• Авторизация


Генерал стола - самовар. Выпей чайку – забудешь тоску! 13-06-2012 20:46 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Donnarossa Оригинальное сообщение

Генерал стола - самовар. Выпей чайку – забудешь тоску!

[показать]   

[показать] 

Поговорим о самоварах. Некоторые ещё помнят их у бабушек и дедушек, такие старые, медные, пыльные. Я вот, к сожалению, застала лишь электрические, да и тот, который остался с советских времён, отдала, а с гравировкой, доставшийся от свекрови, подаренный ей на юбилей, свезла на дачу, так он там и стоит. И вот, пока делала этот пост, затосковала по нему и решила в первую же поездку вернуть его с дачи домой. Чтобы сидеть и пить чаёк по-семейному, как в былые времена... (вот только верится в это с трудом, потому как отказаться от удобства пользоваться электрочайником вряд ли получится. Ведь с ним раз - и готово!)

[195x259]      

 Что такое самовар?  - Самовар является одним из символов России. В толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля (СПб-М.,1912г., т.4) сказано: "Самовар - водогрейный для чаю сосуд, б.ч. медный с трубою и жаровнею внутри".

[284x59] 

Глухая тоска без причины
И дум неотвязный угар.
Давай-ка наколем лучины –
Раздуем себе самовар!
За верность старинному чину,
За то, чтобы жить не спеша!
Авось, и распарит кручину
Хлебнувшая чаю душа
...
Александр Блок  

В чём заключается притягательная сила самовара, можно понять, только поняв особенности русской традиции - чаепития. Общеизвестно, что чай пришёл в Россию в середине 17 века с Востока и вначале употреблялся как лекарство. ОТ ЧАЯ ПЬЯН НЕ БУДЕШЬ.  Это не означает, что до этого Россия пила только водку. Крепкие напитки были в России в почёте, её жители варили брагу, сбитень. Но и чай также был свой: из листьев, плодов, кореньев трав, в огромном ассортименте собираемых, высушиваемых и заготавливаемых для различного назначения - лечебных и тонизирующих. Например, в качестве заварки использовались соцветия иван-чая, листья вишни, мяты, смородины и т.д. Но, самое главное, новое, что пришло с Востока вместе с чаем как заваркой - это особое ритуальное действие, своего рода праздник. Причина популярности чая была в самой церемонии, правда, адаптированной к психологии русского человека.

В 1638 году русский посол Стариков привёз от монгольского хана в подарок государю Московскому Михаилу Федоровичу четыре пуда чая. Поначалу терпкий и горький напиток не понравился царю и боярам. Однако было замечено, что он «отвращает от сна» во время долгих церковных служб и утомительного сидения в Думе боярской. Когда весь запас дареного чая был выпит и вкус его уже стали забывать при московском дворе, вновь свою роль сыграли дипломаты: посол наш — грек Сапфарий — привёз чай из Китая. Теперь уже чай встретили в Москве, как старого знакомого, и в 1679 году был заключён с Китаем договор о поставках в Россию сушёной китайской травы. Потянулись по Кяхтинскому тракту караваны с чаем от Великой Китайской стены к стенам Московского Кремля.

[314x161]  

Мы за чаем – не скучаем

      [показать]   

    Смеркалось. На столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая,
Под ним клубился лёгкий пар…
Разлитый Ольгиной рукою,
По чашкам тёмною струею
Уже душистый чай бежал,
И сливки мальчик подавал…
А. Пушкин 

