• Авторизация


ЭТА МНОГОЛИКАЯ «КУНИЦА» (2) 06-12-2021 10:42 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Ретрофан Оригинальное сообщение

ЭТА МНОГОЛИКАЯ «КУНИЦА» (2)

Истребители танков семейства «Мардер»

01 Marder III заставка (640x512, 334Kb)

Недостаток даже самого лучшего трофейного оружия заключается в том, что его количество ограничено, и организовать копийное производство этого образца собственными силами, как правило, невозможно. Поэтому, как бы ни хороша была использовавшаяся немцами на своих истребителях танков трофейная советская пушка Ф-22, ограниченные запасы этих трофеев потребовали разработки для германских САУ своего, не менее мощного орудия. И таким орудием стала новая противотанковая пушка Рак.40, пошедшая в серийное производство в начале 1942 года…


«Мардеры» с германской 75-мм пушкой Рак.40

Противотанковая 75-мм пушка Рак.40 неспешно разрабатывалась на фирме «Rheinmetall-Borsig» в Дюссельдорфе с 1938 года. С работами не спешили, так как орудие было заказано «на перспективу» - в конце 30-х годов достойных целей для подобного орудия немецкое командование просто не видело. В 1939 чертежи были воплощены в металле, и начались испытания Рак.40, которые завершились провалом. Оружейники фирмы «Рейнметалл» фактически схалтурили: их пушка представляла собой просто увеличенную до калибра 75-мм и, соответственно, утяжеленную 50-мм пушку Рак.38. При этом инженеры поленились детально просчитать параметры новой конструкции, что привело к ненадежности орудия. Так, например, трубчатые детали лафета из алюминиевых сплавов, доставшиеся Рак.40 без изменений от Рак.38, не выдерживали усилившейся отдачи при выстреле, и быстро выходили из строя. Это, а так же ряд других выявившихся проблем вынудили фирму «Рейнметалл» заняться полным перепроектированием орудия. Когда же требуемые работы были проделаны, выяснилось, что Рак.40 получилась излишне тяжёлой и недостаточно мобильной для исповедуемой германским командованием стратегии «блицкрига». Правда, генералов несколько насторожила встреча во Франции с танками, имевшими противоснарядное бронирование; однако в последуюших операциях (Югославия, Греция, Северная Африка) Вермахт вновь сталкивался только с легкой бронетехникой противника. Поэтому Рак.40 не была отвергнута полностью, но вопрос о ее дальнейшей судьбе был отложен на будущее.
Толчком для возобновления и ускорения работ по 75-мм противотанковой пушке стала операция «Барбаросса», в ходе которой выявилась почти полная неспособность немецкой противотанковой артиллерии бороться с новыми советскими танками Т-34 и KB. Однако в надежде на «блицкриг» и скорую победу руководство Вермахта по-прежнему не спешило с принятием на вооружение Pak.40; тем не менее, инженеры фирмы «Рейнметалл» получили распоряжение максимально ускорить работы по облегчению и доводке орудия. Когда же к концу осени 1941 года немецким военным стало ясно, что быстрый разгром Красной Армии не удался, а количество Т-34 и КВ на всех фронтах не уменьшается, а даже постепенно увеличивается, Рак.40 еще до завершения испытаний была официально принята на вооружение Вермахта. Опытные образцы новой противотанковой пушки завершили испытания в декабре 1941 года; в январе 1942 ее запустили в производство, и в феврале первые 15 серийных Рак.40 поступили в войска.
02 Pak40 фото (685x308, 105Kb)
Германская 75-мм противотанковая пушка Рак.40

