Поговорим о самоварах. Некоторые ещё помнят их у бабушек и дедушек, такие старые, медные, пыльные. Я вот, к сожалению, застала лишь электрические, да и тот, который остался с советских времён, отдала, а с гравировкой, доставшийся от свекрови, подаренный ей на юбилей, свезла на дачу, так он там и стоит. И вот, пока делала этот пост, затосковала по нему и решила в первую же поездку вернуть его с дачи домой. Чтобы сидеть и пить чаёк по-семейному, как в былые времена... (вот только верится в это с трудом, потому как отказаться от удобства пользоваться электрочайником вряд ли получится. Ведь с ним раз - и готово!)
Что такое самовар? - Самовар является одним из символов России. В толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля (СПб-М.,1912г., т.4) сказано: "Самовар - водогрейный для чаю сосуд, б.ч. медный с трубою и жаровнею внутри".
В чём заключается притягательная сила самовара, можно понять, только поняв особенности русской традиции - чаепития. Общеизвестно, что чай пришёл в Россию в середине 17 века с Востока и вначале употреблялся как лекарство. ОТ ЧАЯ ПЬЯН НЕ БУДЕШЬ. Это не означает, что до этого Россия пила только водку. Крепкие напитки были в России в почёте, её жители варили брагу, сбитень. Но и чай также был свой: из листьев, плодов, кореньев трав, в огромном ассортименте собираемых, высушиваемых и заготавливаемых для различного назначения - лечебных и тонизирующих. Например, в качестве заварки использовались соцветия иван-чая, листья вишни, мяты, смородины и т.д. Но, самое главное, новое, что пришло с Востока вместе с чаем как заваркой - это особое ритуальное действие, своего рода праздник. Причина популярности чая была в самой церемонии, правда, адаптированной к психологии русского человека.
В 1638 году русский посол Стариков привёз от монгольского хана в подарок государю Московскому Михаилу Федоровичу четыре пуда чая. Поначалу терпкий и горький напиток не понравился царю и боярам. Однако было замечено, что он «отвращает от сна» во время долгих церковных служб и утомительного сидения в Думе боярской. Когда весь запас дареного чая был выпит и вкус его уже стали забывать при московском дворе, вновь свою роль сыграли дипломаты: посол наш — грек Сапфарий — привёз чай из Китая. Теперь уже чай встретили в Москве, как старого знакомого, и в 1679 году был заключён с Китаем договор о поставках в Россию сушёной китайской травы. Потянулись по Кяхтинскому тракту караваны с чаем от Великой Китайской стены к стенам Московского Кремля.
Мы за чаем – не скучаем
Самовар кипит – уходить не велит
История самоваров начинается в 18 веке. Приглашение на чай, посидеть за самоваром почиталось знаком самого дружеского расположения. В домах кипели самовары. Но чай пили не только дома, так как далеко не каждая семья могла позволить купить себе достаточно дорогие по тем временам самовар и чай. Многие пользовались самоваром в общественных местах – трактирах и чайных, это было значительно дешевле. Чайные и трактиры были полны, и жизнь на время замирала.
Чай пили утром, в полдень и обязательно в четыре часа. Утренний самовар, безусловно, выполнял солярные функции. С одной стороны он банально, но удивительно мягко и приятно отражал солнечные лучи, наполняя стол вокруг себя сиянием. С другой стороны именно за самоварным чайным столом и неторопливой утренней беседой все окончательно просыпались, и утро плавно превращалось в день.
Дневной самовар, который обычно сопровождает обед, является символом несуетливости, расслабленности и отдыха – этакой русской сиесты. Если даже сам обед происходил в помещении – то выходить пить чай нужно непременно на свежий воздух.
Пили его вечером; пили, когда взгрустнётся; пили от нечего делать, и «просто так». Пили его с молоком, с лимоном, с вареньем, а главное с удовольствием, причём любили чай крепкий, настоистый, горячий, чтоб губы жёг. Если человек, выпив десяток стаканов, оставлял стакан в сторону, это не значило ещё, что он напился: так он делал передышку. А вот когда он, опрокинув стакан вверх дном, клал на него остаток сахару и благодарил, это значит с чаепитием покончено, и никакие уговоры тут не помогут.
Во время чаепития каждый внимательно следил, как ему наливали чай. Если стакан наливали не доверху, гость тут же просил доливать его, чтоб жизнь была полнее. Если самовар потрескивал углями, «пел песни» суеверный человек радовался: это к добру. Если при прогоревших углях самовар вдруг ни с того ни с сего начинал свистеть, гость испуганно хватал крышку, прикрывал ею самовар и начинал трясти. Заглушив, таким образом, свист, человек долго потом находился в тревоге и ожидании всяких неприятностей. Самой плохой приметой считалось, если самовар распаяется. В этом случае жди беды.
В гостеприимном доме, когда бы кто приходил в гости, если даже хозяева недавно пили чай, для гостя нагревают самовар и сами пьют с ним. В середине XIX века в Москве именно самовары часто становились центрами народных гуляний.
Приборы такого типа давно были известны в Китае, но они не служили для приготовления чая. Так, китайские и японские сосуды для кипячения воды («хо-го», «цибати») имели основные конструктивные признаки самовара: объединённые в одной конструкции сосуд для воды, жаровню для углей и трубу, проходящую через сосуд. Издавна они известны в Иране. Остатки медного самовара были найдены в развалинах поволжского средневекового города, ныне называемого Дубовка. По всей видимости, он был булгарского (домонгольского) производства.
У китайцев самовар переняли монголы – путешествуя в степи, варили на нём пищу и питьё, топили кизяком. А уже от монголов на Русь пришёл самовар, теперь его многие считают русским.
