Настоящий «Синяя борода» не был убийцей, его единственная жена пережила своего мужа, а дурная слава прототипа была связана с увлечением алхимией и чародейством. Звали его Жиль де Рэ, и занимал он достаточно высокую военную должность во Франции – маршал. Но, видимо он так увлёкся методами получения золота, что начал постоянно занимать крупные суммы денег у своих соседей, и, причём без возврата. Но терпение ни у кого не вечно, поэтому они и донесли чем занимается маршал. Позже, по приговору инквизиции Жиля де Рэ казнили.
Своеобразным прототипом героя послужил великий композитор Л. ван Бетховен (1770-1827). Это отчетливо проявляется в начале романа: Ж.-К. — полунемец-полуфламандец, у него широкое лицо с грубоватыми крупными чертами и грива густых непокорных волос, он родился в небольшом немецком городке. В дальнейшем фактографическое сходство кончается; Ж.-К. живет почти век спустя, и судьба у него иная. Но вымышленного и реального композиторов по-прежнему роднит творческая мощь и бунтарский дух
Прототип Сани - знаменитый полярный летчик Леваневский. Он погиб 12 августа 1937 г. Сигизмунд Александрович - один из первых Героев Советского Союза. На четырехмоторном бомбардировщике Н-409 он совершал перелет из СССР в США через Северный полюс. После 20 часов полета связь с экипажем оборвалась. На поиски Н-409 были брошены 24 самолета и один дирижабль, но все усилия оказались тщетны. Дирижабль в итоге разбился, находившиеся на его борту спасатели погибли.
Брусилов, руководитель экспедиции на "Св.Анне" (прототип судна "Св. Мария") - прототип известного полярника Седова.Вениамин Каверин говорил о прототипе своего героя так: "Это был человек, в котором горячность соединялась с прямодушием, а упорство - с удивительной определенностью цели. Он умел добиваться успеха в любом деле. Ясный ум и способность к глубокому чувству были видны в каждом его суждении".
Прототипом Маргариты Готье являлась возлюбленная Дюма Мари Дюплесси, которая в двадцать три года умерла от туберкулеза. Из-за болезни сильные запахи были для нее непереносимы; аромат роз или гиацинтов вызывал головокружение, поэтому она любила камелии, которые почти не пахнут.
Роман представляет собой биографию вымышленного персонажа Чарльза Стрикленда, английского биржевого маклера, который в 40-летнем возрасте внезапно бросает жену и детей, чтобы стать художником. Прообразом Чарльза Стрикленда послужил Поль Гоген.
Не смотря на то, что всеми любимый Робин Гуд в книгах представлен, как благородный герой, профессиональный лучник, и при этом без памяти влюблённый в Мэрилин, на самом же деле он был обычным разбойником. В то время, восставшие против уплаты налогов лучники, обычно разбойничали в Шервудском лесу, грабили богатых, но бедным ничего не раздавали, а оставляли всё себе. А Мэрилин была обыкновенной пастушкой, и Робина (или Роберта) Гуда совсем не интересовала.
Барон Орос ди Бартини. Личность полумифическая, овеянная слухами и легендами. Последний алхимик Европы. По слухам, сумел получить философский камень. В 1923 году бежал в Советскую Россию, где начал новую жизнь под именем Роберта Людвиговича Бартини. Стал авиаконструктором, проектировал невиданные по тем временам сверхдальние и сверхскоростные самолеты. Занимался ядерной энергетикой, был учителем Королева и одним из вдохновителей советской космической программы.
Бывший барон стал прототипом таких персонажей как Воланд, Маленький Принц, старик Хоттабыч и даже Остап Бендер (на сей раз – той его части, которая «приехал жрец!»).
Многие выносят предположение, что прототипом Маленького принца Экзюпери взял самого себя. Себя таким, каким был в детстве. "...в перерывах между боями с нацистами Экзюпери часто рисовал на листке мальчика — когда крылатого, когда верхом на облаке. Постепенно крылья сменит длинный шарф (какой, кстати, носил и сам автор)" .Также, прототипом Розы явилась жена Сент-Экзюпери — Консуэлло
ро врача Тимофея Осиповича Шабада говорится много. Он был высококвалифицированным врачом, добрым, отзывчивым человеком. Чуковский сам в статье в "Пионерской правде" называет его прототипом доктора Айболита.
