Память ничего не уничьтожает,но всё заносит в свой список(с)
Часть экспериментов,проведённых когнитивными психологами,подтверждающих этот тезис:
Остроумный эксперимент был проведён Якоби.Сначала испытуемые прослушивали серию предложений.Затем им предлагали принять участие в опыте по оценке громкости различьных шумов. Шумы подавались в наушники одновременно с предложениями,среди которых были как новые,так и уже звучащие ранее. Шумы,звучавшие на фоне уже предьявлявшихся предложений,казались испытуемым тише,чем те,что звучали на фоне новых.Другими словами,испытуемые лучьше слышали старые предложения,так как имплицитно помнили их,хотя и не отдавали себе в этом отчёта.
Описанное выше явление,наряду с другими аналогичьныыми,получило название Эффект предшествования,суть которого заключается в том,что материал,присуствующий в памяти неосознанно,оказывает влияние на запечатление нового материала.Именно на основании этих эффектов делают вывод о наличии информации в имплицитной памяти.
Другой когнитивный психолог Шиффрин предложил модель психики человека как совокупность автоматических и контролируемых процессов переработки информации. Психика человека способна учитывать воздействие огромного количества стимулов,не доводя результаты их переработки до сознания. Мы принимаем определённые позы,перемещаемся в пространстве,оперируем с так называемыми подпороговыми стимулами,совершенно не осознавая этого.БОльшая часть информации,переработанной с помощью автоматических процессов,так никогда и не осознаётся.Автоматические процессы эволюционно более древние,ими обладает не только человек,но и животные.Имплицитные содержания,которые никогда не были содержанием сознания,являются результатом автоматической переработки.
А вот сознательно запоминаемый материал адресуется к уровню контролируемой переработки.
Границы ежду контролируемыми и автоматическими процессами в модели Шиффрина достаточьно подвижные.Материал,прошедший через обработку в рамках контролируемых процессов,со временем может перейти(и чаще всего переходит)на уровень имплицитного хранения.Однако при определённых воздействиях,например доучивании или напоминании,он может вновь быть возвращён в область контролируемой переработки.Примером такой ситуации являются эксперименты Эбингауза.
Материал,который никогда не запоминался сознательно,также может стать обьектом контролируемой переработки.
Собственно говоря этот постулат:
Память ничего не уничьтожает,но всё заносит в свой список(с) Подтверждается ещё и эффектом неосознаваемой установки Узнадзе.Неосознаваемая установка-это готовность субьекта к совершению определённого действия или к реагированию в определённом направлении,являющаяся результатом его прошлого опыта.Различают перцептивные(в сфера восприятия),моторные(в двигательной сфере) и интеллектуальные(в сфере мышления) установки.
Например,в классическом эксперименте школы Узнадзе испытуемым давали в каждую руку по шару. Причём один из них(например,в правой руке)постоянно был тяжелее,чем второй. Испытуемого спрашивали: Какой шар тяжелее,и он,понятно дело,говорил что в правой руке шар тяжелее.Пробы повторялись около десяти раз.Потом неожиданно испытуемому давали два равных по весу шара.И опять спрашивали какой из них тяжелее?И поскольку уже у испытуемого сформировалась неосознаваемая установка что в правой руке шар тяжелее,90% испытуемых говорили опять что в правой руке шар тяжелее)) И что бы вы думали говорили остальные 10% испытуемых??!) Левый шар тяжелее!В данном случаи действовала установка по контрасту.Но шары то были одинаковы по весу! Другими словами,испытуемый имплицитно помнил о том,что шар в правой руке тяжелее,и поэтому реальная масса шара вступала в психологический конфликт с ожидаемой массой.
Сходные результаты были полученны и на другом материале.
Тот факт,что действие установки носит неосознаваемый характер,был доказан также в эксперименте,когда установочьная серия проводилась под гипнозом,а контрольная(шары одинаковой массы)-в бодрствующем состоянии."Испытуемый ничего не знает об этих опытах,но тем не менее результаты контрольной серии напрямую корелировали с установочьной серией под гипнозом"))
"Память означает использование и участие предыдущего опыта в настоящем поведении"-писал Выготский. Но,Порой это участие происходит помимо нашего сознания и воли.Если спросить опытную машинистку,где точьно находится клавиша с буквой "Д" на клавиатуре компьютора,скорее всего,она затруднится с ответом. Однако такое забывание ничуть не мешает ей печатать тексты.
принято выделять: Эксплицитную и имплицитную память
Эксплицитная память -это тип памяти,который включает в себя произвольную и сознательную актуализацию зафиксированного опыта.Имплицитная память-это тип памяти не включающий в себя произвольную и сознательную актуализацию опыта. Наличие этого опыта в памяти может быть выявленно косвенными методами.
Нейрофизиолог Пенфилд в ходе хирургических операций по устранению эпилептических очагов вводил в мозг пациентов тонкие металлические электроды.Электрическая стимуляция височных долей мозга привела к тому,что пациенты(они находились в сознании во время операции)сообщали о ярких воспоминаниях из детства,которые были им недоступны в нормальном состоянии. В другом исследовании пациентам,находящимся под наркозом,зачитывали ряд названий животных.После пробуждения они не могли воспроизвести ни одного слова из списка.Однако,когда их просили назвать первых приходящих им на ум животных,они значительно чаще вспоминали именно тех,что были в предьявленном ряду.