Это цитата сообщения
Ретрофан Оригинальное сообщениеЛюфтваффе: транспортные и десантные самолеты и планеры
ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ АВИАЦИЯ
Военной авиации кроме боевых самолетов так же требуются в большом количестве и самолеты вспомогательные: транспортные, самолеты связи, самолеты и планеры для высадки десантов. Эти, как правило, тихоходные и слабо вооруженные, а то и вовсе безоружные летательные аппараты выглядели на фоне грозных истребителей и бомбардировщиков скромными «чернорабочими», однако в войне они играли не менее важную роль, чем боевые машины. От их деятельности зачастую зависели успехи или неудачи крупных войсковых операций - ведь невозможно победно завершить наступление без обеспечения надежной связи между воинскими группировками, своевременного снабжения войск продовольствием и боеприпасами, быстрого восполнения потерь в живой силе и технике. А десантные операции и снабжение подразделений, попавших в окружение, без вспомогательной авиации вообще невозможны. Немецкое командование это отлично понимало, и потому уделяло развитию вспомогательной авиации большое внимание.
Транспортный самолет Ju.52/3m
КОНСТРУКЦИЯ, ПРОИЗВОДСТВО:
Цельнометаллический трехмоторный моноплан с закрытой кабиной и не убирающимися шасси. Создавался как пассажирский лайнер; в середине 30-х гг. переведен в военную авиацию в качестве вспомогательного. Серийное производство: 1931 – 1944 гг. Всего изготовлено 4.845 самолетов во множестве модификаций. В войсках самолет получил прозвище «Тётушка Ю».
ТТХ Ju.52/3m g7e (1941 г.):
Двигатели: 3 BMW 132T по 830 л.с. каждый. Максимальная скорость: 285 км/ч. Потолок: 5.900 м. Дальность: 1.300 км. Вес пустого 6.500 кг; вес взлетный: 10.500 кг. Вооружение: 4х7,92-мм пулемета (1 над кабиной - вперед, 1 на верхней турели - назад, 2 в боковых окнах - в стороны). Грузовместимость: 18 вооруженных солдат, или 15 парашютистов, или 18 носилочных раненых. Экипаж 3 человека.
БОЕВЫЕ КАЧЕСТВА:
Конструкция Ju.52 соответствовала уровню гражданской авиации конца 20-х годов, и уже во второй половине годов 30-х являлась устаревшей (тем более - для военной авиации). Тем не менее, самолет отличался неприхотливостью, простотой управления, и очень высокой технической надежностью; его производство было хорошо отлажено, и в резерве имелось довольно большое количество этих самолетов. А летные характеристики, пассажировместимость и грузоподъемность Ju.52 вполне удовлетворяли требованиям, предъявляемым к вспомогательной транспортной авиации, не участвующей непосредственно в боях. К тому же в 1940 г была проведена очередная модернизация машины, заключавшаяся в замене 725-сильных моторов более мощными по 830 л.с., и усилении защитного вооружения с 2х7,92-мм пулеметов до 4-х (впоследствии верхний турельный 7,92-мм пулемет заменили крупнокалиберным 13-мм). В этом виде «Тётушка Ю» и стала основным транспортным средством германской авиации.
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ:
Несмотря на конструктивную устарелость и очень малую даже для начала 2-й мировой войны скорость, «Тётушка Ю» сыграла в этой войне очень важную роль, может быть даже более важную, чем некоторые боевые самолеты.
Первоначально Ju.52 представлял собой пассажирский лайнер; перед гражданской войной в Испании (1936-1938) он был мобилизован в военную авиацию и использовался в Испании как бомбардировщик. После появления более современных бомбардировщиков Ju.52 «переквалифицировали» в транспортно-десантный и санитарный самолет. С этого момента «Тётушка Ю» стала настоящей «рабочей лошадкой» Люфтваффе, широко используемой для самых разных целей. На протяжении всей 2-й мировой войны Ju.52 перевозил войска, различные военные грузы, доставлял в госпиталь раненых, буксировал десантные планеры и сам сбрасывал в тылу врага парашютистов. В морской авиации оборудованные магнитными миноискателями Ju.52 успешно применялись для поиска и уничтожения подводных мин. Особо важную роль Ju.52 сыграли в десантных операциях по захвату Норвегии и Крита, а так же в транспортном снабжении окруженных германских войск в Демьянском котле, в Сталинграде и в Тунисе.
