До того, как Париж начали называть городом Света, а Эйфелева башня стала неотъемлемой его частью, столица Республики представляла собой, прямо скажем, не слишком веселое зрелище. Наполовину трущобы, наполовину роскошные особняки — и все это запутано в ужасном переплетении улиц и улочек с порою очень непотребными названиями, вроде «улица Волосатой Дырки» или, скажем, «аллея Шлюхи». Взявший бразды правления страной, претерпевший серию революций, Наполеон III, приказал барону Жоржу Эжену Осману, префекту департамента Сены, разобраться с катастрофической ситуацией, за что барон принялся, засучив рукава.
Тем, что вы видите сейчас — Париж обязан именно ему, имевшему странную, но логичную слабость к четким прямым линиям и широким проспектам. За время своей деятельности с 1853 по 1870 годы, он снес пол-Парижа, отстроил 135 км улиц и бульваров, соединив магистралями юг и север, восток и запад, и установив четкие границы города, которые не изменились до сих пор. Да, Париж, в отличие от остальных столичных городов, не увеличился с тех лет ни на метр и превратился из «вонючей клоаки», как назвал его Наполеон III, во вполне пригодное для существования место.
Но помимо того, чтобы сделать Париж удобным и чистым, Осман преследовал и еще одну цель — облегчить возможность подавления очередной революции: в ключевых точках города расположились казармы, а широкие бульвары, призванные облегчить продвижение кавалерии и артиллерийских расчетов, имели боковые въезды, по которым военные могли обойти любую баррикаду, которую задумали бы возвести в очередной раз чем-то недовольные жители.
[620x434]
Все изменения, происходившие с Парижем, аккуратно фиксировал на пленку фотограф Шарль-Франсуа Боссю, поменявший свою неудачную фамилию (Bossu по-французски значит «горбун») на почти англозвучащую Марвиль. Снимая исчезающий город с его узкими улочками и уютными, но сильно покосившимися домиками, Марвиль довольно быстро стал официальным государственным фотографом, которому выпала ответственная миссия — донести до остального мира инновационный пример удивительно быстрого градостроительства.
[620x349]Прежде вся торговля в городе была сконцентрирована по берегам Сены – строительство бульваров, опоясавших город, перенесло коммерческие предприятия в центр Парижа и позволила построить то, что сейчас называют Grand Magasins — Большие магазины, практически универмаги: Printemps и Gallery Lafayette.
[620x354]Например, немного «подправленный» пассаж Clos-Bruneau, оказался спрятан за большими «османовскими» домами — теми самыми, ставшими визитной карточкой Парижа — семиэтажными желтовато-серыми зданиями со знаменитыми мансардами, и теперь туда можно попасть только с несуществовавшей в то время Школьной улицы - Rue des Ecoles.
[620x470]
[620x381]
[620x354]
[620x413]
[620x457]
[620x444]Осман осветил город 20 000 газовыми лампами, сделав даже самые темные его уголки не такими жуткими, какими они были во времена «Отверженных» Виктора Гюго.
[620x460]Мусорные ящики появились уже после Османа, благодаря следующему префекту, Эжену Рене Пубелю (кстати, имя его стало нарицательным, и теперь мусорки по-французски называются именно poubelle - »пубелями»), но попытку заставить граждан не мочиться на стены домов в любых удобных местах, где прихватит, предпринял именно Осман, построив множество общественных туалетов. Может, и не привычного вида, но все же.
Но, несмотря на все инновации великого барона, остались в Париже уголки, которые совершенно не изменились с течением веков. Как, например, rue des Saules на Монмартре.
Читать больше в журнале Exciter: http://excitermag.net/lost-paris.html#ixzz2xAe9GvJQ
Follow us: @excitermag on Twitter | excitermag on Facebook