Но в России чай не сразу стал популярным. Одной из причин медленного внедрения чайного напитка в Европе было неумение на первых порах обращаться с ним. Это неумение доходило порой до курьёзов. Недаром почти в каждой стране существуют разнообразные анекдоты о приготовлении чая. Хорошо, например, известен анекдот об английском моряке, приславшем своей матери в подарок фунт чаю. Мать, желая угостить соседей изысканным заморским блюдом, сварила в кастрюльке весь фунт чаю одновременно и, слив горькую и, по её мнению, ненужную коричневую воду, разложила по тарелкам вываренные листья чая, приправив их сметаной. Аналогичные курьёзы происходили и в других странах, в том числе и в России, но у нас они имели свой национальный колорит, что отразилось в фольклоре и литературе. В одной русской народной песне середины XIX века устами дворового крестьянина рассказана следующая история:
Раз прислал мне барин чаю
И велел его сварить,
А я отроду не знаю,
Как проклятый чай варить,
Взял тогда налил водички,
Всыпал чай я весь в горшок
И приправил перцу, луку
Да петрушки корешок.
Далее песня в тех же юмористических тонах сообщала о трагической развязке, последовавшей после того, как барину подали такой «чай». Но крестьянин так и не понял, в чём суть:
Долго думал, удивлялся,
Чем же мог не угодить,
А потом-то догадался,
Что забыл чай посолить.
Крестьянское население России вплоть до самой революции мало потребляло чай, считая его недоступным предметом роскоши, прихотью, требующей и свободного времени, и немалых затрат на покупку самовара, чайной посуды, сахара. Вот почему большинство крестьянского населения России, особенно в европейской части, не умело ни приготовить, ни правильно пить его, «балуясь чайком» только по праздникам, при посещении городов, в трактирах.
Из книги Похлебкина "Чай" (отсюда).
 
Б. Кустодиев. Московскийтрактир, 1916.

Самовар кипит – уходить не велит

История самоваров начинается в 18 веке. Приглашение на чай, посидеть за самоваром почиталось знаком самого дружеского расположения. В домах кипели самовары. Но чай пили не только дома, так как далеко не каждая семья могла позволить купить себе достаточно дорогие по тем временам самовар и чай. Многие пользовались самоваром в общественных местах – трактирах и чайных, это было значительно дешевле. Чайные и трактиры были полны, и жизнь на время замирала.

   [показать] 

Чай пили утром, в полдень и обязательно в четыре часа. Утренний самовар, безусловно, выполнял солярные функции. С одной стороны он банально, но удивительно мягко и приятно отражал солнечные лучи, наполняя стол вокруг себя сиянием. С другой стороны именно за самоварным чайным столом и неторопливой утренней беседой все окончательно просыпались, и утро плавно превращалось в день.

  [550x669] 
Б. Кустодиев. Трактирщик

Дневной самовар, который обычно сопровождает обед, является символом несуетливости, расслабленности и отдыха – этакой русской сиесты. Если даже сам обед происходил в помещении – то выходить пить чай нужно непременно на свежий воздух.

  [показать]

Пили его вечером; пили, когда взгрустнётся; пили от нечего делать, и «просто так». Пили его с молоком,  с лимоном, с вареньем, а главное с удовольствием, причём любили чай крепкий, настоистый, горячий, чтоб губы жёг. Если человек, выпив десяток стаканов, оставлял стакан в сторону, это не значило ещё, что он напился: так он делал передышку. А вот когда он, опрокинув стакан вверх дном, клал на него остаток сахару и благодарил, это значит с чаепитием покончено, и никакие уговоры тут не помогут.

Б. Кустодиев. Чаепитие.

Во время чаепития каждый внимательно следил, как ему наливали чай. Если стакан наливали не доверху, гость тут же просил доливать его, чтоб жизнь была полнее. Если самовар потрескивал углями, «пел песни» суеверный человек радовался: это к добру. Если при прогоревших углях самовар вдруг ни с того ни с сего начинал свистеть, гость испуганно хватал крышку, прикрывал ею самовар и начинал трясти. Заглушив, таким образом, свист, человек долго потом находился в тревоге и ожидании всяких неприятностей. Самой плохой приметой считалось, если самовар распаяется. В этом случае жди беды.

В гостеприимном доме, когда бы кто приходил в гости, если даже хозяева недавно пили чай, для гостя нагревают самовар и сами пьют с ним. В середине XIX века в Москве именно самовары часто становились центрами народных гуляний.