Хотя известно, что доктор Айболит - это не только Тимофей Шабад, но и переведённый и доработанный доктор Дулиттл из книги Гью Лофтинга.
Лофтинг, находясь на фронте во время Первой мировой войны, придумал доктора Дулитла, который умело лечил разных животных, общался с ними и воевал со своими врагами - злыми пиратами. История доктора Дулитла появилась в 1920 году и через пару месяцев после публикации стала настоящим бестселлером.
Корней Иванович Чуковский переработал книги Лофтинга и написал книгу по мотивам "Истории доктора Дулитла" , которую назвал "Доктор Айболит". Затем родилась поэма с тем же названием.
Прототипом Лютиэнь Тинувиэль послужила жена Толкина Эдит. Она была старше Толкина на два года и, прожив с Толкином в браке 55 лет, умерла в 1971 году в возрасте 82 лет. Толкин пережил жену на полтора года и был похоронен рядом с ней. На их общем могильном камне на Вулверкотском кладбище в Оксфорде высечены имена "Лютиэнь" и "Берен".
Эдит была невысокой, черноволосой, тоненькой, лёгкой девушкой, очень музыкальной. Она мечтала о карьере пианистки и любила танцевать под аккомпанемент собственного пения. У неё была какая-то особенная походка, казалось, что она ходит легче других людей, почти не опираясь на землю, как будто бы не оставляя следов...
Беатриче. Прототипом этого персонажа послужила одноименная девушка – возлюбленная Данте.
Первая жена Булгакова Татьяна Николаевна Лаппа - сновной прототип персонажа Анна Кирилловна в рассказе «Морфий».
Лаппа провела с Булгаковым самые тяжелые годы его жизни. В смоленской глуши Татьяна не дала мужу погибнуть от морфинизма, во Владикавказе в 1920 году выходила Булгакова от тифа, а в Москве провела вместе первый, самый голодный год.
Сэр Джером Горсей, английский дипломат и финансист шестнадцатого века. Восемнадцать лет жил в России. Заслужил негативную славу – его называли высокомерным софистом, простодушным чванливцем, плохим миссионером цивилизации и хвастливым честолюбцем. Удивительно ли, что Уильям Шекспир именно его избрал в качестве прототипа для своего Фальстафа?
Прототипом Степана Трофимовича Верховенского, одного из персонажей романа Достоевского «Бесы», считается Тимофей Николаевич Грановский.
Тургенев писал:
"Люди вообще настолько имеют значения и влияния, насколько нужны; а люди, подобные Грановскому, теперь нам крайне нужны. Время еще впереди, когда настанет для нас потребность в специалистах, в ученых; мы нуждаемся теперь в бескорыстных и неуклонных служителях науки, которые бы твердой рукою держали и высоко поднимали ее светоч; которые, говоря нам о добре и нравственности - о человеческом достоинстве и чести, собственною жизнью подтверждали истину своих слов"...
В повести "Тарасе Бульбе" Гоголь поэтизировал духовную нерасторжимость личности и народа, жаждущего национальной и социальной свободы. В ней Гоголь, по словам Белинского, "исчерпал всю жизнь исторической Малороссии и в дивном, художественном создании навсегда запечатлел ее духовный образ". Как ни странно, Гоголю удалось создать образ Украины и ее народа, не воспроизводя ни реальных событий, ни конкретных прототипов. Однако Тарас Бульба задуман настолько органично и ярко, что читателя не покидает ощущения его реальности.
Действительно, у Тараса Бульбы мог быть прототип. По крайней мере, был человек, судьба которого схожа с судьбой героя Гоголя. И этот человек тоже носил фамилию Гоголь.