Так как темой этой статьи являются самоходные противотанковые артиллерийские установки, здесь нет смысла подробно описывать устройство транспортируемого полевого варианта Рак.40. Остановимся лишь на главных боевых качествах этого орудия, которые играли важную роль в его самоходной версии. Пушка Рак.40 имела горизонтальный клиновый полуавтоматический затвор, обеспечивавший скорострельность до 14 выстрелов в минуту. В боекомплект пушки входили унитарные выстрелы с осколочной гранатой SprGr массой 5,74 кг, бронебойно-трассирующим PzGr.39 массой 6,8 кг, подкалиберным PzGr.40 (массой 4,1 кг с сердечником из карбида вольфрама) и кумулятивным HL.Gr (массой 4,6 кг) снарядами. Этими снарядами Рак.40 на средних и дальних дистанциях могла успешно вести борьбу со всеми типами танков Красной Армии и ее западных союзников. Так, бронебойный PzGr.39 на дистанции 1000 м пробивал 116-мм броню, a подкалиберный PzGr.40 – 133-мм. Кумулятивный снаряд HL.Gr использовался для борьбы с танками на дистанциях до 600 м, при этом он гарантировано прожигал 90 мм броню.
Благодаря таким качествам Рак.40 стала наиболее удачным и самым массовым противотанковым орудием Вермахта периода Второй мировой войны. Перевооружение на Pak.40 всех частей противотанковой артиллерии германской армии началось уже весной 1942; однако из-за огромной потребности в этих пушках, которую немецкая промышленность не могла удовлетворить сразу, оно растянулось почти на год. Лишь к началу 1943 войска были полностью насыщены этим оружием, что положило конец доминированию Т-34 на поле боя: советские танкисты, до того мало обращавшие внимание на германскую противотанковую артиллерию, признали, что попадание снаряда из Рак.40 в Т-34 является для танка фатальным.
Учитывая высокие боевые качества Рак.40 неудивительно, что уже весной 1942 германским командованием было принято решение о создании противотанковых самоходок, вооруженных новой пушкой. А так как количество трофейных пушек Ф-22 быстро подходило к концу, встал вопрос о продолжении уже налаженного выпуска САУ «Мардер», но теперь с немецким орудием. Причем проект выпуска истребителей танков был признан приоритетным. Его приняли под грифом «приказ фюрера». Это обязывало орудийные заводы к своевременным и бесперебойным поставкам требуемого количества пушек Рак.40 на берлинский и пражский заводы. Тем не менее, на начальном этапе строительства новых САУ этих орудий еще не хватало, и берлинская фирма «Алкетт» для «выполнения плана» выпустила несколько десятков самоходок «Мардер» II (серии Sd.Kfz.131) с 50-мм пушкой Рак.38. Самоходки этой серии, разрабатывавшиеся под пушку Рак.40 с учетом боевого опыта предыдущих «Куниц», были значительно переработаны. Новые «Мардеры» II строились на базе танков Pz.Kpfw II Ausf.A/B/C/F и имели другую ходовую часть с пятью подрессоренными опорными и четырьмя поддерживающими катками. Новые самоходки получили, наконец-то, высокие рубки, в значительной степени закрывшие экипаж спереди и с боков (но сзади и сверху брони не было).
03 Мардер 2 с герм пушкой и фото (700x387, 52Kb)