Б. Кустодиев. Чай во дворе
 
Чай пить – не дрова рубить
 
Самовар был обязательным предметом и в путешествии. Люди, отправляясь в дальний путь, брали собой дорожный самовар и погребец с чайницей, заварным чайником, коробкой для сахара и бутербродов, с ложками, чашками, блюдцами.
  
Дорожный самовар, конец 18 века. Мастерская Назара Лисицина.
 
История самовара

Приборы такого типа давно были известны в Китае, но они не служили для приготовления чая. Так, китайские и японские сосуды для кипячения воды («хо-го», «цибати») имели основные конструктивные признаки самовара: объединённые в одной конструкции сосуд для воды, жаровню для углей и трубу, проходящую через сосуд. Издавна они известны в Иране. Остатки медного самовара были найдены в развалинах поволжского средневекового города, ныне называемого Дубовка. По всей видимости, он был булгарского (домонгольского) производства.

[290x437] 

Китайский самовар ( хого) 火锅 

У китайцев самовар переняли монголы – путешествуя в степи, варили на нём пищу и питьё, топили кизяком. А уже от монголов на Русь пришёл самовар, теперь его многие считают русским. 

[показать] 

Ранний русский самовар 1740-х ещё значительно отличался от привычных нам форм и конструкции. Он был разборным, состоял из шарообразного съёмного тулова с конусовидной трубой-жаровней и стационарной подставкой – поддоном. Внешне он был отчасти сходен с английскими «чайными урнами» (бульотками с внутренней глухой трубой-жаровней). Шарообразное тулово, а также форма, повторяющая традиционную русскую посуду – братину, чашу, стали самыми ранними, определявшими внешний облик самовара. 

До сих пор можно встретить повторение старой легенды, согласно которой самовар в Россию из Голландии завёз Пётр I, но в действительности самовары появились через полвека после смерти царя Петра. О появлении первых документально зафиксированных самоваров в России (в Туле) известно следующее.
В 1778 году на улице Штыковой, что в Заречье, братьями Иваном и Назаром Лисицыными изготовлен самовар в небольшом поначалу, первом в городе самоварном заведении. Основателем этого заведения был их отец, оружейник Федор Лисицын, который в свободное от работы на оружейном заводе время построил собственную мастерскую и упражнялся в ней всякого рода работами по меди. В 1803 на них работали 26 человек. Это уже фабрика, и капитал её составлял 3000 рублей, доход — до 1500 рублей. Немалые деньги. Фабрика в 1823 переходит к сыну Назара Никите Лисицыну. Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками.
 

Самоварное производство оказалось весьма прибыльным. Кустари быстро превращались в фабрикантов, мастерские — в фабрики.


В 1785 открывается самоварное заведение А. М. Морозова, в 1787 — Ф. М. Попова, в 1796-м — Михаила Медведева. В 1808 в Туле работало восемь самоварных фабрик. В 1812 открывается фабрика Василия Ломова, в 1813 — Андрея Курашева, в 1815 — Егора Черникова, в 1820 — Степана Киселёва.

Василий Ломов вместе со своим братом Иваном выпускали самовары высокого качества, по 1000—1200 штук в год, и получили высокую известность. Самовары тогда продавались на вес и стоили: из латуни — 64 рубля за пуд, из красной меди — 90 рублей за пуд.

В 1826 фабрика купцов Ломовых выпускала за год 2372 самовара, Никиты Лисицына — 320 штук, братьев Черниковых — 600 штук, Курашева — 200 штук, мещанина Маликова — 105 штук, оружейников Минаева — 128 штук и Чигинского — 318 штук.

В 1850 в одной только Туле было 28 самоварных фабрик, которые выпускали около 120 тысяч штук самоваров в год и множество других медных изделий. Так, фабрика Я. В. Лялина вырабатывала в год более 10 тысяч штук самоваров, фабрики И. В. Ломова, Рудакова, братьев Баташевых — по семи тысяч штук каждая.