Ранний русский самовар 1740-х ещё значительно отличался от привычных нам форм и конструкции. Он был разборным, состоял из шарообразного съёмного тулова с конусовидной трубой-жаровней и стационарной подставкой – поддоном. Внешне он был отчасти сходен с английскими «чайными урнами» (бульотками с внутренней глухой трубой-жаровней). Шарообразное тулово, а также форма, повторяющая традиционную русскую посуду – братину, чашу, стали самыми ранними, определявшими внешний облик самовара.
Самоварное производство оказалось весьма прибыльным. Кустари быстро превращались в фабрикантов, мастерские — в фабрики.
В 1785 открывается самоварное заведение А. М. Морозова, в 1787 — Ф. М. Попова, в 1796-м — Михаила Медведева. В 1808 в Туле работало восемь самоварных фабрик. В 1812 открывается фабрика Василия Ломова, в 1813 — Андрея Курашева, в 1815 — Егора Черникова, в 1820 — Степана Киселёва.
Василий Ломов вместе со своим братом Иваном выпускали самовары высокого качества, по 1000—1200 штук в год, и получили высокую известность. Самовары тогда продавались на вес и стоили: из латуни — 64 рубля за пуд, из красной меди — 90 рублей за пуд.
В 1826 фабрика купцов Ломовых выпускала за год 2372 самовара, Никиты Лисицына — 320 штук, братьев Черниковых — 600 штук, Курашева — 200 штук, мещанина Маликова — 105 штук, оружейников Минаева — 128 штук и Чигинского — 318 штук.
В 1850 в одной только Туле было 28 самоварных фабрик, которые выпускали около 120 тысяч штук самоваров в год и множество других медных изделий. Так, фабрика Я. В. Лялина вырабатывала в год более 10 тысяч штук самоваров, фабрики И. В. Ломова, Рудакова, братьев Баташевых — по семи тысяч штук каждая.
В начале 20 века из-за волнения рабочих в 1903/spanfont-size: 10pxstrong src=divВ начале 20 века из-за волнения рабочих в 1903—1905 годах фабрика понесла большие убытки, но в 1907 самоварному королю Капырзину удалось поднять оборот фабрики до 60 тысяч рублей в год. Вершиной карьеры Капырзина стало избрание его в 1909 году членом Городской думы. К 1912 году фабрика представляла собой хорошо оснащенное производство. На ней работало 98 человек и выпускалось 60 тысяч самоваров в год. После революции и национализации фабрика была переименована в «Первую самоварную фабрику имени В. Ленина».
Самовары во второй половине19 и начала 20 века имели различные обиходные названия, указывающие на форму изделия: «банка», «рюмка», «ваза», «яйцо», «желудь», «дуля» (в форме груши), «репка», «пасхальное яйцо», «пламя» и др. Частым спутником самовара становится бульотка (от французского слова «кипеть»). Это не большой сосуд на подставке со спиртовкой. Она ставилась на стол уже наполненная горячей водой и при помощи спиртовки в ней вода поддерживалась в состоянии кипения. И предназначалась она для того, чтоб пить чай и подождать, когда закипит заново залитый холодной водой самовар.
Император белых чашек,
Чайников архимандрит,
Твой глубокий ропот тяжек
Тем, кто миру зло дарит.
Н. Заболоцкий
В конце 19 — начале 20 века появляются новые типы самоваров — керосиновый, самовар «Паричко» и медные самовары фабрики Черниковых с устройством трубы сбоку. В последних подобное устройство усиливало движение воздуха и способствовало быстрейшему закипанию воды.
Самовары керосиновые с резервуаром для топлива выпускала (наряду с жаровыми) основанная в 1870 фабрика русского подданного Рейнгольда Тейле, и делали их только в Туле. Этот самовар нашёл большой спрос там, где был дёшев керосин, особенно на Кавказе. Керосиновые самовары продавались и за границей.
[показать]20-й век привнёс нечто новое в конструкцию привычного самовара. Стали появляться самовары керосиновые, спиртовые, затем – электрические, но все эти изменения коснулись лишь источника тепла – нагревательного элемента. Место трубы-жаровни заняли либо керосиновая, либо спиртовая горелка, либо электрический нагреватель-тэн. Функциональное назначение самовара осталось прежним – приготовление кипятка к чаю.
В 1908 паровая фабрика братьев Шахдат и К° выпустила самовар со съёмным кувшином — самовар «Паричко». Его изобрёл инженер А. Ю. Паричко, который продал свой патент Шахдату и К°. Эти самовары были безопасны в пожарном отношении, не могли распаяться или испортиться, как обычные самовары, если при топке в них не оказывалось воды. Благодаря устройству верхнего поддувала и возможности регулировать тягу вода в них долго оставалась горячей. И чистить их было удобно. Работали они на угле, спирте и другом топливе.
Итак, самовар — это цельный тонкостенный сосуд, который вертикально пронизывает труба, от топки до конфорки. Через трубу закладывается топливо. Внизу труба расширяется. Топка прикрепляется к нижней части самовара на некотором расстоянии от поверхности стола. Это обеспечивает устойчивость и пожарную безопасность. Через решётку в трубу проходит воздух и естественным образом поднимается вверх, создавая тягу в топке. На небольшом расстоянии от дна расположен кран. В деревенских избах труба самовара соединялась с помощью г-образной трубы с дымоходом, которая обеспечивала тягу. В случае, когда топливо или погода были сырыми, самовар нужно было раздувать. Это можно сделать через отверстия в стенках топки, или с помощью сапога, так называемым «крестьянским способом», который одевался на трубу самовара. Когда вода начинает закипать, на конфорку устанавливается заварочный чайник. Тяга замедляется. Вода медленно доходит до кипения, заваривая при этом чай.
Лучше всего чай из самовара пить на свежем воздухе – в беседке, на веранде: