Была ли гомосексуальность (как мужская, так и женская) на Руси? Безусловно. Вступали ли наши предки в однополые контакты? Однозначно. Есть ли среди известных людей тех времён явные геи и лесбиянки? Конечно.
Итак, гомосексуальное поведение широко наблюдалось уже у древних славян. Ещё Геродот недвусмысленно рассказывал о женоподобных жрецах и прорицателях у скифов и соседствующих с ними юных славян, а также о сексуальных оргиях (в том числе однополых), которые были особенно популярны среди воинов.
Эпоха древних восточных славян не оставила достаточных письменных или иных источников, из которых можно было бы сделать детальные выводы об однополых страстях среди наших далёких предков. Но то, что страсти эти кипели и бурлили, очевидно . Исследователи сообщают, что однополые сношения не только были распространённой формой сексуального поведения, в принципе не запрещённой языческой религией и тогдашней моралью, но также играли важную роль, скажем, в процессе социализации мальчика – так, процедура инициации молодого мужчины сопровождалась многочисленными гомосексуальными контактами.
Как мы знаем, официальная история государства Российского началась в 862 году, и едва ли не сразу она была связана с христианской культурой – около 950 года новую веру принимает княгиня Ольга, в 988-991 проводится общегосударственное крещение под руководством Владимира Красного Солнышка (кстати, очень распущенного в сексуальном плане человека – хотя речь шла только о гетеросексуальных связях, а поэтому эту тему мы опустим). И, хотя приход византийского христианства не искоренило многих языческих обычаев и устоев, всё же именно его идеи определяли видение тех или иных проблем государством и обществом.
Вообще, "содомия" была очень широким термином, который обозначал практически все действия, которые так или иначе отклонялись от "общепринятых" правил сексуального поведения без различия пола – будь то сношение с неподобающим партнёром (однополая связь), сношение в неподобающей форме (к примеру, мужчина и женщина в позиции "женщина сверху") и т.д. На фоне других видов полового поведения гомосексуальная связь здесь выглядела как наиболее грубое нарушение сексуальных запретов – неподобающий партнёр усугублялся неподобающей формой сношения (анальный секс). Поэтому Церковь всегда смотрела на такую связь весьма и весьма неодобрительно.
Однако отношение к гомосексуальному сношению по сравнению со многими другими пороками было на удивление лояльным, особенно если принять во внимание жесточайшее преследование геев и лесбиянок на Западе.
Первое: светский закон не шёл в ногу с требованиями Церкви и не только не осуждал однополые отношений, а вообще не упоминал их – буквально начиная с Русской Правды Ярослава Мудрого и заканчивая Соборным уложением Алексея Михайловича. Впервые упоминания однополых сношений можно встретить только в воинских артикулах Петра Великого.
Кстати, срок церковного покаяния за “мужеложество” – от одного года до семи лет – был таким же, что и за гетеросексуальные “прегрешения” (например, блуд).
Такая подробная регламентация церковными нормами вопросов гомосексуальности, несомненно, явно доказывает, насколько она была распространена на Руси.
Естественно, история сохранила и имена некоторых людей, которых можно в полной мере считать гомосексуальными. Причём встретить таких персонажей можно не где-нибудь, а в житийной литературе. Так, например, в "Сказании о Борисе и Глебе" рассказывается, что при убийстве князя Бориса пособниками Святополка Окаянного присутствовал его любимый "отрок, родом угрин" (венгр) по имени Георгий. Как говорится в сказании, в своё время Борис “возложил” на Георгия сделанное для него золотое ожерелье, потому что любил его “паче меры”. Когда убийцы пронзили Бориса мечами, Георгий “повергся” на его тело, восклицая: “Да не остану тебя, господин мой драгый! Да идеже красота тела твоего увядаетъ, ту и азъ съподобленъ буду животъ свой съконьчати”. Само собой разумеется, Георгий за такие слова тоже был убит и выброшениз шатра. Кстати, Сказание упоминает, что убийцы потом не смогли справиться с застежкой ожерелья, подаренного Борисом Георгию, и, чтобы им завладеть, отрубили голову Георгия и забросили ее так далеко, что невозможно было воссоединить ее с телом для христианского погребения. Этот и другие отрывки из Сказания многими воспринимаются как указания на “нетрадиционную” сексуальную ориентацию Георгия Угрина.
Единственным человеком из свиты князя Бориса, который выжил, был брат Георгия – Моисей Угрин. О его жизни рассказывается в Киевском Патерике, в Житии преподобного Моисея Угрина. Там сообщается такой любопытный эпизод.
Моисей в своё время был захвачен в плен приспешниками Святополка Окаянного и продан им в рабство знатной польке, которая влюбилась в него, едва уидев его богатырское тело. Два года она упрашивала его выйти за неё замуж, но Моисей был непреклонен и оставался холоден к ней, отвечая порой насмешками на её просьбы и предпочитая компанию русских пленных воинов. Наконец чаша терпения женщины переполнилась и она приказала наказать его ста ударами плетью и отсечением половых органов, "чтобы не достался больше никому". Да, кстати, в том же Житии говорится, что Моисей Угрин впоследствии добрался до Киево-Печёрской Лавры, где принял монашество и прожил более 10 лет, предостерегая молодых людей от женских соблазнов. Православная церковь причислила его к лику святых как высокий образец стойкости и целомудрия. Хотя есть современные исследователи считают, что по сути здесь рассказана классическая история гомосексуального мужчины того времени, который поплатился за нежелание вступить в гетеросексуальный союз.
Ещё один очень яркий пример – сын князя Андрея Боголюбского, Георгий Андреевич (в некоторых источниках – Юрий Андреевич), известный своей женитьбой на знаменитой грузинской царице Тамаре. Несмотря на прославленную красоту темпераментной южной правительницы, князь был безразличен к ней, постоянно изменяя супруге с мужчинами из своей и даже из её свиты. Тамара некоторое время терпела такое поведение мужа, а затем просто расторгла брак (говоря современным языком) и отослала его обратно в Россию.
Но наиболее ярко стала проявляться гомосексуальность в более поздние века, в особенности после объединения Российского государства вокруг Москвы и усиления патриархальных ценностей, когда на фоне сегрегации женщин открытые мужские однополые связи стали ещё более заметны среди представителей всех сословий и начали буквально приводить в ужас западных путешественников.
Источник:
http://equal-gay.com/