Первые стиральные машины Miele выглядели вот так:
О том, когда и где было изобретено мыло, точных сведений нет. Считается, что его знали уже в начале III тысячелетия до и. э. в Древнем Шумере и Вавилоне. Обнаруженные при раскопках месопотамские глиняные таблички описывают технологию изготовления мыла. Подобные сведения встречаются и в египетских папирусах середины II тысячелетия до н. э.
Первые гильдии мыловаров появились в VII в. в Неаполе, столетием позже мыловарение распространилось в Испании, в XI в. центром производства мыла стал Марсель. В X в. мыловарение было известно и в Византии, а оттуда распространилось в Древнюю Русь.
Археологи нашли новгородские берестяные грамоты XIV в., свидетельствующие об использовании мыла при изготовлении полотна. В сборнике «Счетные мудрости», датированном XV в., предлагаются задачки, в условиях которых упоминаются бочки жидкого мыла.
С этого времени мыловарение в России развивалось очень активно, вплоть до того, что в конце XVIII в. Екатерина II утвердила герб город Шуи: на красном поле изображен брус мыла.
Замену золе и более дорогому поташу нашли в Италии еще в XV в., это была природная кальцинированная сода (карбонат натрия).
Революцию в мыловарении произвел французский химик Николас Леблан, получивший в 1789 г. соду из поваренной соли. В начале XX в. немецкий технолог Шихт создал литьевую машину для мыла, полностью механизировав процесс прессования, что снизило стоимость мыла. Мыло стоило довольно дорого, и долгое время основными его потребителями оставались производства, а в быту люди продолжали пользоваться природными моющими средствами.
Еще сто лет назад хозяйкам не надо было прицениваться к моющим средствам – не было нужды. Для стирки использовались мыльные растворы, которые получали в домашних условиях. Это был щелок и мыльный корень.
Щелок, давший название целому классу химических соединений, щелочам, получали из раствора золы, бесплатно поставлявшейся русской печью ежедневно. Щелок еще называли «бук, буча», а сам процесс стирки – «бученье».
Стирать с ним можно было следующим образом – в кадушку с бельем клали мешочек с просеянной золой, заливали водой и кидали туда раскаленные «бучные каменья», чтобы вода кипела. Но можно было получить щелок в виде раствора.
Для этого золу смешивали с водой, настаивали несколько дней и получали мыльный на ощупь раствор – концентрированный настолько, что его приходилось дополнительно разводить водой. Иначе одежда при стирке таким сильным щелоком могла быстрее изнашиваться.
Другой источник средства для стирки, растение мыльнянку (или мыльный корень) мельчили, замачивали, процеживали, и полученным раствором стирали, стараясь весь израсходовать, так как он быстро портился.
Никогда не стирали в бане, это считалось грехом. Бучить белье могли в доме или около бани, а значит, рядом с водоемом. Итог бученья белья – белоснежные скатерти и рубахи из домотканого полотна.
Рубель представлял собой прямоугольную доску с рукоятью: на нижней стороне были вырезаны, вырублены поперечные скругленные зарубки, а верхняя, лицевая сторона зачастую украшалась резьбой.
Во-первых, такой утюг в деревенской жизни был вещью дорогой и редкой, и оттого служил зачастую показателем благосостояния (как и самовар, например). Во-вторых, технология глаженья по сравнению с катанием белья рубелем была даже более трудоемкой.
Различали два основных типа утюгов – портняжные и прачечные, хотя в ходу в домах были и те и другие. Портняжный утюг, по сути, был остроносым бруском из чугуна с ручкой.
Его накаляли на огне и осторожно брали прихваткой за ручку, чтобы не обжечься. Такие утюги были самых разных размеров – от совсем небольших, для глажения мелких складок на одежде, до гигантов, поднять которые мог только мужчина.
Портными, как правило, и были мужчины, и работать им приходилось с очень плотными тяжелыми тканями (мне однажды пришлось прошить такое сукно – делать это пришлось, краснея и пыхтя от натуги, да и с риском сломать иглу). И инструменты для глаженья были соответствующие.
Прачечные утюги нагревались иным способом: они были полые внутри и имели подвижную задвижку в широкой части корпуса – туда вкладывалась чугунная тяжелая сердцевина, нагретая на огне.
Еще один вид утюгов, использовавшихся в быту – это углевые или духовые утюги. Верхняя часть корпуса у такого утюга откидывалась, и внутрь закладывались угли.
Остывающие угли хозяйки раздували или разогревали, раскачивая утюг из стороны в сторону. Поэтому важно было еще и не угореть при глажке! Углевой утюг мог быть снабжен трубой и внешним видом больше напоминал допотопный пароход.
Представляя хозяйку, раскачивающую увесистое чугунное сооружение, убеждаешься – сноровка у наших "бабушек" был недюжинная, и сила – тоже. Естественно, современный пластмассово-тефлоновый красавец в разы легче своего чугунного литого предшественника.
Чтобы не быть голословной, я вооружилась безменом и взвесила несколько старинных утюгов в хранилище Национального музея
Самый легкий весил 2,5 килограмма, среднего размера утюги в пределах 4 кг – для нескольких часов глажки цифра внушительная. Ну а самый тяжелый – литой портняжный гигант – заставил безмен жалобно крякнуть и показать 12 килограмм.
Как же быстро меняется наша жизнь и как быстро мы привыкаем к хорошему.. Ведь многое изменилось на нашей памяти..