
Знаменитая Billie Jean стала самым известным и коммерчески успешным синглом Майкла Джексона, популярность которого в свое время выходила за пределы всех мыслимых границ. Именно с выпуском этой композиции он предстал перед публикой таким, как мы его помним, и начал превращаться в поп-икону. Более того, Billie Jean пробила дорогу чернокожим артистам на MTV.
Джексон утверждал, что Billie Jean основана на опыте его братьев и коллег по The Jackson 5, которых постоянно преследовали фанатки.
Вот что он рассказал о смысле песни на встрече с поклонниками в Таиланде:
Есть такая девушка по имени Билли Джин, но это не та Билли Джин. Эта Билли Джин как будто анонимна. Она представляет множество девушек. В шестидесятые их называли «групи». Они околачивались возле дверей, ведущих за сцену, и были готовы вступить в связь с любой группой, которая приезжает в город. Думаю, я написал это из нашего с братьями опыта тех времен, когда я был маленьким. Тогда было много таких Билли Джин. Каждая девушка заявляла, что ее сын был связан родственными узами с одним из моих братьев.
Таиланд, 1996
Однако большинство исследователей творчества Джексона уверены, что история песни Billie Jean связана с личными переживаниями музыканта. В 1981 году его преследовала невменяемая женщина, утверждавшая, будто он был отцом одного из ее близнецов. Подобные претензии были для Майкла привычным делом, но в тот раз ситуация оказалась особенно сложной.
Женщина писала ему одно письмо за другим, а затем прислала посылку с настоящим пистолетом и предложением Майклу застрелиться. Она пообещала сделать то же, чтобы они могли быть вместе в следующей жизни. Позже эта поклонница Джексона оказалась в психиатрической больнице.
Майкл сам сочинил слова и музыку. Если верить журналу Q, произошло это в его домашней студии в Энсино. Во время работы над Billie Jean Джексон был буквально одержим песней и однажды чуть не погиб из-за этого:
Я знал, что она будет хитом, еще кода писал ее. Эта песня полностью меня поглотила. Однажды во время перерыва в сессии записи я ехал по Ventura Freeway с Нельсоном Хейесом, который тогда работал со мной. У меня в голове крутилась Billie Jean, и я мог думать только о ней. Мы съезжали с шоссе, и тут к нам подъехал парень на мотоцикле и сказал: «Ваша машина горит». Неожиданно мы заметили дым, свернули на обочину и поняли, что вся нижняя часть роллс-ройса была в огне. Тот парень, возможно, спас наши жизни. Если бы машина взорвалась, мы могли бы погибнуть. Но я был настолько поглощен звучавшей у меня в голове мелодией, что лишь некоторое время спустя задумался о возможных ужасных последствиях.
Сейчас это кажется невероятным, но столь матерый продюсер, как Куинси Джонс, не распознал потенциал песни, а многое в ней ему вообще не нравилось. Он полагал, что название Billie Jean будет напоминать людям об известной теннисистке, и предлагал изменить его на Not My Lover. Вступление казалось ему «…таким длинным, что можно было успеть побриться». Ему была не по душе даже партия бас-гитары, которую Джексон сочинял в течение трех недель (не без влияния композиции I Can’t Go for That (No Can Do) дуэта Hall & Oats). Однако Майкл убедил Джонса записать Billie Jean, ничего в ней не меняя.
Сингл Billie Jean из альбома Thriller был выпущен 2 января 1983 года. Он возглавил чарты многих стран, стал одним из самых продаваемых в мире и получил статус платинового. Композиция была удостоена двух «Грэмми» и нескольких других престижных наград. Rolling Stone включил Billie Jean в список пятисот величайших песен всех времен.
На Billie Jean были записаны многочисленные каверы, и она остается одной из наиболее часто семплируемых композиций.
Музыкальное видео к песне снял Стив Баррон. Ролик обязательно нужно было запустить на MTV, но руководство тогда еще молодого канала не желало брать клипы чернокожих артистов. И тогда за дело взялся президент лейбла CBS Уолтер Йетникофф. Он пригрозил убрать с MTV всю их продукцию и рассказать общественности о расовой дискриминации, царящей на канале. После этого “Billie Jean” попала в очень активную ротацию, что способствовало ее дальнейшей популярности.
Текст песни Billie Jean
She was more like a beauty queen from a movie scene
She told me her name was Billie Jean, as she caused a scene
People always told me be careful of what you do
Billie Jean is not my lover
For forty days and forty nights
She told my baby we’d danced till three, then she looked at me
People always told me be careful of what you do |
Перевод песни Billie Jean
Она была больше похожа на королеву красоты из фильма
Он сказала, что ее зовут Билли Джин, и когда она устроила сцену,
Мне всегда говорили быть осторожным в поступках
Билли Джин – не моя любовница
Сорок дней и сорок ночей
Она рассказала, моя малышка, что мы танцевали до трех, а затем взглянула на меня
Мне всегда говорили быть осторожным в поступках |
Billie Jean – это самая важная запись, которую он сделал. И не только из-за ее коммерческого успеха, но также из-за музыкальной глубины. В ней больше «фишек», чем в любой другой вещи, которую я слышал. В той песне цепляло все, и каждый инструмент делал это по-своему. Ее можно было бы разделить на двенадцать отдельных музыкальных произведений, и, думаю, получилось бы двенадцать отдельных хитов. Я каждый день ищу песню такого рода.
Антонио Рейд, Rolling Stone, 2004
_______________________________________