Так как новая версия «Куницы-2» разрабатывалась берлинскими инженерами именно под орудие Рак.40, а вооружение первых машин 50-мм пушкой Рак.38 было вынужденным и, по сути, «подпольным делом», начало выпуска в июне 1942 года «полноценных» самоходок с Рак.40 не изменило номера серии. Внешне отличавшийся от первых «слабосильных» экземпляров только более крупным орудием, истребитель танков с Рак.40 нес ту же маркировку: «Marder» II Ausf. A/B/C/F sf (Sd.Kfz.131). Заводское производство этих самоходок продолжалось до июня 1943 года, а с июля 1943 по март 1944 самостоятельной переделкой ряда списанных танков Pz.II занимались некоторые немецкие ремонтные предприятия. В общей сложности за это время был произведен 651 «Мардер» II серии Sd.Kfz.131; почти все они были вооружены пушкой Рак.40. Но массовое производство «Куниц» на заводе «Алкетт» закончилось уже летом 1943: предприятие перешло на изготовление средних САУ StuG.III.
Фактически все изготовленные «Куницы-2» серии Sd.Kfz.131 отправлялись на Восточный фронт; в течение 1942-1943 годов они сражались только в России. Однако открытие Второго фронта и появление в Западной Европе британских и американских танков с противоснарядным бронированием заставило немцев в 1944 году перебросить часть своих «Мардеров» во Францию и Италию.
В то время, когда фирма «Алкетт» только разрабатывала «Мардер» серии 131, а «ВММ» еще гнала на фронт своих «Куниц» с советскими трофейными пушками, командование Вермахта подняло вопрос о необходимости выделения некоторого количества САУ для учебных целей – для подготовки будущих экипажей самоходок. Однако острая нехватка противотанковых средств на фронте не позволяла оставить в тылу даже небольшую часть необходимой для сражений техники. Поэтому руководством была поставлена задача спешно создать учебно-боевую версию самоходной установки на шасси имевшихся у немцев в большом количестве трофейных французских боевых машин, захваченных еще в 1940 году. Французская техника эксплуатировалась немцами неохотно из-за ее тихоходности и капризности; однако учебным САУ и не требовались большие скорости и высокая надежность. Разработка учебной самоходки была поручена специалистам компаний «Becker» и «Baukommando», шефство над которыми взяла фирма «Алкетт», уже имевшая опыт создания САУ «Панцерягер» I и «Мардер» II. Совместными усилиями инженеры этих фирм быстро создали самоходку на базе французского бронированного тягача «Лорейн» 37L, которая в конце мая 1942 и была запущена в массовое производство под труднопроизносимым обозначением «7,5 cm Pak 40/1 auf Geschutzwagen Lorraine Schlepper(f), Sd.Kfz.135». А проще, как она проходит во всей литературе о германской бронетехнике - «Marder» I (Sd.Kfz.135). Почему именно «I», когда уже существовали «Куницы» II и III – остается загадкой сумрачной тевтонской гениальности…
04 Мардер 1 и фото (636x525, 98Kb)

Естественно, что «Мардер» I, созданный на базе артиллерийского тягача, мощность двигателя которого была всего 70 л.с., не отличался высокой скоростью. При максимальном разгоне по шоссе эта 8,2-тонная машина развивала не более 34 км/ч; на бездорожье скорость падала вообще катастрофически. Невысокой оказалась и дальность пробега САУ – всего 135 км по шоссе и 90 км по «грунтовке». Более слабой, чем у боевых «Куниц», была и защита: бронелисты имели толщину всего от 5 до 12 мм. К тому же, так как Рак.40 еще не хватало даже строившимся для фронта машинам, часть ранних «Мардеров» I была вооружена не этими пушками, а более слабыми 50-мм орудиями Рак.38. В общем, в спешке была создана САУ, мало годившаяся для боя, но вполне подходившая для обучения новобранцев. Однако была в этом убогом создании и полезная «изюминка», сыгравшая большую роль впоследствии. Из-за конструктивных особенностей ходовой части «Лорейн» боевое отделение на «Мардере» I пришлось делать сзади. Оказалось, что это расположение очень удачно. Так совершенно случайно немцы «нащупали» самую рациональную компоновку для легкой артиллерийской установки, которую они затем широко использовали при создании новой бронетехники.
Хотя «Мардеры» I создавались для учебных целей, им тоже пришлось повоевать. Из 170 построенных в июне-сентябре 1942 года «французских Куниц» около 40 были отправлены поздней осенью на Восточный фронт – Сталинградская битва буквально пожирала боевую технику, и немцы затыкали образовавшиеся бреши всем, чем могли. Так учебные «Мардеры» оказались в России, где почти все они и погибли в течение конца 1942 – начала 1943 годов. Те же 130 «Мардеров» I, что остались во Франции (немцы предпочитали держать технику иностранного происхождения в местах ее создания – для облегчения обслуживания и ремонта), на протяжении 1942-1944 годов занимались тем, для чего и были предназначены. Рутинное обучение экипажей самоходчиков было прервано летом 1944 года высадкой союзнических войск в Нормандии. Чтобы остановить наступление врага, немцы бросили в бой все силы, которые у них были во Франции – в том числе и все «Куницы» I. Там, в Нормандии, подавляющее большинство этих учебных самоходок и сгорело вместе со своими экипажами новобранцев - под огнем американцев и англичан...

