поклонником творчества Вертинского, его концертам по всей стране был дан зеленый свет. При этом его выступления подвергались строжайшей цензуре. Несмотря на огромную популярность, Вертинского не приглашали на радио, не писали рецензий в прессе, почти не выпускали пластинок с его песнями. Официальные власти считали, что лирические песни, которые составляли основу репертуара Вертинского, «отвлекают от задач социалистического строительства». Его не порицали открыто, но старались по возможности игнорировать. Из полутора сотен его песен к исполнению было допущено всего 30, причем на каждом концерте присутствовал цензор. Из трех тысяч данных им концертов всего несколько приходились на Москву и Ленинград, а выпущенные пластинки быстро стали раритетами.

В первой половине 50­-х Вертинский снялся в нескольких фильмах, а за роль кардинала Бринча в ленте «Заговор обреченных» он в 1951 году получил Сталинскую премию второй степени. Сталин никогда не давал премий за отрицательные роли, но к Вертинскому было особое отношение. Премия составляла пять месячных зарплат «вождя народов», то есть 50 тысяч рублей. И примерно восемь средних годовых окладов в СССР. 

21 мая 1957 года Александр Вертинский умер в ленинградской гостинице «Астория» в возрасте 68 лет. Во время гастролей ему стало плохо, попросил валидол. Пока искали лекарство, артист скончался. Это была быстрая смерть. Могила Александра Вертинского находится в Москве на Новодевичьем кладбище. А стихи, песни этого большого художника звучат по всему миру, наполняя сердца людей любовью, надеждой и верой. 

4497432_3v (188x268, 6Kb)

https://elitat.ru/history/pevec-s-ognennoj-zemli/

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Удивляющий Вертинский | Ivola_-v - Дневник Ivola_-v | Лента друзей Ivola_-v / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»