Самовар Баташева, настоящая ст-ть 170 000 руб.

 
В конце 18 в. в архитектуре и связанном с нею интерьере господствовал стиль «классицизм». Тулово самовара в этот период принимает форму вазы или античной урны, яйцевидной формы с углубленным широким поясом в средней части тулова и ложчатым низом. Стенка тулова расчеканивалась ложчатым или рокайльным орнаментом, украшалось изображениями цветочных гирлянд, накладками из листьев, поясками растительного или геометрического орнамента. 
 
Самовар «Петух». 1870-е. Латунь, выколотка, литьё, чеканка, гравирование, кость
 
 
Самовар «Дулей гравированный». Паровая самоварная фабрика наследников П.Н. Фомина в Туле (1898—1919)
 
Фабрика Капырзина
Тульский купец второй гильдии Иван Федорович Капырзин свою самоварную фабрику открыл в 1885, на углу улиц Протопоповской и Логачевской (ныне Плеханова и Степанова).

Фабрика Капырзина была небольшой, в 1890 работали около 20 человек и выпускали около ста видов са­моваров. Среди них — разнообразные вазы «рококо», «ренес­санс», самовары варительные, разборные (дорожные), ма­газинные и других типов. Выпускали рукомойники, кофейники, резервуары для воды. Делали водогреи из лис­товой латуни, меди, томпака, белого металла, мельхиора, серебра, иногда золотили. Ручки и самоварные шишки (хватки) на простых самоварах изготовляли из орехового или яблоневого дерева, на парадных, подарочных изделиях для знати, царских особ — из слоновой кости.

В начале 20 века из-за волнения рабочих в 1903/spanfont-size: 10pxstrong src=divВ начале 20 века из-за волнения рабочих в 1903—1905 годах фабрика понесла большие убытки, но в 1907 самоварному ко­ролю Капырзину уда­лось поднять оборот фабрики до 60 тысяч рублей в год. Верши­ной карьеры Капырзина стало избрание его в 1909 году чле­ном Городской думы. К 1912 году фабрика представляла со­бой хорошо оснащенное производство. На ней работало 98 человек и выпускалось 60 тысяч самоваров в год. После революции и национализации фабрика была переименована в «Первую самоварную фабрику имени В. Ленина».


Самовары во второй половине19 и начала 20 века имели различные обиходные названия, указывающие на форму изделия: «банка», «рюмка», «ваза», «яйцо», «желудь», «дуля» (в форме груши), «репка», «пасхальное яйцо», «пламя» и др. Частым спутником самовара становится бульотка (от французского слова «кипеть»). Это не большой сосуд на подставке со спиртовкой. Она ставилась на стол уже наполненная горячей водой и при помощи спиртовки в ней вода поддерживалась в состоянии кипения. И предназначалась она для того, чтоб пить чай и подождать, когда закипит заново залитый холодной водой самовар. 

  [322x450] 
Бульотка. tula-samovar.com 

Император белых чашек,
Чайников архимандрит,
Твой глубокий ропот тяжек
Тем, кто миру зло дарит.

Н. Заболоцкий

 
Самовар с чашками на подносе, конец 19 века

В конце 19 — начале 20 века появляются новые типы самоваров — керосиновый, самовар «Паричко» и медные самовары фабрики Черниковых с устройством трубы сбоку. В последних подобное устройство усиливало движение воздуха и способствовало быстрейшему закипанию воды.

[показать] 

Самовары керосиновые с резервуаром для топлива выпускала (наряду с жаровыми) основанная в 1870 фабрика русского подданного Рейнгольда Тейле, и делали их только в Туле. Этот самовар нашёл большой спрос там, где был дёшев керосин, особенно на Кавказе. Керосиновые самовары продавались и за границей.