05 Мардер 3 Н (700x242, 45Kb)

Пражская фирма «ВММ» начала разработку новой версии «Мардера» III (серии Sd.Kfz.138) в июле 1942 года. Этот вариант «Куницы», как и берлинский, подвергся переработке. В качестве ходовой части взяли лишенный башни танк Pz.38(t) Ausf. H, имевший более мощный двигатель, чем предыдущая версия (140 л.с. против прежних 125 л.с.). На корпусе самоходки возвели бронированную рубку; в ней и смонтировали пушку Рак.40, закрепленную на лонжероне, имевшем форму моста. Передний подвижный бронещит пушки толщиной 15 мм перекрывался высокими бортами рубки, доходившими до моторного отделения. Толщина бортов рубки, собиравшихся с помощью клепки на каркасе из уголков, также составляла 15 мм. Казенная часть пушки частично перекрывалась сверху 10-мм броневой крышей. Таким образом, сиденья наводчика и заряжающего в этой машине уже были защищены спереди броней. В непогоду над боевым отделением натягивался брезентовый тент. Расположение рабочих мест механика-водителя и пулеметчика не изменилось, как, впрочем, и компоновка корпуса в целом.
06 Мардеры следующие экипаж (700x254, 31Kb)
«Уровень защиты» экипажей вторых серий «Мардеров» немного улучшился

Вспомогательное вооружение САУ было усилено. Теперь, кроме курсового пулемета в лобовом листе корпуса, в боевом отделении перевозился еще один пулемет, который в случае необходимости устанавливался на кронштейне на одном из бортов рубки или на дуге над боевым отделением. Боекомплект пушки был увеличен до 38 выстрелов, пулеметов – до 1800 патронов.
«ВММ» производила «Мардер» III с трофейной 76,2-мм пушкой до октября 1942, а с ноября, когда эти орудия закончились, приступила к изготовлению описанной выше версии САУ с немецкой 75-мм Рак.40. Темп производства самоходок постоянно возрастал. С ноября 1942 по апрель 1943 года было изготовлено 275 новых самоходных установок Sd.Kfz.138 Ausf. H, и еще 176 машин этого типа (по другим сведениям 338) переделано из поврежденных танков Pz.38(t) на ремонтных заводах Вермахта.
Самоходные орудия «Мардер» III Ausf. H начали поступать в противотанковые дивизионы в конце 1942 года. На Восточном фронте первым соединением, получившим в декабре 1942 года эти боевые машины, стала моторизованная дивизия «Лейбштандарт СС «Адольф Гитлер». В составе «Лейбштандарта» самоходки этой модификации летом 1943 приняли участие в операции «Цитадель» под Курском. Кроме Восточного фронта «Куницы» 138-й серии воевали также и на Западе: в составе 10-й танковой дивизии - в Тунисе, а в составе 90-й моторизованной - в Италии.
Боевое использование «Мардеров» III Ausf. H очень быстро подтвердило, что недостатки «пражанок», которые присутствовали еще в первой серии, так и не были устранены в новой версии. Кроме неудовлетворительной защищенности экипажа, улучшенной новой рубкой лишь незначительно, наиболее важным недостатком был затрудненный доступ к двигателю, над которым располагались места артиллеристов. Так как инженеры «ВММ» и во второй версии фактически не решили этих проблем, к новой модернизации чехословацкой «Куницы» подключили инженеров берлинской фирмы «Алкетт». Совместными усилиями берлинцы и пражане разработали новую модификацию САУ, значительно отличавшуюся от предыдущих – «Marder» III Ausf. M. При этом инженеры фирмы «Алкетт» опирались на свой опыт, полученный при создании учебной самоходки «Мардер» I.
Самым важным стало перераспределение отсеков корпуса машины, имевшее целью облегчить доступ к двигателю. Отделение управления на новой машине осталось по-прежнему впереди, но боевое и моторное отделения поменяли местами. Теперь двигатель, сдвинутый вперед, оказался в центральной части машины (карданный вал при этом был ликвидирован), а боевое отделение заняло всю заднюю часть корпуса.