Легкий самолет связи Fieseler Fi.156 «Storch»
КОНСТРУКЦИЯ, ПРОИЗВОДСТВО:
Одномоторный подкосный высокоплан смешанной конструкции с закрытой кабиной и не убирающимися шасси. Имел официальное название «Шторх» (нем. «Storch» - «Аист»). Серийное производство: 1937 – 1945 гг. (после войны производство «Шторхов» возобновлено во Франции и Чехословакии). Всего до 1945 г изготовлено 2.900 самолетов (не считая послевоенного производства).
ТТХ Fi.156C-2:
Двигатель: Argus As-10c на 240 л.с. Максимальная скорость: 175 км/ч; потолок: 4.600 м; дальность: 385 км. Вес пустого 930 кг; вес взлетный: 1.325 кг. Вооружение: 1х7,92-мм пулемет (назад). Экипаж 2 человека; возможно размещение еще и 1-2 пассажиров.
БОЕВЫЕ КАЧЕСТВА:
«Шторх» обладал для того времени уникальными характеристиками. Разрабатывавшийся как машина короткого взлета и посадки, он нуждался всего в 60-метровой взлетно-посадочной площадке; при встречном же сильном ветре его взлет был почти вертикальным. Конструкция кабины обеспечивала прекрасный обзор во всех направлениях. Для хранения и транспортировки самолета его крылья складывались вдоль фюзеляжа; это позволяло перевозить «Шторх» в кузове грузовика или буксировать его за автомобилем. «Аист» оснащался рацией, фотоаппаратом для ведения разведки и «кошкой» - приспособлением для подхватывания прямо в полете донесений и секретных документов с земли.
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ:
С самого начала войны «Аисты» широко использовались для связи между частями и соединениями Вермахта; так же они вели разведку, корректировали огонь артиллерии, ставили дымовые завесы, эвакуировали раненых, сбрасывали грузы и вооружение разведчикам и диверсантам в тылу противника, спасали сбитых летчиков, и даже вели противолодочное патрулирование над морем в районах своих баз, атакуя глубинными бомбами подбирающиеся подлодки противника. Самолет оказался универсален и был очень популярен среди летчиков. Его производство продолжалось и после окончания войны, а эксплуатация в гражданских целях велась вплоть до 1970 гг.
Транспортно-связной самолет Siebel Si.204
КОНСТРУКЦИЯ, ПРОИЗВОДСТВО:
Цельнометаллический (с 1943 г. смешанный) двухмоторный моноплан с двухкилевым оперением, закрытой кабиной и убирающимися шасси. Представлял собой развитие легкого пассажирского прогулочного самолета Siebel Fh.104. Серийное производство: 1941 – 1944 гг. Производство прекращено в январе 1945 в связи с освобождением от нацистов Франции и Чехословакии, заводы которых и строили Si.204 (после окончания войны производство самолета было возобновлено для нужд этих стран). Всего за время войны для Люфтваффе изготовлено 1.216 экземпляров Si.204 .
ТТХ Si.204D-1:
Двигатели: 2 Argus As.411 по 580 л.с. каждый. Максимальная скорость: 364 км/ч; потолок: 6.400 м. Дальность: с грузом 1,5 т - 1.400 км; пустого - 2.000 км. Вес пустого 3.950 кг; вес взлетный: 5.600 кг. Вооружение: нет. Перевозимый груз: 1.540 кг. Экипаж 2 человека + 8 пассажиров.
БОЕВЫЕ КАЧЕСТВА:
Самолет обладал хорошими для вспомогательной машины летными данными и был прост и удобен в управлении; к тому же Si.204 был очень прочен, надежен и неприхотлив в эксплуатации. Пассажирская кабина самолета оборудовалась креслами на 8 человек, которые легко демонтировались при необходимости размещения грузов (до 1,5 т).
