• Авторизация


«Memento mori» Помни о смерти 22-06-2012 16:33 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Красивая фраза... где-то я уже её слышала. Вот нарыла статейку о значении этого высказывания)))

Memento mori  (лат. - «помни, что умрёшь»; также используется форма «memento mortis» - «помни о смерти») - выражение, ставшее крылатой фразой. Иногда выражение ошибочно записывают как «memento more», что изменяет его смысл на «помни обычай».

  Считают, что первоисточник этого выражения - вторая книга «Истории» Геродота. Во времена средневековья эти слова стали формой приветствия членов ордена траппистов, а также других монашеских орденов, например камальдулов и капуцинов. Обмениваясь при встрече словами «memento mori», монахи напоминали друг другу о том, что человек должен жить достойно, чтобы избежать кары за грехи на том свете. Употребляется также и как напоминание о неотвратимости смерти, а в переносном смысле - об угрожающей опасности, как эмблема смерти. Все эти значения в какой-то мере соприкасаются.

[показать]


  Трапписты - монашеский орден, основанный в 1636 году де Ранее, аббатом цистерцианского монастыря Ла-Трапп в департаменте Орн, получившего название La Trappe от узкого входа в местную долину (откуда и название ордена). Для своих последователей де Ранее ввел строгие правила, представлявшие полный возврат к восточному аскетизму. Трапписты обязаны были II часов в сутки проводить в молитве, а остальное время посвящать тяжелым полевым работам; вечером они по уставу должны были несколько минут работать над сооружением для себя могилы, а спать в гробу на соломе. Помимо молитв, песнопений и «memento mori», которое заменяло у них приветствие, они должны были хранить глубокое молчание. Их пища состояла из овощей, плодов и воды, их одеяние из деревянных башмаков, рясы с капюшоном и веревки. Трапписты подразделялись на мирских братьев и посвященных (профессы); кроме того, существовала еще категория так называемых «freres dounes», т. е. лиц, которые вступали в орден лишь на время в видах покаяния.                                                                   

   В Древнем Риме  эта фраза произносилась во время триумфального шествия римских полководцев, возвращающихся с победой. За спиной военачальника ставили раба, который был обязан периодически напоминать триумфатору, что, несмотря на свою славу, тот остаётся смертным. Возможно, настоящая фраза звучала как: Respice post te! Hominem te memento! («Обернись! Помни, что ты - человек!») (глава 33 «Аполо-гетики» Тертуллиана). «Помни о смерти» - эту надпись древние римляне любили вывешивать и на пирах. В момент праздничного веселья они говорили друг другу: «Memento mori».

  Египтяне  помещали на своих пирах мумию как грозное напоминание о смерти:«memento mori».

  В Японии  среди заповедей японских самураев известно такое: «Каждое утро думай о том, как надо умирать. Каждый вечер освежай свой ум мыслями о смерти. Воспитывай свой разум. Когда твоя мысль постоянно будет вращаться вокруг смерти, твой жизненный путь будет прям и прост. Твоя воля выполнит долг, твой щит станет непробиваемым». Детей самураев «знакомили» со смертью очень рано. Опытные наставники отрабатывали с ними различные ритуальные приемы совершения обряда сэппуку (харакири).

  У мусульман,  как и в европейской (языческой и христианской) традиции, принцип «memento mori», т. е. «помни о смерти», рассматривался еще и как толчок к духовному освобождению. Ислам учит, что человек не должен бояться смерти. Для тех, кто верит и совершает праведные поступки, смерть не должна быть страшна. Согласно предопределению Аллаха, мир постоянно обновляется, на смену бренной жизни приходит вечная жизнь.

  В христианстве  понимание смысла жизни, смерти и бессмертия исходит из ветхозаветного положения: «День смерти лучше дня рождения» и новозаветной заповеди Христа «... я имею ключи от ада и рая». Поскольку краткая жизнь человеческая  всего лишь приготовление к жизни за гробом, то истинный христианин должен всегда «трезвиться» - «будьте готовы: ибо, в который час не думаете, приидет сын Человеческий».
Уместно привести слова духовника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Кирилла (Павлова): «Пусть смерть наших родных и близких напоминает нам о нашей смерти; пусть кладбища, которые мы посещаем, побуждают нас к размышлению о том, что наступит некогда время, когда и мы будем покоиться среди мертвых; пусть болезни, постигающие нас, станут для нас вестниками, зовущими к загробной жизни. Больше же всего будем молить Господа, да избавит Он нас от окаменения и нечувствия сердечного и пробудит в нас живую память о смерти, освободит от пристрастия к земной суете и соделает наследниками вечного блаженства в доме Отца Небесного. Аминь».

