• Авторизация


К вопросу о Памяти 06-05-2012 00:02 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Букильда Оригинальное сообщение

Память ничего не уничьтожает,но всё заносит в свой список(с)

Часть экспериментов,проведённых когнитивными психологами,подтверждающих этот тезис:



 Остроумный эксперимент был проведён Якоби.Сначала испытуемые прослушивали серию предложений.Затем им предлагали принять участие в опыте по оценке громкости различьных шумов. Шумы подавались в наушники одновременно с предложениями,среди которых были как новые,так и уже звучащие ранее. Шумы,звучавшие на фоне уже предьявлявшихся предложений,казались испытуемым тише,чем те,что звучали на фоне новых.Другими словами,испытуемые лучьше слышали старые предложения,так как имплицитно помнили их,хотя и не отдавали себе в этом отчёта.
Описанное выше явление,наряду с другими аналогичьныыми,получило название Эффект предшествования,суть которого заключается в том,что материал,присуствующий в памяти неосознанно,оказывает влияние на запечатление нового материала.Именно на основании этих эффектов делают вывод о наличии информации в имплицитной памяти.

Другой когнитивный психолог Шиффрин предложил модель психики человека как совокупность автоматических и контролируемых процессов переработки информации. Психика человека способна учитывать воздействие огромного количества стимулов,не доводя результаты их переработки до сознания. Мы принимаем определённые позы,перемещаемся в пространстве,оперируем с так называемыми подпороговыми стимулами,совершенно не осознавая этого.БОльшая часть информации,переработанной с помощью автоматических процессов,так никогда и не осознаётся.Автоматические процессы эволюционно более древние,ими обладает не только человек,но и животные.Имплицитные содержания,которые никогда не были содержанием сознания,являются результатом автоматической переработки.
А вот сознательно запоминаемый материал адресуется к уровню контролируемой переработки.
Границы ежду контролируемыми и автоматическими процессами в модели Шиффрина достаточьно подвижные.Материал,прошедший через обработку в рамках контролируемых процессов,со временем может перейти(и чаще всего переходит)на уровень имплицитного хранения.Однако при определённых воздействиях,например доучивании или напоминании,он может вновь быть возвращён в область контролируемой переработки.Примером такой ситуации являются эксперименты Эбингауза.
Материал,который никогда не запоминался сознательно,также может стать обьектом контролируемой переработки.

Собственно говоря этот постулат:

Память ничего не уничьтожает,но всё заносит в свой список(с) Подтверждается ещё и эффектом неосознаваемой установки Узнадзе.Неосознаваемая установка-это готовность субьекта к совершению определённого действия или к реагированию в определённом направлении,являющаяся результатом его прошлого опыта.Различают перцептивные(в сфера восприятия),моторные(в двигательной сфере) и интеллектуальные(в сфере мышления) установки.
Например,в классическом эксперименте школы Узнадзе испытуемым давали в каждую руку по шару. Причём один из них(например,в правой руке)постоянно был тяжелее,чем второй. Испытуемого спрашивали: Какой шар тяжелее,и он,понятно дело,говорил что в правой руке шар тяжелее.Пробы повторялись около десяти раз.Потом неожиданно испытуемому давали два равных по весу шара.И опять спрашивали какой из них тяжелее?И поскольку уже у испытуемого сформировалась неосознаваемая установка что в правой руке шар тяжелее,90% испытуемых говорили опять что в правой руке шар тяжелее)) И что бы вы думали говорили остальные 10% испытуемых??!) Левый шар тяжелее!В данном случаи действовала установка по контрасту.Но шары то были одинаковы по весу! Другими словами,испытуемый имплицитно помнил о том,что шар в правой руке тяжелее,и поэтому реальная масса шара вступала в психологический конфликт с ожидаемой массой.
Сходные результаты были полученны и на другом материале.
 Тот факт,что действие установки носит неосознаваемый характер,был доказан также в эксперименте,когда установочьная серия проводилась под гипнозом,а контрольная(шары одинаковой массы)-в бодрствующем состоянии."Испытуемый ничего не знает об этих опытах,но тем не менее результаты контрольной серии напрямую корелировали с установочьной серией под гипнозом"))
"Память означает использование и участие предыдущего опыта в настоящем поведении"-писал Выготский. Но,Порой это участие происходит помимо нашего сознания и воли.Если спросить опытную машинистку,где точьно находится клавиша с буквой "Д" на клавиатуре компьютора,скорее всего,она затруднится с ответом. Однако такое забывание ничуть не мешает ей печатать тексты.

