По утверждению искусствоведов, такого понятия как "лесбийское искусство" или "лесбийская художница" не существовало до 70-х годов двадцатого века. Несмотря на это, лесбийские художницы несомненно были и работали до этого времени. Их достижения в сфере искусства считаются еще более выдающимися из-за того, что они столкнулись с препятствиями и как женщины, и как лесбиянки.
[425x328]
картина не известного автора, наши дни
Причина их относительной неизвестности находится в том, что серьезные художницы любых направлений были вообще аномалией, а сексизм и гомофобия в искусстве отражали то же отношение в культуре. Для того, чтобы сделать и продвинуть карьеру в искусстве, многие женщины прибегали к таким простым уловкам как подпись своих работ инициалами, а не полным именем, дабы избежать явной идентификации пола, так же как многие писательницы придумывали себе мужские псевдонимы, чтобы опубликовать свои литературные творения.
Лесбиянки, которые хотят заниматься искусством, сталкиваются с особенным набором проблем. До недавнего времени, мир европейского высокого искусства принадлежал исключительно мужчинам, они фигурировали в нем как творцы и как потребители. То есть, все, что создавалось в нем, было сделано мужчинами для мужчин, а женщине, тем более лесбиянке, в этом мире не было места. Исключение женщин-творцов и недостаток покровительниц искусства продолжают формировать мир изящных искусств до сих пор. Столетия полового неравенства в материальном плане, социальном статусе и сексуальной автономии означают, что в то время как мужчины свободны смотреть, оценивать и выбирать сексуальных партнеров, женская сексуальность ограничена до нарцисстичной самооценки для того, чтобы привлекать мужчин.
[300x202]
иллюстрация не известного автора, наши дни
Мужская доминантность в художественных ВУЗах не означала, что на свете есть меньше одаренных женщин и женщин-лесбиянок, а лишь тот факт, что у них было меньше доступа в такие заведения. Это же может быть одной из причин тому, что многие лесбиянки предпочитали фотографию как форму самовыражения, где несложные технические навыки могут быть освоены без вступления в ВУЗ.
[350x250]
иллюстрация не известного автора, наши дни
До начала прошлого века мало кто из художниц-лесбиянок отваживался открыто рисовать лесбийские образы. Но с появлением творческих салонов Гертруды Стайн и Натали Барней в Париже это начало меняться. Интернациональная группа творческих людей образовалась в литературном салоне Стайн и ее подруги Алис Б. Токлас, которые так же были покровительницами прикладного искусства. Параллельно существовал салон Барней, в котором более открыто покровительствовали гомосексуалам. "Амазонка", так называли Барней в кругу друзей, открывала двери своего салона на протяжении 60 лет.
Одна из фотографов-лесбиянок, которая сформировалась в этом салоне - это
Беренис Эбботт (1898-1981). В Нью-Йорке она познакомилась с писательницей и иллюстратором Джуной Барнс, которая и привела ее в салон Барней. Она окончательно переехала в Париж в 1921 году, где стала ассистенткой фотографа-сюрреалиста, Ман Рея, а позже, освоив фотографию, открыла свою студию. Эбботт специализировалась на портретах своих подруг и знакомых.
[260x240]
Беренис Эббот
Ее любовницами были скульптор Тельма Эллен Вуд, поэтесса Эдна Сент-Винсент Миллей (1892-1950), писательница Брайхер (Энни Уинифред Эллерман), романистка Джуна Барнс.
[341x450]
Беренис Эббот. Ginger New York, 1932
Самые длительные отношения у нее были с эссеисткой и открытой лесбиянкой Элизабет Маккосланд (1899-1965), с которой Эббот жила в Нью-Йорке с 1935 до 1965. Позднее Эббот отзывалась о ней как о самой лучшей подруге.
Альбомы
«Гринвич-Виллидж сегодня и вчера» (Greenwich Village: Today and Yesterday) — 1949;
«Мир Атже» (The World of Atget) — 1964, 1979.
«Фотографии» (Photographs) — 1970;
«Меняющийся Нью-Йорк» (Changing New York) — 1939, в 1973 переиздан под названием «Нью-Йорк тридцатых годов» (New York in the 30's);
[356x480]
Джуна Барнс 1921
Джуна Барнс — американская писательница-модернистка, художница, одна из ключевых фигур космополитического Парижа 1920—1930-х годов. Её бабушка по материнской линии была писательницей, журналисткой, активисткой движения за права женщин, отец — неудачливым композитором и живописцем. Выросла в многодетной семье, постоянно ухаживала за младшими братьями и сестрами, получила домашнее образование. В 16 лет была изнасилована, что нашло выражение в её позднейшей прозе.
В 1912 вместе с матерью переехала в Нью-Йорк. Работала журналисткой в модных журналах (Vanity Fair, The New Yorker). Среди её друзей были Пегги Гуггенхайм, Джеймс Джойс, Эзра Паунд, Натали Барни, Гертруда Стайн, Беренис Эббот, Сильвия Бич, Э. Э. Каммингс, Э.Монтале. В 1927—1931 была в любовной связи со скульптором Тельмой Вуд. Предисловие к её лесбийскому роману Ночной лес (1936) написал Т. С. Элиот, который его и редактировал. После долгого перерыва, вызванного безысходной депрессией, опубликовала пронизанную автобиографическими мотивами драму в стихах Антифон (1958).
Джуна Барнс, Этюд женщины в шляпе, 30 сентября 1917 года.
[300x300]