• Авторизация


Выдающийся художник-пейзажист, преподаватель Академии художеств — Николай Дубовской 07-12-2020 11:28 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения дракоша52 Оригинальное сообщение

Выдающийся художник-пейзажист, преподаватель Академии художеств — Николай Дубовской

Николай Никанорович Дубовской — значимый художник-пейзажист реалистического направления. Он принадлежит к более позднему поколению пейзажистов, вступивших в "Товарищество передвижных художественных выставок" в 80-е годы XIX века. Продолжая лучшие традиции русского реалистического пейзажа, он обращается к принципам пленэрного понимания живописи.

Пленэр — термин, обозначающий изображение на картине всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы. Пле­нэр­ная жи­во­пись подразумевает создание картин не в мастерской, а на природе, которая служит основой постижения на­ту­ры в её ес­те­ст­вен­но­м ос­ве­ще­нии.

Что, кстати говоря, активно практиковали художники-импрессионисты в тоже время в Европе. Многие исследователи выделяют импрессионистические черты в творчестве Дубовского, говорят о "пейзаже настроения" как творческом методе художника, сочетая это с импрессионистским "впечатлением".

Николай Дубовской не только мастер русской пейзажной школы рубежа XIX и XX веков, но и видный общественный деятель, член и впоследствии один из руководителей передвижников («Товарищество передвижных художественных выставок») — самого значительного из русских художественных объединений второй половины XIX века, сыгравшего важную роль в развитии русского изобразительного искусства, и педагог, с 1911 года он вёл пейзажную мастерскую в Академии художеств.

Педагогическая деятельность становится важным моментом в его жизни. Также Дубовской — один из немногих русских пейзажистов, удостоенных золотых и серебряных наград за участие в художественных международных выставках в Пaриже, Мюнхене и Риме.

Имел звания: Академик живописи (1898), действительный член Императорской Санкт-Петербургской академии художеств (ИАХ) (1900), член Совета Академии художеств (1908), преподаватель (1909) и профессор-руководитель пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств (1911).

Картины Дубовского представлены в Третьяковской галерее (Москва), Русском музее (С.-Петербург), музеях живописи Омска, Нижнего Новгорода, Новочеркасска, Казани, Красноярском государственном художественном музее им. В. И. Сурикова, Сочинском художественном музее и во многих других музеях и галереях России и за рубежом.

А одна из картин Николая Дубовского «Благовест» (1916), в декабре 2013 года на торгах лондонского аукционного дома MacDougall’s, стала топ-лотом и была продана за рекордную сумму — 777000 фунтов стерлингов (около 71 млн рублей).

 
Благовест
Благовест

Одна из самых известных его картин — "Притихло", 1890 года. Была представлена на одной из выставок Товарищества передвижников          

   

     Также на выставках представлялись картины:

 
Зима, 1884. С этой картины начинается выступление молодого художника Н. Н. Дубовского на передвижной выставке 1884 г., которое получило высокую оценку.
Зима, 1884. С этой картины начинается выступление молодого художника Н. Н. Дубовского на передвижной выставке 1884 г., которое получило высокую оценку.
 
На Волге, 1892
На Волге, 1892
 
Родина, 1905. Былинная широта и размах работы вызвали искреннее восхищение у И. Е. Репина, назвавшего её «лучшим пейзажем выставки…оригинальной, живой и красивейшей картиной»
Родина, 1905. Былинная широта и размах работы вызвали искреннее восхищение у И. Е. Репина, назвавшего её «лучшим пейзажем выставки…оригинальной, живой и красивейшей картиной»
 
Жатва, 1906
Жатва, 1906

Другие работы художника:

 
Лопухи. 1885.
Лопухи. 1885.
 
Ураган в степи. 1890
Ураган в степи. 1890
 
Неаполь. 1890
Неаполь. 1890
 
 Родина. 1892.
Родина. 1892.
 
Морозное утро, 1894
Морозное утро, 1894
 
Водопад Иматра, 1894
Водопад Иматра, 1894
 
После грозы. 1897.
После грозы. 1897.
 
Бретань. Дюны. 1898.
Бретань. Дюны. 1898.
 
Наводнение на Екатерининском канале в Петербурге, 1903
Наводнение на Екатерининском канале в Петербурге, 1903
 
На Екатерининском канале летом. 1905.
На Екатерининском канале летом. 1905.
 
Дача в Силламягах. 1907.
Дача в Силламягах. 1907.
 
Сумерки. 1909
Сумерки. 1909
 
Деревня в горах, 1911
 
Деревня в горах, 1911
 
Туча надвигается. 1912
Туча надвигается. 1912
 
Церковь Василия Блаженного, 1916-1917
Церковь Василия Блаженного, 1916-1917
 
Вид на Палермо. 1917
Вид на Палермо. 1917
 
В обители, 1917
В обители, 1917
 
Радуга
Радуга
 
Ладожское озеро
Ладожское озеро
 
Облачко
Облачко

❛❛ Мы, художники, не можем охватить всех человеческих знаний, даже изучить одну отрасль науки в полном объёме, у нас для этого не хватит ни времени, ни сил, но мы должны понимать сущность всякого явления, чтобы не быть оторванными от жизни, чтобы понимать и уметь передавать эту жизнь. И если не учёность, то всестороннее развитие необходимо для художника, как и самоусовершенствование, выполнение требований морали❜❜ — Н. Н. Дубовской.

С началом Первой мировой войны для "передвижников" наступили сложные времена: их выставки превращаются в места распродаж картин. Февральскую революцию Николай Дубовской встретил с надеждой, однако возникшая переоценка многих ценностей коснулась как творчества художественных объединений, так и деятельности самой Академии художеств. Зашатались устои и традиции передвижничества, создавшего великие памятники искусства, прежние идеалы представлялись ненужными и несостоятельными.

Все это приводило Дубовского к глубоким и трагическим размышлениям. В какой-то степени к декадансу, аналогично европейскому, прошедшему чуть раньше.

Слова Н. Н. Дубовской о судьбе "передвижничества" в 1917 году, за год до смерти:

Возможно, что по изменившимся условиям не будет уже существовать наше Товарищество, оно распылится, но его идея возродится в огромной массе художников, молодых и сильных. И заметьте: нас будут некоторые поносить всячески, с пренебрежением произносить наше имя, но, не замечая того, в новых формах, в новом реализме будут проповедовать то, что составляло честную сущность передвижничества: его жизненную правду и служение народу. Разве мы своим искусством не раскрепощали людское чувство, не вели к свободе духа и завоеванию человеческих прав? Без этого искусство наше было бы праздной забавой и им не стоило бы заниматься.

❛❛Русский интеллигент той поры томился и страдал не только от бездеятельности и нужды, но и от ощущения, что наступают новые времена, мучался от незнания, как жить в них…❜❜ — так описывают ощущение перелома нач. 20 века.

Умер художник в 1918 году в Петрограде.

Изображения с https://www.wikiart.org/ru.                                                               https://zen.yandex.ru/media/the_universe_of_thoughts/vydaiusciisia-hudojnikpeizajist-prepodavatel-akademii-hudojestv--nikolai-dubovskoi-5fbe48539e83245705d7414d

 
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Выдающийся художник-пейзажист, преподаватель Академии художеств — Николай Дубовской | profilej - Дневник profilej | Лента друзей profilej / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»