07 мардер-3 138м 15 (656x163, 37Kb)
Слева – стандартное расположение отсеков на танках Pz.38(t) и первых версиях САУ,
справа – перераспределение боевых отделений на новой версии «Marder» III Ausf. M

Корпус самоходки так же подвергся полной переработке. Значительно сократилось число клепаных соединений, вместо заклепок теперь широко применялась сварка. Более чем вдвое уменьшилась толщина брони корпуса: лобовой лист стал не 50-мм, а 15-мм; но угол его наклона увеличился до 67° от вертикали, что обеспечивало высокий процент рикошетов при попаданиях в «Куницу» легких боеприпасов (попадание крупного снаряда не могла сдержать и 50-мм броня). В передней части корпуса сохранилось только место механика-водителя. Его прикрыли литой (на машинах поздних выпусков — сварной) башенкой со смотровым прибором и двухстворчатым посадочным люком. Сразу за ним, в крыше моторного отделения, располагались широкие люки, обеспечивавшие беспрепятственный доступ к двигателю. Боевое же отделение, занимавшее в новой «Кунице» всю кормовую часть корпуса, было прикрыто рубкой коробчатой формы из броневых листов толщиной от 6 до 15 мм. Она собирались на каркасе из уголков с помощью болтов с пулестойкими головками. Передвинутый вперед двигатель позволил углубить боевое отделение. Его пол опустился ниже, и теперь артиллеристы были закрыты броней спереди и с бортов полностью, а частично – и сзади: кормовая стенка рубки закрывала отделение до бортов, а для удобства выхода из машины выполнялась откидной на петлях. При этом она занимала горизонтальное положение и в случае необходимости могла использоваться членами орудийного расчета как сиденье.
На лафете, укрепленном на обрезе крыши корпуса танка, в передней части боевого отделения устанавливались верхний станок и качающаяся часть 75-мм пушки Рак 40. Казенная часть и механизмы наведения орудия были прикрыты броневым щитом толщиной 6 мм, выгнутым в форме усеченного конуса и полностью перекрывавшим амбразуру в лобовом листе рубки. Установка пушки обеспечивала углы горизонтального наведения до 21° влево и вправо. Вертикальные углы наведения колебались в диапазоне от — 5° до +13°. В походном положении качающаяся часть пушки фиксировалась двумя стопорами: одним — за казенную часть, другим — за ствол. Второй стопор был установлен на крыше отделения управления. Кормовое расположение боевого отделения позволило обеспечить лучшую защиту и облегчить работу расчета, члены которого теперь могли обслуживать орудие стоя. Кроме того, ствол пушки не выступал за габариты машины, что облегчало ей маневрирование в лесу и на городских улицах.
В двух укладках по бортам рубки размещался боекомплект пушки из 27 выстрелов; у правой стенки крепилась радиостанция. Для обороны от пехоты имелся пулемет MG 34 или MG 42 с боекомплектом 1500 патронов. В боевом положении он мог устанавливаться на стенке рубки или на специальных кронштейнах, закрепленных на трубе-поперечине над боевым отделением. Экипаж сократился до трех человек – водителя и двух артиллеристов. Изменился и двигатель: «Мардер» Ausf. М получил более мощный мотор на 150 л.с. Масса новой машины составила 10,5 т. Максимальная скорость — 46,5 км/ч, запас хода — 198 км.
08 Мардер 3 м с фото (681x493, 103Kb)

