Сотруднечиство между живыми существами. Альтруистический эгоизм.

На одном из этапов эволюцыи появились отношения взаимозависимости(симбиоза)между двумя или несколькими представителями разных видов.Такая форма взаимовыгодного альтруистического эгоизма широко распространена в природе.Можно привести бесчисленное множество примеров,но достаточьно будет и нескольких.
Лишайники,пышно произрастающие в крайне стрессовой обстановке,где другие растения не выживают,уникальны в том смысле,что представляют собой сочетание двух взаимозависимых организмов: водорослей и грибов.Их чрезвычайная сопротивляемость стрессу обьясняется тем,что процессы обмена веществ у водоросли и гриба дополняют друг друга.Гриб обеспечивает воду и механическую опору для водоросли,которая в свою очередь снабжает гриб питанием.
Пожалуй,одна из самых очаровательных систем сожительства такого типа у рака-отшельника.Поскольку у этого рака очень мягкое и легко уязвимое брюшко,он ищет защиты,втискивая туловище в пустую раковину моллюска.Затем он украшает свой "дом" актиниями-животными,похожими на растения.Преимущество для гостей состоит в том,что рак обеспечивает им перемещение в пространстве и,следовательно,доступ к более разнообразной и обильной пище,которая в противном случае была бы им недоступна.Выгода для рака заключается в защитной маскировке,которую дают ему гости.Первоначальный обитатель раковины-моллюск-уже мёртв и потому ничего не теряет в этой сложной системе сосуществования.
Можно привести много примеров подобных содружеств среди всех видов на всех ступенях эволюцыонной лесницы.Что касается организмов,принадлежащих к одному виду,то без разделения труда и сотрудничества жизнь пчёл,муравьёв,термитов и других "общественных" животных никогда не достигла бы нынешней сложной организацыи.
В процессе эволюцыи наиболее интересная взаимозависимость возникла у человека.Вопреки всем кодексам поведения,предлагаемым разными религиями,философскими и политическими системами,межличьностные отношения остаются крайне неудовлетворительными.Центральная нервная система человека,особенно головной мозг,развита значительно лучьше,чем у всех остальных животных.Это позволило с помощью логики и интеллекта решить многие проблемы выживания.Однако в межличьностных отношениях мы руководствуемся больше эмоцыями,чем надёжными логическими решениями.Именно эмоцыя заставляет человека жертвовать жизнью ради родины,жениться по любви,совершать садисткие преступления или вступать в духовный орден.Если он вообще пользуется при этом логикой,то лишь задним числом,чтобы придать разумное обоснование чисто эмоцыональным стремлениям и эффективнее осуществлять их.
Здоровье человека зиждется на гармоничьном взаимодействии органов его тела,а взаимоотношения между людьми,семьями,племенами и народами станут гармоничьными,если эмоцыи и импульсы альтруистического эгоизма автоматически обеспечат мирное сотрудничество и устранят все мотивы переворотов и войн.Эгоизм,или себялюбие,-древнейшая особенность жизни.От простейших микроорганизмов до человека все живые существа должны прежде всего защищать свои интересы.Себялюбие естественно,но,поскольку его считают отталкивающим и некрасивым,мы пытаемся отрицать наличие этого качества в нас самих.Мы боимся его,потому что в нём таятся семена раздора.Любопытно,что,несмотря на врождённый эгоизм,многим из нас доступны сильные альтруистические чувства.Более того,эти два противоречивых на первый взгляд импульса отнють не являются несовместимыми: инстинкт самосохранения не обязательно вступает в конфликт с желанием помогать другим.Альтруизм можно рассматривать как видоизменённую форму эгоизма.Побуждая других людей желать нам добра за то,что мы для них сделали-и,вероятно,можем сделать ещё,-мы вызываем положительные чувства к себе.Это,возможно,самый человеческий способ обеспечения общественной и собственной безопастности и устойчивости.Эгоизм-потенцально взрывчатый и опасный,но неизбежный и неменуемый-постепенно потерял свою взрывоопасную силу благодаря союзу с альтруизмом.Получившийся в результате альтруистический эгоизм может привести к взаимовыгодному мирному сотрудничеству между соперничающими клетками,людьми и даже целыми сообществами..
из книги "Стресс без дисстреса" Ганс Селье.