Новый облик старого пустыря. Появление железной дороги посягнуло на роль лошади при организации перевозок по необъятной России. Пора бы уже покинуть площадь Восстания, но я всё же воспользуюсь возможностью заглянуть и в её историю, раз уж здесь оказалась, прежде чем отыщу рядом с ней ещё одно «лошадиное место».
Памятник Александру 3 /фото из личного архива/
На площади Восстания, безусловно, доминирует здание вокзала. Построено оно было по проекту известного архитектора Константина Тона, к этому времени, прославившегося на строительстве храмов. Это он проектировал Храм Христа Спасителя в Москве, уничтоженный в советское время. Но он же строил Большой Кремлёвский дворец! Именно ему было поручено столь важное дело – строительство зданий вокзалов с двух сторон железнодорожной ветки и обустройство Знаменской площади.
Здание Московского вокзала на площади Восстания в Петербурге /фото с сайта Википедия/
Здание Ленинградского вокзала в Москве /фото с сайта Википедия/
Здание Московского вокзала на площади Восстания, вид сверху /фото с сайта Википедия/
Здания вокзалов у Тона – близнецы-братья. Они напоминают европейские ренессанские постройки. Но, не стоит забывать, что, в первую очередь, это здания, построенные для нужд железной дороги. И их техническое решение, при более детальном знакомстве, вызывает восторг и уважение! Железная дорога, связавшая накрепко 2 крупных российских города, 2 столицы, вечно конкурирующие между собой, получила название Николаевская, потому как проложена была в царствование Николая 1 – императора, не допустившего в Россию социальную революцию, но создавшего все условия для начала в стране революции промышленной. Его имя носил и петербургский железнодорожный вокзал.
Вместе со строительством вокзала Тону пришлось обустраивать площадь. Слоны к этому времени перевелись, и на месте Слонового двора он возвёл привокзальную гостиницу. Она называлась, как и площадь – Знаменская, а после революции получила название в духе времени – Октябрьская. Она интересна не только тем, что стала первой привокзальной гостиницей в России. В ней появились первые в стране «гопники». В конце 19 века в этом здании располагалось Государственное общество призора, а после революции – Государственное общежитие пролетариата. Оба учреждения имели одинаковую аббревиатуру «ГОП» и работали с «неблагополучными элементами» общества, которых и стали называть «гопники».
Гостиница Октябрьская /фото с сайта spb-guide.ru/
Памятник для пустыря
Но, как ни обустраивал Тон площадь, она оставалась такой огромной, что продолжала казаться пустырём. В центр прямо напрашивался памятник! Но появился он только спустя более полувека. И это был всадник! Правда, идея его установки никак не была связана с прошлой историей Ямской слободы. О ней уже к концу 19 столетия позабыли. Теперь Знаменская площадь была неразрывно связана с историей железной дороги, которая, начавшись в Петербурге, продолжала разбегаться по необъятной России. Дело, начатое при Николае 1, продолжил его внук император Александр 3. При нём началось строительство Транссибирской магистрали. Поэтому, когда Николай 2 решил в Петербурге увековечить память об отце, место у Николаевского вокзала, вероятно, было выбрано не случайно. К тому же, одной из причин безвременной кончины императора Александра 3 считали трагедию, случившуюся на железной дороге. В 1888 году поезд, в котором находилась императорская семья, сошёл с рельсов. Могучей силы император несколько минут держал на своих плечах крышу вагона, что помогло спастись членам его семьи, но сказалось на его здоровье.
Памятник на Знаменской площади был установлен в 1909 году, но получился весьма необычный! Он был так далёк от традиционных парадных скульптурных портретов других императоров, гарцевавших на грациозных скакунах! Конкурс на создание памятника, несмотря на участие многих известных ваятелей, неожиданно выиграл скульптор Паоло Трубецкой (1866-1938). Родился Трубецкой в Италии и почти всю жизнь провёл за границей. Он не получил специального художественного образования, но ему отлично удавались изящные статуэтки, сделанные с большой наблюдательностью, остро передающие индивидуальность объекта. Они выставлялись на международных выставках, имели шумный успех, и, благодаря им Трубецкой стал популярен. Может быть, именно «мода» на него и позволила не работавшему до сих пор в Петербурге скульптору одержать победу в конкурсе?
Работая над проектом памятника, Трубецкой создал четырнадцать моделей, из них две модели в полную величину. Но каждый раз скульптор оставался не доволен результатом и удалял уже почти завершённые работы. Наконец он посчитал, что у него получилось и ему удалось передать дух русского царя. Эта модель была одобрена жюри конкурса, и Трубецкой начал воплощать её в жизнь. Для создания образа царя Трубецкой выбрал фельдфебеля дворцового ведомства П. Пустова, а прообразом бронзового коня стал Лорд, любимый конь Александра 3, тяжеловесной породы «першерон», так подходящей для его могучей стати.
Скандальный памятник
Однако уже в процессе создания монумента у него стали появляться противники. Великий князь Владимир Александрович, брат Александра 3, увидев модель, был ужасно возмущён. Он посчитал её карикатурой на облик своего брата и пробовал вмешаться в процесс, прекратив создание «пародии». Сам император Николай 2, похоже, тоже был не доволен результатом и намеревался перевести памятник после окончания работ в Сибирь, убрать с глаз долой. Однако неожиданно скульптора поддержала вдова императора Мария Федоровна, настояв на завершении работы.