[300x225] 

[показать]20-й век привнёс нечто новое в конструкцию привычного самовара. Стали появляться самовары керосиновые, спиртовые, затем – электрические, но все эти изменения коснулись лишь источника тепла – нагревательного элемента. Место трубы-жаровни заняли либо керосиновая, либо спиртовая горелка, либо электрический нагреватель-тэн. Функциональное назначение самовара осталось прежним – приготовление кипятка к чаю.

Исключением стал только тульский изобретатель и одновременно владелец небольшой самоварной фабрики Василий Полосатов. Он предложил ещё один вариант использования керосинового самовара – как керосиновую лампу. В этом случае корпус самовара меняли на стеклянный колпак, а основание – керосиновая горелка - оставалась прежней. К сожалению, советская власть не дала Полосатову возможность развернуться как следует. Замученный налогами, под угрозой ареста, в конце 1920-х он сбежал из России в Персию (Иран), где открыл небольшую скобяную мастерскую. Потомки его теперь живут в Европе 

В 1908 паровая фабрика братьев Шахдат и К° выпустила самовар со съёмным кувшином — самовар «Паричко». Его изобрёл инженер А. Ю. Паричко, который продал свой патент Шахдату и К°. Эти самовары были безопасны в пожарном отношении, не могли распаяться или испортиться, как обычные самовары, если при топке в них не оказывалось воды. Благодаря устройству верхнего поддувала и возможности регулировать тягу вода в них долго оставалась горячей. И чистить их было удобно. Работали они на угле, спирте и другом топливе.

Вторая половина XIX в. Ф-ка А. П. Захранина, г. Владимир. Латунь, выколотка, чеканка.
Революция 1917 внесла свои коррективы. В этот период самоварная промышленность почти прекратила своё существование. В 1918 происходит национализация самоварных предприятий. В 1919 в Туле образуется государственное объединение самоварных фабрик. В 1922 производство самоваров организуется на Первом государственном меднообрабатывающим заводе в г. Кольчугино. В 1950 Тульский патронный завод был переименован в «Штамп». После войны это был единственный завод в Туле, который выпускал самовары. С 1956 завод «Штамп» начал выпускать электрические самовары, пришедшие на смену угольным.
 
В 1990 в Туле на улице Менделеевская у стен Кремля был открыт музей «Тульские самовары». В парк-отеле «Грумант» Щёкинского района Тульской области экспонируется частная коллекция самоваров (различных эпох, фабрик и географии) Михаила Борщева. В коллекции свыше 400 экспонатов.

Устройство самовара
 
 
Несмотря на разнообразие форм, устроены самовары одинаково. Каждый самовар состоит из нижеперечисленных частей:
 
- Стенка (основная часть самовара, куда наливается вода для кипячения)
- Кувшин (внутренняя труба в самоваре, куда кладётся топливо: сосновые шишки, ветки, щепки, угли)
- Круг (литое кольцо, которое находится на верхней части стенки)
- Шейка (низ самовара)
- Поддон (основание самовара)
- Ручки
- Репеёк (фигурная пластина, прикрепляемая к стенке самовара, в которую врезается кран)
- Ветка (ручка крана, которая может быть самых разнообразных форм и декоративных украшений)
 
- Конусный кран
- Донышко
- Душничок (отверстие на крышке самовара для выпускания пара при кипячении воды)
- Подшишки (гвозди для прикрепления деревянных шишек)
- Конфорка (приспособление для установки заварочного чайника и для осуществления тока воздуха, если конфорка закрыта крышкой)
- Заглушка (колпачок, чтобы закрывать кувшин).

Итак, самовар — это цельный тонкостенный сосуд, который вертикально пронизывает труба, от топки до конфорки. Через трубу закладывается топливо. Внизу труба расширяется. Топка прикрепляется к нижней части самовара на некотором расстоянии от поверхности стола. Это обеспечивает устойчивость и пожарную безопасность. Через решётку в трубу проходит воздух и естественным образом поднимается вверх, создавая тягу в топке. На небольшом расстоянии от дна расположен кран. В деревенских избах труба самовара соединялась с помощью г-образной трубы с дымоходом, которая обеспечивала тягу. В случае, когда топливо или погода были сырыми, самовар нужно было раздувать. Это можно сделать через отверстия в стенках топки, или с помощью сапога, так называемым «крестьянским способом», который одевался на трубу самовара. Когда вода начинает закипать, на конфорку устанавливается заварочный чайник. Тяга замедляется. Вода медленно доходит до кипения, заваривая при этом чай.