Остап Гоголь родился в начале XVII века, возможно, в подольском селе Гоголи, основанном православным шляхтичем с Волыни Никитой Гоголем. Накануне 1648 г. он был ротмистром "панцерных" казаков в польском войске, дислоцированном в Умани под командованием С.Калиновского. С началом восстания Гоголь вместе со своей тяжелой кавалерией перешел на сторону казаков.
Еще в ранней редакции романа Шолохова появился некий Абрам Ермаков - прямой предтеча Григория Мелехова, которого тогда в тексте вообще не было. И внешность, и поведение Ермакова сильно напоминают будущий образ Мелехова. У обоих персонажей был один прототип: вешенский казак с хутора Базки, полный Георгиевский кавалер, командир 1-й повстанческой дивизии во время Вешенского восстания хорунжий Харлампий Васильевич Ермаков. Сам писатель называл Харлампия главным прототипом Григория Мелехова.
Пожалуй, самая невероятная и мифологизированная история образа — это история создания Карлсона. Его возможный прототип — Герман Геринг. Родственники Астрид Линдгрен, безусловно, опровергают эту версию, однако она до сих пор бытует и активно обсуждается. Знакомство Астрид Линдгрен и Геринга произошло в 20-е годы, когда последний устраивал авиашоу в Швеции. На тот момент Геринг был в полной мере «в расцвете сил», как и любил повторять о себе Карлсон. После Первой мировой он стал известным летчиком-асом, обладавшим определенной харизмой и, по легенде, неплохим аппетитом. Моторчик у Карлсона за спиной нередко интерпретируется на намек на летную практику Геринга. Возможным подтверждением такой аналогии можно считать тот факт, что определенное время Астрид Линдгрен поддерживала идеи национал-социалистической партии Швеции. Книга о Карлсоне вышла в свет уже в послевоенное время в 1955 году, поэтому выступать за прямую аналогию этих героев было бы безумием, однако, вполне возможно, что яркий образ молодого Геринга остался в ее памяти и так или иначе повлиял на появление обаятельного Карлсона.
Одним из прототипов героя романа — Эдмона Дантеса — стал сапожник из Нима по имени Пьер Пико, который был помолвлен с состоятельной женщиной. В 1807 году, по доносу троих своих завистливых «друзей», (Лупьян, Солари и Шобар) ложно обвинивших его в шпионаже в пользу Англии, Пико был арестован и брошен в крепость Фенестрелле, где провёл около 7 лет. Четвёртый его приятель, Антуан Аллю, не участвуя в заговоре, но зная о нем, малодушно смолчал об этой подлости. Невеста Франсуа, после двух лет бесплодного ожидания, была вынуждена вступить в брак с Лупьяном.
Пико в течение первых двух лет даже не знал, за что именно он посажен. В тюрьме Пико прорыл небольшой подземный ход в соседнюю камеру, где содержался богатый итальянский священник отец Тори. Они подружились, и Пико ухаживал за больным священником, который через год, перед смертью, поведал ему тайну о скрытом в Милане сокровище. После падения императорской власти в 1814 году Пьер Пико вышел на свободу, овладел завещанными ему сокровищами и под другим именем объявился в Париже, где посвятил 10 лет возмездию за подлость и предательство.
Во время работы над «Лолитой» Владимир Набоков, как сообщает его биограф Брайан Бойд, нередко просматривал рубрику криминалистики в газетах на предмет историй о несчастных случаях, убийствах и насилии. История Салли Хорнер и Франка Ласалля, случившаяся в 1948 году, явно привлекла его внимание. Сообщалось, что мужчина средних лет, преступив все правила морали, похитил пятнадцатилетнюю Салли Хорнер из Нью-Джерси и продержал ее при себе в течение почти двух лет до тех пор, пока она не была найдена в южнокалифорнийском мотеле. Ласалль так же, как и герой Набокова, в течение всего времени выдавал Салли за свою дочь. Набоков даже вскользь упоминает этот случай в книге словами Гумберта: «Сделал ли я с Долли то же самое, что Франк Ласалль, пятидесятилетний механик, сделал с одиннадцатилетней Салли Хорнер в 48-м?»