Модель Знаменской площади с установленным на ней памятником императору Александру 3 /фото из личного архива/
Дощатая модель памятника, изготовленная П.Трубецким для определения лучшего местоположения памятнику /фото с сайта hellopiter.ru/
К открытию памятника готовились заблаговременно. Соорудили дощатую передвижную модель, сколотив коня прямоугольных форм и постамент. Её возили по площади, чтобы отыскать будущему памятнику наиболее удачное место. Ко дню открытия памятника город был нарядно убран, на домах вывешены государственные флаги. В день открытия 23 мая 1909 года на Знаменской площади собралось огромное количество военных и горожан. Монумент, обращённый к зданию вокзала, был торжественно открыт. Тучный Александра 3 в простой одежде восседал на приземистой лошадке. Скульптору удалось добиться достоверности и выразительности внешнего облика императора. Памятник как нельзя лучше передавал образ самого «русского царя» из всех российских императоров. Как писал Александр Бенуа, «что-то «мужицкое» было в наружности государя». И Трубецкой это сумел выразить.
Памятник Александру 3 на Знаменской площади /вото с сайта Ситиволс/
Но большинство публики творческих исканий автора не оценили. Памятник сразу же стал источником бесконечных насмешек. Тогда же популярны стали в народе стихи, передававшиеся из уст в уста:
Стоит на площади комод,
На комоде – бегемот,
На бегемоте – обормот,
На обормоте – шапка.
Шапка явно казалось нелепой и никак не подходила первому лицу государства!
Послереволюционные приключения памятника
Когда начались в Петрограде волнения в феврале 1917, митинговали в разных частях города. Площадь, на которой стоял памятник ненавистному императору, в своё время пытавшемуся «наступить на горло революционному движению», оказалась в эпицентре событий. Здесь происходили столкновения митингующих с полицией, окончившиеся человеческими жертвами. И уже в ноябре 1917 захватившие власть большевики переименовали Знаменскую площадь. Она стала площадью Восстания и напоминала о непростых для города временах.
Досталось после революции и памятнику, который и раньше казался нелепым, а теперь стал совсем неуместен в центре площади, вошедшей в историю революционными подвигами! Его постоянно закрывали какими-то декорациями, а в 1919 посвятительная надпись была сбита с постамента, а на её месте появилось стихотворение пролетарского поэта Демьяна Бедного «Пугало»:
Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья:
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья.
Памятник Александру 3 на площади Восстания после революционных событий /фото с сайта Ситиволс/
Наконец, когда в соответствии с генеральным планом реконструкции Ленинграда в 1930-х годах на площади начались преобразования, от памятника удалось избавиться. Его передали сотрудникам Русского музея, которым в 20 столетии ещё не раз приходилось возиться с ним. Его прятали во время войны, да всё равно не уберегли от попадания снаряда, а потом искали место, куда бы поставить этого «неуклюжего и громоздкого» императора.
Место нашлось лишь в начале следующего столетия. Когда дело революции потерпело фиаско, вождь пролетариата попал в опалу. Перед Мраморным дворцом, в котором в Ленинграде размещался филиал музея имени В.И.Ленина, убрали революционный броневик, музей закрыли, а огромный памятник императору, рассчитанный на пространство Знаменской площади, занял его место. Императору там явно тесно, он сам чувствует себя неловко у чужого дворца (в годы правления Александра 3 он принадлежал семье его кузена, великого князя Константина Константиновича). Но не раз поднимавшийся вопрос о переносе памятника так и остался нерешённым. Надо было, наверное, нерешительному Николаю 2 настоять о переносе памятника в Сибирь!
Памятник Александру 3 во дворе Мраморного дворца /фото из личного архива/
К Мраморному дворцу с площади Восстания я попала случайно. Но площадь ещё не время покидать. Стоит завершить рассказ о её преображении в 20 веке.
Современная площадь Восстания с героическим прошлым
Когда началась война, Знаменская площадь вновь была включена в водоворот событий. До конца августа 1941 года с вокзала отходили поезда с эвакуируемыми горожанами и культурными ценностями, вывозимыми из города. Возобновилось движение междугородных поездов лишь после прорыва блокады в 1943 году. А с началом блокады железную дорогу активно использовали, осуществляя внутригородские перевозки по широкой сети дорог, исчертившей город. Она связывала железнодорожный вокзал с промышленными предприятиями, а теперь помогала доставлять оружие и боеприпасы к линии обороны. А на привокзальной площади во время блокады были сооружены долговременные огневые точки – доты. Разобрали их в 1944 году, а на их месте был разбит городской сквер.
Ленинград был назван «героем» уже в мае 1945 года. Когда отмечали 20-летие победы, городу было официально присвоено звание «Город-герой Ленинград». Неоновые буквы на здании гостиницы Октябрьская напоминают об этом каждому гостю, прибывшему в город по железной дороге.
В соответствии с официальными документами в каждом Городе-герое должен быть установлен памятный обелиск. На площади Восстания у Московского вокзала он появился в 1985, когда окончательно завершилось формирование современного облика площади. За десять лет перед этим событием на въезде в город с Московского шоссе на площади Победы был установлен монумент Героическим защитникам Ленинграда. Оба памятника на въезде в город заставляют каждого приезжего вспомнить страшную ленинградскую блокаду.
Обелиск "Город-герой Ленинград" на площади Восстания /фото из личного архива/
Сегодня история Ямской слободы на героической площади Восстания совсем позабылась. Стоя напротив железнодорожного вокзала и наблюдая бесконечное движение автомобилей, троллейбусов и автобусов, трудно представить, как жил город, когда по нему передвигались на лошадях. А я попробую, заглянув на маленькую улочку, расположенную рядом.
Продолжение следует...
Источник