  Существует и такое известное латинское изречение «mors certa, hora incerta» - «самое определенное в жизни - смерть, самое неопределенное - ее час». Действительно, чаще всего человеку не дано знать час своей смерти, и он думает, что это случится в далеком будущем. И по сути  считает себя бессмертным. А что может быть хуже бессмертия? В эпосе многих народов есть притчи, где самое тяжелое наказание - именно бессмертие. Вспомните «Вечного жида» Агасфера - когда изнемогающий под тяжестью креста Иисус шел на Голгофу и захотел отдохнуть, Агасфер крикнул ему из толпы «иди, иди», за что и был наказан бессмертием. Именно принятие факта смерти делает нас людьми и помогает достойно проделывать этот путь, который называется жизнь.

  Нужно помнить о смерти всегда. Как приходим в этот мир, так и уйдем. Молодых людей мы готовим стать родителями, а пожилым нужно напоминать о смерти. Мы же готовимся ко сну после дневных забот. Так и наша жизнь: проснулись - родились, радуемся жизни, потом ответственность, заботы - проходит жизнь, к концу устаем, хотим отдохнуть, готовимся к переходу в мир иной. Важно подводить людей к самому пониманию смерти как естественного перехода - из этой жизни в Жизнь вечную.

  Можно привести много примеров, когда человек полностью меняется, осознав, что он скоро умрет. Правда, часто бывает уже слишком поздно. Поздно, для того чтобы жить. Известный исследователь смерти доктор Кюблерр-Росс выпустила книгу «Смерть - последняя стадия роста», где собрала многочисленные примеры того, как сильно меняются люди, осознав неизбежность смерти. Так, американский сенатор Пауль Цонганс, заболев неизлечимым раком, писал, что именно болезнь заставила его принять тот факт, что он когда-нибудь умрет. Он понял, что у человека есть потребность в духовном в независимости от того, болен он или здоров, и за это понимание он благодарил свою болезнь - рак. Когда хирург Роберт М. Мак, узнал, что у него неоперабельный рак легкого, он был растерян и близок к отчаянью, но затем, приняв необратимость близкой смерти, он писал: «Я счастливее, чем когда-либо раньше. Эти дни на самом деле лучшие дни моей жизни». И добавляет: «Глубокая ирония человеческого существования в том, что многие из нас только после тяжелой травмы или даже при близости смерти узнают истинную цель существования и понимают, как нужно жить».

  Таким образом, древнее латинское изречение «мементо мори» должно занять подобающее место в жизни каждого человека. Давно пора разрушить наш искусственный примитивный оптимизм и негласно внедрявшееся «табу смерти». Великий французский мыслитель Мишель Монтень (1533 - 1592) советовал: «Лишим смерть ее загадочности, присмотримся к ней, приучимся к ней, размышляя о ней чаще, нежели о чем-либо другом... Так поступали египтяне, у которых был обычай вносить в торжественную залу, наряду с самыми лучшими явствами и напитками, мумию какого-нибудь покойника, чтобы она служила напоминанием для пирующих... Кто научился умирать, тот разучился быть рабом. Готовность умереть избавляет нас от всякого подчинения и принуждения...»

  Действительно, подготовленному человеку смерть представляется естественным финалом жизненного пути, а не безысходным крахом. К такому выводу приходят во многих странах.

  Символика:

  Череп (со скрещенными костями), танцующий скелет - «Memento mori» - традиционный символ смерти.  На переплетах своих книг Генрих III помещал тривиальный символ - череп с надписью «Memento mori».

  Песочные часы  - классика «memento mori». Символизируют всегда одно и то же - время. Лежащие на боку - остановившееся время.

  Необычная галерея «MEMENTO MORI» создана в чешском городе Кутна Гора - украшения седлецкой часовни XVII века состоят из останков 40 000 людей. Всеобщее внимание привлекает необычная люстра. При создании люстры в часовне использованы все кости человеческого скелета. Столь непривычное убранство святого места было создано, чтобы напоминать о бренности бытия - помните о смерти, господа!

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник «Memento mori» Помни о смерти | I_hate_love - Мир той, которой ты не достоин... | Лента друзей I_hate_love / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»