Сапфо(Сафо)
Сапфо́ (аттич. др.-греч. Σαπφώ; эолийск. др.-греч. Ψαπφώ; 630/612 — 572/570 до н. э.) — знаменитая древнегреческая поэтесса, представительница мелической (музыкально-песенной) лирики. В русской литературе встречается другой вариант имени — Са́фо (и Сафо́ — на французский манер).
Сапфо обучала девушек музыке, танцам, стихосложению. Подруги и ученицы Сапфо обменивались стихотворениями, которые в первую очередь были связаны с древними культами женственности и т. п.; на почве лесбосской свободы чувства и действия эта «женская» поэзия (предназначенная, тем более, для «своего слушателя») естественным образом приобретала откровенное содержание.
[468x503]
Herkulaneischer Meister. Сапфо, фреска в Помпеях
[238x360]
Платон. К Сапфо.
"Девять лишь муз называя, мы Сапфо наносим обиду.
Разве мы в ней не должны музу десятую чтить?"
[330x312]
"Сапфо фиалкокудрая, сладкоулыбающаяся, чистая...", — писал о ней её друг поэт Алкей.
[500x358]
Хотя большинство произведений Сапфо дошло до римской эпохи, из-за изменившихся интересов, вкусов и стилей её произведения переписывали всё реже и реже, особенно после того, как академии исключили их из своей учебной программы. Одной из причин тому было преобладающее изучение аттического и гомеровского диалекта греческого языка. Эолийский диалект, на котором писала Сапфо, был сложен и ко времени существования Римской империи стал древним и малопонятным, создавая значительные трудности для сохранения её популярности. Тем не менее, величайшие поэты и мыслители Древнего Рима продолжали сравнивать с ней других авторов или подражать ей, и только благодаря этим сравнениям и описаниям мы сейчас знаем многие стихи Сапфо.
[338x500]
Сафо возглавила школу риторики в Митиленах, хотя некоторые писатели утверждают, что она сама основала ее, назвав Домом муз, куда стремились попасть не только лесбиянки, но и чужеземки.
[282x500]
Сафо. Картина Дж.Говарда.1910
[500x327]
Лесбиянки, кроме любовников, имели любовниц, возле которых возлежали на пирах, засыпали ночью в их объятиях и окружали их нежнейшими заботами. Лукиан писал в "Диалогах": "Женщины Лесбоса действительно были подвержены этой страсти, но Сафо нашла ее уже в обычаях и нравах своей страны, а вовсе не изобрела сама". Трудно отрицать существование "лесбийской любви", когда "царица поэтов" является прямой ее выразительницей. Сафо должна была любить, обожать, поклоняться всему, что истинно прекрасно. А что прекраснее женщины?
[600x398]
Страсть к подругам возбуждала в Сафо необыкновенный экстаз. "Любовь разрушает мою душу, как вихрь, опрокидывающий нагорные дубы, - говорила поэтесса. - Что касается меня, я буду отдаваться сладострастью, пока смогу видеть блеск лучезарного светила и восторгаться всем, что красиво!"
[575x700]
Wien Grillparzerdenkmal Relief Sappho
[436x700]
1877 Charles Mengin - Sappho.
[509x700]
[488x599]
Рафаэль. Сапфо. 1510—1511. Ватикан.
[700x549]
Джон Уильям Годвард, «Во времена Сапфо», 1904
[700x419]
Сапфо и Алкей (Лоуренс Альма-Тадема, 1881)
[700x490]
строки Катулла: "...Лишь тебя завижу, /Лесбия, владеть я бессилен сердцем, / Рта не раскрою. / Бедный нем язык. А по жилам - пламень / Тонкою струею скользит. Звенящий / Гул гудит в ушах. Покрывает очи / Черная полночь..." Катулл не сочинил этого сам: он переводил Сапфо, а сапфическое описание остается по сей день лучшим физиологическим описанием любви в европейской медицине.