• Авторизация


Художник Валентин Серов 26-01-2015 00:03 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения rinarozen Оригинальное сообщение

Художник Валентин Серов

Валентин  Серов

(7.01.1865 - 22.11.1911)

[335x435] 

Валентин.Серов.Автопортрет

  

 

Валентин Серов - прославленный русский портретист и один из крупнейших мастеров европейской живописи 19 века. Хотя, и кроме портрета, ему, казалось, было подвластно все. Увековечив свое имя как непревзойдённый мастер именно портретной живописи, Серов оставил не менее значимые работы в жанрах русского пейзажа, графики, книжной иллюстрации, исторической и античной живописи.
Тихий и скромный по натуре, Серов обладал непререкаемым авторитетом среди мастеров своего времени. И сложно даже назвать другого художника его эпохи (за исключением, разве, Левитана), чье наследие и творческие достижения имели бы такое большое значение и влияние на все последующее русское искусство.

[700x385]

Апполон и Диана, избивающие детей Ниобеи

 

Отец Серова, Александр Николаевич (внук крещеного еврея, сенатора и естествоиспытателя К.Л. Габлица, 1752–1821) - композитор, художественный критик и теоретик музыки; мать, Валентина Семеновна (1846–1924; дочь крещеных евреев,урожденная Бергман) - пианистка (ее учителем был А. Г. Рубинштейн), композитор, автор оперы «Уриэль Акоста» (1885), написала воспоминания о Серове.

[435x599]

 Дети 

 

Серов был практически принят в семью великого мецената Саввы Мамонтова после смерти своего отца. В Абрамцево - колонии искусства Мамонтова - он встретил ведущих художников того времени, в том числе Репина и Марка Антокольского.

Талант Серова проявился в детстве; в 1874–75 гг. в Мюнхене он начал брать уроки живописи и рисунка, а затем в 1878–80 гг. учился у И. Репина.

[486x600]

Портрет  И. Е. Репина

 

В 1880 г. поступил в Петербургскую академию художеств, где его педагогом стал П. Чистяков, который, по словам самого Серова, был лучшим учителем законов формы. Там он подружился с Михаилом Врубелем, которого представил Мамонтову, и Леоном Бакстом, поощрявшим его интерес к сценографии. В 1885 г. Серов ушел из Академии, считая свое академическое образование завершенным. 

 

 

[691x558]

Заросший пруд

 В ранних полотнах Серова — портретах, пейзажах («Девочка с персиками», 1887, Третьяковская галерея, Москва; «Заросший пруд. Домотканово», 1888, и другие) — художник стремился воплотить «отрадный», положительный идеал; в этих работах проявились черты раннего русского импрессионизма.

[533x600] 

Девочка с персиками. Портрет В.С.Мамонтовой

 

 

После периода в Италии, Серов вернулся в Россию и стал одним из ведущих русских художников. С 1890-х гг. портрет стал одним из основных жанров в творчестве Серова.

[514x700]

Портрет  М. Горького

 

 

 

 

В портретах выдающихся деятелей русской культуры Серов тяготеет к строгости и сдержанности колористического и композиционного решения, утверждает в них значительность внутренне свободной творческой личности (портреты М. Горького, 1904, Музей М. Горького, Москва; М. Ермоловой, 1905; Ф. Шаляпина, 1905, оба — Третьяковская галерея).

[354x700]

Портрет М.Ермоловой

 

 

 

В 1894 г. Серов стал членом Товарищества передвижных выставок и получил широкую известность; в эти годы он много писал парадные портреты, которые отличаются импозантностью, красотой композиции и колорита («Портрет великого князя Павла Александровича», 1897, Третьяковская галерея; «Портрет княгини О. К. Орловой», 1911, Русский музей, Петербург).

[451x700]

Портрет княгини О. К. Орловой

 

 

В 1897 году он был назначен официальным портретистом царя.

[700x562]

Коронация царя Николая II Александровича» (1899)

  Откликом на события 9 января 1905 г., очевидцем которых оказался Серов, был демонстративный выход из Академии художеств и создание сатирических произведений: «После усмирения», «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?» (1905, Русский музей).

[700x459]

 Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?

 

 

 Большое место в позднем творчестве Серова занимала историческая живопись. По мотивам и стремлению передать дух времени, не прибегая к изображению значительных исторических событий, она близка исторической живописи художников "Мира искусства".
"Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту" (1900, Русский музей), "Петр I" ( 1907, Третьяковская галерея)

. [538x600]

Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту


В последние годы жизни Серов создал несколько вариантов картин на сюжеты из античной мифологии. 

[700x488]

Похищение Европы

 

Серов — художник широкого диапазона: он работал в живописи и графике, в разных материалах и технике, обращался к портрету, пейзажу, жанровой композиции, историческим и мифологическим сюжетам, предпринимал опыты в театральной декорации и стенной живописи, книжной иллюстрации и мелкой пластике.