принято выделять: Эксплицитную и имплицитную память

Эксплицитная память -это тип памяти,который включает в себя произвольную и сознательную актуализацию зафиксированного опыта.Имплицитная память-это тип памяти не включающий в себя произвольную и сознательную актуализацию опыта. Наличие этого опыта в памяти может быть выявленно косвенными методами.

Нейрофизиолог Пенфилд в ходе хирургических операций по устранению эпилептических очагов вводил в мозг пациентов тонкие металлические электроды.Электрическая стимуляция височных долей мозга привела к тому,что пациенты(они находились в сознании во время операции)сообщали о ярких воспоминаниях из детства,которые были им недоступны в нормальном состоянии. В другом исследовании пациентам,находящимся под наркозом,зачитывали ряд названий животных.После пробуждения они не могли воспроизвести ни одного слова из списка.Однако,когда их просили назвать первых приходящих им на ум животных,они значительно чаще вспоминали именно тех,что были в предьявленном ряду.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (5):
Основная закономерность 3абывания, установленная Г. Эббингаузом , состоит в быстром его ходе непосредственно после заучивания и постепенном замедлении с течением времени. 3. зависит также от содержания, объема материала, его эмоциональной окраски, частоты применения и статуса применения в деятельности. 3абывание. оказывается тем более глубоким, чем реже данный материал включается в деятельность субъекта. Включение материала в деятельность - надежное средство борьбы с 3. По 3. Фрейду, в основе 3. лежит мотив отрицания неприятных впечатлений.этот механизм вытеснения (repression) основатель психоанализа сравнивает с рефлексом бегства при болезненных раздражителей..Согласно теории Фрейда, некоторые воспоминания обладают настолько высоким потенциалом тревожности, что их следует держать за пределами сознательного разума. Это объяснение в целом не имеет экспериментального подтверждения из-за серьезных этических проблем, связанных с подобными экспериментами. Исследования в современной когнитивной психологии поддерживают не только идею множественности хранилищ и множественности механизмов (причин и факторов) 3., но также и идею характерных для каждого из хранилищ специфических механизмов 3. Напр., в сенсорном регистре потеря информации обязана, прежде всего, быстрому угасанию следа; в долговременной памяти действуют механизмы вытеснения, интерференционного торможения и утраты ключей, или признаков, необходимых для поиска (и доступа к) нужной информации; в кратковременной памяти в дополнение к угасанию важную роль играет фактор переполнения и вытеснения старых элементов новыми. Эксперименты студентки Курта Левина Г. В. Биренбаум показали, что намерение что-то сделать забывается, если оно замещается однородным действием,т.к. намерение не автономно, но связано с целостной структурой действий и сферой личности.
ВНИМАНИЕ 1)Определение внимания,его кретерии.Место внимания в структуре психических функция 2)Виды внимания и его свойства 3)Исследование внимания в психологии сознания 4)Активность внимания,моторные компоненты внимания 5)Социальное развитие внимания 6)Внимание как высшая психическая функция 7)Связь внимания с потребностями и мотивами 8)Опыты Черри.Модели ранней селекции 9)Модели поздней селекции,представление о работе словаря.Семантическая обработка информации ПАМЯТЬ 1)Процессы памяти.Феномен памяти.Виды памяти.Место памяти. (Рубинштейн) 2)Исследование памяти в психологии сознания (Герман,Эбенгауз) 3)Исследование механизмов забывания в разных психологических школах (Фрейд,Эбенгауз, школа Курта Левина- Биренбаум (забывание намерений)( Эксперименты Биренбаум показали, что намерение что-то сделать забывается, если оно замещается однородным действием.) ;когнитивная психология). 4)Память как высшая психическая функция (Выготский,Леонтьев).