Правда, крупным недостатком для военной машины являлось полное отсутствие вооружения, которое при конструировании самолета вообще не предусматривалась. Но в 1943 году небольшой партией была выпущена вооруженная версия Si.204Е - для обучения будущих экипажей бомбардировщиков. Эта версия получила 3х13-мм пулемета (2 жестко закреплены в носу самолета для стрельбы по курсу полета, и 1 - в турели кругового обстрела наверху фюзеляжа). Пассажирский отсек переоборудовали в бомбовый, часть бомбодержателей установили так же на внешней подвеске (всего Si.204Е мог нести до 800 кг бомб). Хотя эта версия самолета разрабатывалась как учебная, есть информация и о боевом ее применении.
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ:
Si.204 широко использовался в качестве связного и грузопассажирского самолета, а так же санитарной машины, воздушного фоторазведчика, разведчика погоды и учебного самолета. Описанная выше вооруженная модификация Si.204Е применялась кроме учебных и в боевых целях - против партизан Белоруссии, и на фронте как ночной бомбардировщик. Кстати, Si.204 стал последним самолетом, сбитым во 2-й мировой войне: 8 мая 1945 г. около 20.00 вечера пилот истребителя Р-38 «Лайтнинг» К.Л. Смит из 474-й истребительной группы США расстрелял попавшийся ему на пути Зибель...
Десантный планер DFS.230
КОНСТРУКЦИЯ, ПРОИЗВОДСТВО:
Безмоторный подкосный высокоплан смешанной конструкции (стальные трубы с полотняной обшивкой). Серийное производство: 1937 – ?? гг. Всего изготовлено 1.603 экземпляра.
ТТХ:
Двигатель: нет. Максимальная скорость буксировки: 210 км/ч; дальность: в зависимости от буксировщика. Вес пустого: 860 кг, вес взлетный: до 2.100 кг. Вооружение: 1-3х7,92-мм пулемета. Грузоподъемность: до 1.500 кг. Экипаж: 1 пилот + 9 десантников.
БОЕВЫЕ КАЧЕСТВА:
DFS.230 представлял собой простой и дешевый в производстве безмоторный летательный аппарат, предназначенный для одноразового использования. Доставлялся к месту десантирования различными самолетами-буксировщиками; чаще всего - Юнкерсом Ju.52/3m, который мог буксировать в сцепке планерный поезд из пяти планеров. В хвостовой части фюзеляжа планера имелся тормозной парашют для сокращения посадочной дистанции. DFS.230 снабжался сбрасываемым при взлете колесным шасси; посадка осуществлялась на закрепленные под фюзеляжем стальные лыжи. Для самообороны планера в полете на нем возможно было установись от 1 до 3 пулеметов винтовочного калибра, а десантникам - вести из окон огонь из личного оружия.
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ:
Планеры DFS.230 весной 1940 г. массово применялись (впервые в истории ВДВ) при высадке десанта для захвата бельгийского форта Эбен-Эмаль, а в 1941 - при штурме острова Крит. В 1944 эти планеры были использованы для доставки немецких десантников на скалу, на которой содержался арестованный итальянцами диктатор Бенито Муссолини, и его освобождения. И с 1942 по 1945 гг. DFS.230 постоянно занимались снабжением немецких войск, окруженных в котлах Восточного фронта.
Транспортно-десантный планер Gota Go.242
Транспортно-десантный самолет Gota Go.244
КОНСТРУКЦИЯ, ПРОИЗВОДСТВО:
Планер Go.242 и созданный на его базе самолет Go.244 представляли собой двухбалочные высокопланы смешанной конструкции (стальные трубы с полотняной обшивкой). Серийное производство: Go.242 - 1941–1944 гг.; Go.244 - 1941-1942 гг. Всего изготовлено: Go.242 - 1.528 планеров; Go.244 - 174 самолета.
ТТХ ПЛАНЕРА Go.242:
Двигатель: нет. Максимальная скорость буксировки: 240 км/ч; дальность: в зависимости от буксировщика. Вес пустого: 3.200 кг, вес взлетный: 7.100 кг. Вооружение: от 4 до 8х7,92-мм пулеметов. Экипаж: 2 пилота + 21 десантник (вместо десантников можно было поместить легковой автомобиль).
ТТХ САМОЛЕТА Go.244:
Двигатели: 2 Gnome Rhone 14M по 700 л.с. каждый Максимальная скорость полета: 290 км/ч; потолок: 7.650 м, дальность: 740 км. Вес пустого: 5.225 кг, вес взлетный: 7.800 кг. Вооружение: от 4 до 8х7,92-мм пулеметов. Экипаж: 2 пилота + 21 десантник (вместо десантников можно было поместить легковой автомобиль).