Самовар "Ваза гранёная". Клеймо «Наследники Василия Степановича Баташева». С медалями.
Старинный угольный самовар редкой формы «Ваза».
 
Тульские самовары начала 20 века
Самовар советского производства
 
Серебряный самовар 20 века, подаренный Никсону Брежневым 
 
Золочёный самовар из серебра с эмалевыми украшениями, конец 19 века 
Самовар "Походник Баташев"

  [332x500] 

[294x443] 

Персидский самовар, произведённый иранской самоварной компанией "Akbar Baradan". Эта компания имеет историю своего создания с 1925. 

[показать] 

Самовар и поднос. Около 1900. Мастер Орест Курлюков, Москва.
Серебро. Sotheby’s. 12.04.2011.  Эстимейт: $ 80–120 тыс
 
Самовар «Паровоз». Конец 19 в. Латунь, выколотка, чеканка, серебрение.
 
Декоративный персидский самовар
 
Золотые иранские самовары. Украшенные золотом самовары в районе Эсфахан в Иране (Esfahan Square in Iran)
 
Самый дорогой в мире самовар. Куплен на аукционе «Сотбис» в 2004 за 274 400 фунтов стерлингов. Москва. К.Фаберже. 1899-1908. Серебро, позолота, выколотка, литье, чеканка, просечка. 

[295x495] 

Самовар с подносом. 1840
 
Самовар. Флорентийская ваза. Медь. Вторая половина 19 века   

[показать]

Самовар-кухня 
 
Самовар-кухня представлял из себя привычную глубокую чашу на ножках с трубой в центре, а «кухня» состояла из перегородок внутри чаши, которые, кроме обычного кипячения воды, позволяли еще и готовить различную пищу. Сваренные кушанья доставали из «кухни» особыми черпачками-половниками. Сверху самовар-кухня закрывлсяь общей крышкой, но бывали модели, в которых каждое отделение имело отдельную крышку. Использовались не только дома – их брали в дорогу, на пикники за город. И в лесу, и в поле в них удобно было варить обед и кипятить воду для чаепития.
Этот самовар чуть больше напёрстка, но он не самый маленький. Самый маленький самовар в мире был сделан слесарем Института радиотехники и электроники АН СССР Василием Васюренко. В действующем самоварчике высотой 3,5 мм можно вскипятить... одну каплю воды. 

[415x437] 

[337x437]  

Самовар-Тула-Город Герой. Латунь никелированная. 1978 
 
Самовар вазой. Русское поле. Латунь никелированная, сталь. 1986 
 
Самовар работы Фаберже, изготовленный в самобытном русском сказочном стиле и в единственном экземпляре, продан на "Сотбис" за $ 500000.
 
Современные электрические самовары

  [показать]     [272x437]

[показать] 

Лучше всего чай из самовара пить на свежем воздухе – в беседке, на веранде:

Вячеслав Россохин "Посиделки" 
 
 
 
Кирилл Аланнэ. Северный натюрморт 
 
 
 
 
Н.П. Богданов-Бельский. Новые хозяева, 1913.
 
В.Ф. Стожаров
 
Худ. Тур Н. Г. 
 
 
 
 
 
 
span style=text-align: centertext-align: center304/aspan span style=font-size: 10px/span /http://i14.photobucket.com/albums/a340/Olgusha/Tea%20_%20Vorona/16_02.jpgКирилл
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Генерал стола - самовар. Выпей чайку – забудешь тоску! | helinka - Дневник helinka | Лента друзей helinka / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»