Небольшая часть «Мардеров» III М была выпущена в командирском варианте; в нем вместо правой боеукладки устанавливалась более мощная и более крупная, чем штатная, радиостанция. В результате боекомплект сокращался до 15 выстрелов, но зато обеспечивалась связь со штабом дивизии.
Первые 20 истребителей танков «Мардер» III Ausf. M покинули завод «ВММ» в апреле 1943 года. «Куницы» этой версии выпускались более года и стали самыми многочисленными в семействе «Мардеров». До июня 1944 промышленность передала Вермахту 975 таких САУ (правда, в некоторых источниках говорится о 942 Ausf. M). Производство «Мардеров» на «ВММ» прекратилось в связи с началом выпуска более совершенной самоходки на базе все того же Pz.38(t) – САУ «Хетцер». Но описание истории создания и боевого применения «Хетцера» требует отдельной статьи…
Самоходки «Мардер» III Ausf. M с лета 1943 до осени 1944 являлись основой противотанковых дивизионов танковых и моторизованных дивизий Вермахта. Именно ими заменяли «выбитые» противником «Куницы» первых серий. По измененным штатам 1943 года противотанковый дивизион (Panzerjager Abteilung) должен был иметь на вооружении своих трех батарей уже по 14 «Мардеров», и еще три «Куницы» - в штабном взводе (итого 45 «Мардеров» в составе дивизиона).
Противотанковые САУ очень активно использовались в боях. Когда дивизия наступала, «Мардеры» держались в боевых порядках атакующих частей, отражая контратаки танков противника и огнем прямой наводкой по обнаруженным целям поддерживая атаки своих танков. В обороне самоходки с замаскированных позиций с близких дистанций открывали внезапный огонь по наступающему противнику, и являлись подвижным противотанковым резервом командира дивизии на танкоопасных направлениях. При отступлении дивизии противотанковые САУ находились в арьергарде, отражая попытки врага нагнать и уничтожить отходящие части. Точно так же действовали и «Куницы» моторизованных дивизий, с той лишь разницей, что они взаимодействовали при этом не с танками, которых в мотодивизии просто не было, а со штурмовыми орудиями.
Эффективность боевой работы «Мардеров» в течение 1943 года была достаточно высокой; однако к началу 1944 огневая мощь и броневая защита советских танков возросли настолько, что «Куницам» все труднее становилось решать противотанковые задачи. И дело было не столько в мощности Рак.40, которая оставалась вполне приемлемой даже в 1945 году, сколько в неустранимых недостатках легкой самоходки: слишком тонкой броне, незащищенности экипажа сверху и сзади, а так же в высоте силуэта «Мардера», делавшей ее довольно заметной на местности. В условиях всеобщего отступления и тотального превосходства советских бронетанковых войск Вермахту требовалась более низкая противотанковая самоходка, которую было бы легче прятать на замаскированных позициях, чей экипаж был бы защищен броней со всех сторон. Именно такой машиной и стала легкая противотанковая САУ «Хетцер», начавшая поступать в войска в августе 1944 года. Когда же количество построенных «Хетцеров» стало приемлемым, «Куницы» постепенно начали передавать из танковых и моторизованных дивизий в пехотные, в составе которых «Мардеры» продолжали воевать до самого конца войны.

Заключение
09 Мардер-2 сер 131 рис (638x377, 97Kb)

Вне зависимости от модификации все САУ семейства «Мардер» объединял общий подход при их создании. С одной стороны - стремление обеспечить высокую мобильность полевой артсистемы, с другой - желание использовать для этой цели шасси устаревших, снимавшихся с вооружения танков. Причем, почти все версии «Мардеров» можно смело назвать «оружием отчаяния». Они создавались в условиях качественного превосходства бронетехники противника, что стало причиной поспешности в разработке, и максимального упрощения конструкции для быстроты выпуска самоходок. Фактически (за исключением щита) полевые пушки не переделывались; на САУ устанавливалась вся их снятая со станка вращающаяся часть, а роль лафета играл корпус танка. Изменения танковой основы сводились только к снятию башни вместе с подбашенным листом корпуса. Установка легкой полуоткрытой рубки также не требовала серьезных изменений; ее детали просто приваривались, приклепывались или привинчивались болтами к корпусу танка. В итоге получалась недорогая и достаточно простая боевая машина, масса которой была близка к массе базового танка, а значит, ходовая часть и силовая установка дополнительных нагрузок не испытывали. Правда, компоновка первых «Мардеров» была явно неудачной; эти машины трудно назвать полноценными САУ, скорее – «пушками на гусеницах».
Из этого ряда «ездящих пушек» выбивается только машина последней модификации - Ausf. M. Она разрабатывалась, когда острота проблемы была в основном снята, и появились время и возможности для устранения недостатков предыдущих моделей. Произведенное на этой модификации (по образцу учебного «Мардера» I) смещение боевого отделения в корму стало наиболее рациональным в деле создания легкой полуоткрытой самоходки. Такое решение оказалось наиболее подходящим как для истребителей танков, так и для самоходной гаубичной и зенитной артиллерии, и стало вскоре очень распространенным.

10 Marder III (600x467, 142Kb)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ЭТА МНОГОЛИКАЯ «КУНИЦА» (2) | Озёрный_житель - Дневник Озёрный_житель | Лента друзей Озёрный_житель / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»