Пленэр — термин, обозначающий изображение на картине всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы. Пленэрная живопись подразумевает создание картин не в мастерской, а на природе, которая служит основой постижения натуры в её естественном освещении.
Что, кстати говоря, активно практиковали художники-импрессионисты в тоже время в Европе. Многие исследователи выделяют импрессионистические черты в творчестве Дубовского, говорят о "пейзаже настроения" как творческом методе художника, сочетая это с импрессионистским "впечатлением".
Николай Дубовской не только мастер русской пейзажной школы рубежа XIX и XX веков, но и видный общественный деятель, член и впоследствии один из руководителей передвижников («Товарищество передвижных художественных выставок») — самого значительного из русских художественных объединений второй половины XIX века, сыгравшего важную роль в развитии русского изобразительного искусства, и педагог, с 1911 года он вёл пейзажную мастерскую в Академии художеств.
Педагогическая деятельность становится важным моментом в его жизни. Также Дубовской — один из немногих русских пейзажистов, удостоенных золотых и серебряных наград за участие в художественных международных выставках в Пaриже, Мюнхене и Риме.
Имел звания: Академик живописи (1898), действительный член Императорской Санкт-Петербургской академии художеств (ИАХ) (1900), член Совета Академии художеств (1908), преподаватель (1909) и профессор-руководитель пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств (1911).
Картины Дубовского представлены в Третьяковской галерее (Москва), Русском музее (С.-Петербург), музеях живописи Омска, Нижнего Новгорода, Новочеркасска, Казани, Красноярском государственном художественном музее им. В. И. Сурикова, Сочинском художественном музее и во многих других музеях и галереях России и за рубежом.
А одна из картин Николая Дубовского «Благовест» (1916), в декабре 2013 года на торгах лондонского аукционного дома MacDougall’s, стала топ-лотом и была продана за рекордную сумму — 777000 фунтов стерлингов (около 71 млн рублей).
Одна из самых известных его картин — "Притихло", 1890 года. Была представлена на одной из выставок Товарищества передвижников
Также на выставках представлялись картины:
Другие работы художника:
❛❛ Мы, художники, не можем охватить всех человеческих знаний, даже изучить одну отрасль науки в полном объёме, у нас для этого не хватит ни времени, ни сил, но мы должны понимать сущность всякого явления, чтобы не быть оторванными от жизни, чтобы понимать и уметь передавать эту жизнь. И если не учёность, то всестороннее развитие необходимо для художника, как и самоусовершенствование, выполнение требований морали❜❜ — Н. Н. Дубовской.
С началом Первой мировой войны для "передвижников" наступили сложные времена: их выставки превращаются в места распродаж картин. Февральскую революцию Николай Дубовской встретил с надеждой, однако возникшая переоценка многих ценностей коснулась как творчества художественных объединений, так и деятельности самой Академии художеств. Зашатались устои и традиции передвижничества, создавшего великие памятники искусства, прежние идеалы представлялись ненужными и несостоятельными.
Все это приводило Дубовского к глубоким и трагическим размышлениям. В какой-то степени к декадансу, аналогично европейскому, прошедшему чуть раньше.
Слова Н. Н. Дубовской о судьбе "передвижничества" в 1917 году, за год до смерти:
Возможно, что по изменившимся условиям не будет уже существовать наше Товарищество, оно распылится, но его идея возродится в огромной массе художников, молодых и сильных. И заметьте: нас будут некоторые поносить всячески, с пренебрежением произносить наше имя, но, не замечая того, в новых формах, в новом реализме будут проповедовать то, что составляло честную сущность передвижничества: его жизненную правду и служение народу. Разве мы своим искусством не раскрепощали людское чувство, не вели к свободе духа и завоеванию человеческих прав? Без этого искусство наше было бы праздной забавой и им не стоило бы заниматься.
❛❛Русский интеллигент той поры томился и страдал не только от бездеятельности и нужды, но и от ощущения, что наступают новые времена, мучался от незнания, как жить в них…❜❜ — так описывают ощущение перелома нач. 20 века.
Умер художник в 1918 году в Петрограде.
Изображения с https://www.wikiart.org/ru. https://zen.yandex.ru/media/the_universe_of_thoughts/vydaiusciisia-hudojnikpeizajist-prepodavatel-akademii-hudojestv--nikolai-dubovskoi-5fbe48539e83245705d7414d