Параллерограм развития для функции памяти Леонтьева. 5)Исследование влияния минимической задачи на запоминание (Зинченко,Смирнов).Произвольное и не произвольное внимание.Опыты с детьми Зинченко(двойные карточьки). 6)Исследование памяти в когнитивной психологиии.(Теория уровневой переработки информации)-Крейк и Локхарт.Понятие Эксплицитной и имплицитной памяти.Эксперимент Бродбента и Берри с фабрикой по производству сахара;эксперимент нейрофизиолога Пенфилда. 7) Сенсорный регистр.Иконическая и Эхоническая память.Эксперименты.Исследования.Опыты Сперлинга . 8)Кратковременная паямть.Механизм сохранения,функции.Ислледования. 9)Память как конструктивный творческий процесс (Барлет.опыты с запоминанием рассказа.)современные исследования творческого компонента памяти. Структура эпиозодической памяти.Значение личьностных установок 10)Амнезии.Механизм забывания (Рибо,Корсаков.Блонский-механизмы амнезии,закон регресии.) 11). Понятие Квазипотребности и психологического поля в теории Курта Левина.Эффект Зейгарник, опыты Биренбаум 12)Память как социальная функция (Пьер Жане).Узлы Кипу.Влияние работ Пьера Жане на культурно-историческую теорию развития памяти Выготского. 13) Долговременная память. Общее представление о структуре долговременной памяти.
В тех случаях,когда возбуждение "зашкаливает",следы памяти разрушаются.По данным психологов,работающих в сфере криминалистики,около половины преступников не могут сколько-нибудь точьно припомнить момент совершения преступления.Тоже происходит и с жертвами насилия.Элизабет Лофтус был описан "эффект оружия". Испытуемые приглашались для проведения исследования в лабораторию. Возле двери стояла скамейка,на которую их просили присесть и подождать несколько минут,до тех пор пока всё будет готово к проведению эксперимента.Представители одной группы испытуемых слышали,как за дверью идёт обсуждение неполадок в компьюторе,потом дверь открывалась,из неё выходил человек с каким-то прибором в руках,здоровался и удалялся.Другая группа слышала, как из-за двери доносился шум борьбы,крики и стоны.Потом дверь распахивалась,и из неё выскакивал человек с огромным окровавленным ножом в руках(конечьно,это была всего лишь краска).Впоследствии представителей обеих грпп просили,как можно подробнее вспомнить,что они видели.Группа,пережившая стресс,т.е. те,кто повстречался с актёром-"преступником",могли воспроизвести значительно меньше деталей события и ошибались при опознании виденного человека,т.к. их внимание было полностью сконцентрированно на "оружии". По мнению Лофтус,"эффект оружия" препятствует эффективному опознанию преступников жертвами преступлений
Ещё одним фактором,определяющим эффективность воспроизведения следов памяти,является не знак эмоции как таковой(отрицательная-положительная) в момент запечатления информации и при воспоминании,а СОВПОДЕНИЕ состояний в моменты запечатления и воспоминания.В состоянии грусти нам легче вспомнить печальные события,а в приподнятом настроениии -радостные. Это также как если ты будешь готовиться к экзаменам например находясь пермонентно в состоянии пьяного угара,то те легче будет отвечать на экзамене в том случаи если ты придёшь сдавать его бухая. Приколись)) Не,реально,Это Так и есть) Вспомнился фильм про Чаплина, где Чаплин познакомился с каким-то пьяным чуваком кароче. На следующий день этот чувак отрезвел и Чаплина не вспомнил,но потом,ещё на следующий день, снова напился и встретив Чаплина его расцеловал)))))) Этот эффект получил название конгруэнтности настроения.(от латинского-совпадающий.)
Социальное развитие произвольного внимания у ребёнка По Выготскому http://invest4ru.com/content/view/49/64/ методика двойной стимуляции.


Комментарии (5): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник К вопросу о Памяти | Адвокат_сиамской_кошки - Таял | Лента друзей Адвокат_сиамской_кошки / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»