[468x599]

Открытое окно. Сирень

 

 

В более поздних произведениях художественный метод Серова, оставаясь реалистическим, включает черты модерна. С начала 1900-х гг. Серов стал коллегой Дягилева и Александра Бенуа, одним из первых членов движения "Мир искусства", из которого возник русский балет. Его рисунок Павловой был использован в первой афише Русского балета в 1909г.,а  в 1911 году он написал занавес для балета Шахерезада, поставленным его другом Бакстом.

 

 

[500x678]

 

Связь Серова как человека и художника с еврейским народом не была глубокой и крепкой, однако он был непримирим к проявлениям антисемитизма в художественной среде.

Некоторые его работы непосредственно связаны с библейской темой (например, оформление в 1898 г. оперы отца «Юдифь»), представленной Дягилевым в Париже, с костюмами Бакста.

[384x599]

Портрет кузины художника М. Я. Львовой (урожд. Симонович),

матери биолога Андре Львова

(передан в дар парижскому музею Орсэ Андре Львовым)

 

 

Серов был близок к семье своей тети со стороны матери, Аделаиды Симонович (1844–1933), что отразилось в многочисленных портретах ее дочерей: Марии (1864–1955; мать А. М. Львова) — «Девушка, освещенная солнцем», 1888, Третьяковская галерея; «Портрет М. Я. Львовой», 1895, Париж, частное собрание; Надежды (1866–1908) — «Портрет Н. Я. Дервиз с ребенком», 1888–89, Третьяковская галерея.

[435x599]

Девушка, освещённая солнцем

 

 

Серов писал портреты людей искусства, в том числе И. И. Левитана (1893, Третьяковская галерея), Иды Рубинштейн (1910, Русский музей) и других.

[700x676]

Портрет И.И.Левитана

 

 

Дружеские отношения связывали Серова с меценатами — супругами Г.Л. и В.О. Гиршман (портрет В. О. Гиршмана, 1911, портрет Г. Л. Гиршман, 1907, оба — Третьяковская галерея; последняя работа — шедевр русского портретного искусства начала 20 в.)

.  [651x660]

Портрет  Г. Л. Гиршман

 

 

Скончался Серов 22 ноября 1911 в Москве.
Похоронен на Донском кладбище в Москве. Позднее останки перенесены на Новодевичье кладбище.
Двоюродный племянник Валентина Серова — французский микробиолог и лауреат Нобелевской премии Андре Львов.

[450x435] 

Могила Серова Валентина.
Новодевичье кладбище, Москва.  

[380x105]

[показать] Валентина Семёновна Серова, урождённая Бергман — композитор, музыкальный критик, общественный деятель.
Первый в России профессиональный композитор-женщина.
Жена композитора и музыкального критика Александра Серова, мать художника Валентина Серова.

 

Валентина Серова родилась в Москве в крещёной еврейской семье — её родителям Семёну Яковлевичу Бергману и Августине Карловне Гудзон принадлежала в Москве небольшая лавка колониальных товаров.
Училась в Санкт-Петербургской консерватории, но не поладила с её директором А. Рубинштейном.
Стала брать уроки у Александра Серова. В 1863 они вступили в брак, в 1865 родился их сын Валентин.
В жилах Александра Серова присутствовала еврейская кровь: его прадед естествоиспытатель К. Габлиц, живший во времена Потёмкина, был евреем.

Валентина Серова в 1867 издавала вместе с мужем журнал Музыка и театр, он просуществовал один год.
В России и за границей познакомилась с И. Тургеневым, П. Виардо, Л. Толстым, Р.Вагнером, Ф.Листом, долгие годы поддерживала дружеские отношения с И. Репиным, М.Антокольским, Ф. Шаляпиным, С. Мамонтовым.
После смерти А.Серова от инфаркта в 1871 Валентина Семёновна завершила его оперу "Вражья сила" (премьера состоялась в 1875); также издала партитуру оперы "Юдифь", собрала и выпустила в свет 4 тома статей мужа о музыке.

 

Отдала много сил музыкальному просвещению, развитию народной культуры; одна из основательниц и почётный член московского Общества содействия устройству общеобразовательных народных развлечений.
В связи с её деятельностью в народе была под негласным надзором полиции.

Валентина Серова автор опер Уриэль Акоста (по драме К.Гуцкова, поставлена в апреле 1885 в Большом театре), Мария д’Орваль (считается утраченной), Мироед (по повести А. Потехина), Илья Муромец (поставлена в Москве на частной сцене в 1899 с Шаляпиным в заглавной роли) и другие.
Автор ряда статей об оперном искусстве, мемуаров о встречах с Л.Толстым, воспоминаний о муже и сыне.

Сестра — педагог Аделаида Семёновна Симонович, вместе с мужем — педиатром Яковом Мироновичем Симоновичем — стояла у истоков дошкольного образования в России.

Скончалась Валентина Серова в июне 1924 в Москве.

 

http://jewish-memorial.narod.ru/Serov_Valentin.htm 

ЕЖЕВИКА

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Художник Валентин Серов | ELENA_SA__MARINA - Дневник ELENA_SA__MARINA | Лента друзей ELENA_SA__MARINA / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»