БОЕВЫЕ КАЧЕСТВА:
Планер Go.242 был выполнен по схеме двухбалочного высокоплана со сбрасываемым при взлете колесным шасси. Он заметно превосходил в грузоподъемности и вместительности планер DFS.230, принимая на борт в два с лишним раза больше десантников, а при необходимости - даже технику (2 мотоцикла с колясками или легковой армейский автомобиль «Kubelwagen»). Большие потери DFS.230 от атак истребителей противника заставили усилить оборонительное вооружение нового планера: кроме 4х7,92-мм авиационных пулеметов спереди, сзади и по бокам гондолы в окна можно было выставить еще 4 пехотных ручных пулемета, что превращало Go.242 в настоящего «пулеметного ежа».
В том же 1941 году для использования без буксировщика на базе планера Go.242 путем установки двух моторов был создан самолет Go.244, отличавшийся так же наличием постоянного трехопорного колесного шасси, не убиравшегося в полете. Для «моторизации» планера были использованы имевшиеся в большом количестве трофейные французские двигатели Gnome Rhone 14M мощностью 700 л.с. Однако надежда не улучшение летных характеристик не оправдалась: слишком слабые моторы не позволяли самолету развивать скорость более 290 км/ч, что делало очень проблематичным использование нового самолета в прифронтовой полосе. К тому же французские моторы оказались очень капризны и часто ломались. Поэтому уже в 1942 выпуск Go.244 был прекращен, чтобы не снижать производство надежных планеров Go.242.
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ:
Со второй половины 1941 г планеры Go.242 применялись для переброски десантных подразделений и снабжения немецких войск на Восточном фронте, на Балканах и в Северной Африке. Огромную роль они сыграли в обеспечении всем необходимым 100-тысяной германской группировки, окруженной в районе города Холм в 1942, и в массовой эвакуации немецких войск из Крыма в 1944 г.
Самолетами Go.244 весной 1942 года вооружили пять транспортных эскадрилий, однако уже в ноябре того же года четыре из них перевооружили на Ме.323 «Гигант»; в 1943 году Go.244 продолжала пользоваться только одна эскадрилья, действовавшая на Восточном фронте.
Транспортно-десантный планер Messerschmitt Me.321 «Gigant»
Транспортно-десантный самолет Messerschmitt Me.323 «Gigant»
КОНСТРУКЦИЯ, ПРОИЗВОДСТВО:
Планер Ме.321 и созданный на его базе самолет Ме.323 представляли собой высокопланы смешанной конструкции (стальные трубы с фанерной и полотняной обшивкой). Серийное производство: Ме.321 - 1941–1942 гг.; Ме.323 - 1942-1944 гг. Всего изготовлено: Ме.321 - 200 планеров; Ме.323 - 198 самолетов.
ТТХ ПЛАНЕРА Ме.321:
Двигатель: нет. Максимальная скорость буксировки: 220 км/ч; скорость планирования: 140 км/ч. Дальность: в зависимости от буксировщика. Вес пустого: 11.300 кг, вес взлетный: 39.500 кг. Грузоподъемность: 11 тонн (планер мог перевозить средний танк или 88-мм зенитную пушку с тягачом). Вооружение: первая партия - 2х7,92-мм пулемета; с 1942 г - 2х13-мм и 2х7,92-мм пулемета + шкворневые установки в окнах для пехотных пулеметов. Экипаж: 3 пилота + 130 десантников с экипировкой или 200 пехотинцев.
ТТХ САМОЛЕТА Ме.323:
Двигатели: 6 Gnome Rhone 14N по 1.140 л.с. каждый. Максимальная скорость полета: 250 км/ч; потолок: 4.700 м, дальность: 1.300 км. Вес пустого: 27.000 кг, вес взлетный: 43.600 кг. Грузоподъемность: 11 тонн (тоже мог перевозить средний танк). Вооружение: серия D-1 - 4х7,92-мм пулемета; серия D-2 - 2х20-мм пушки и 8х7,92-мм пулеметов; серия E-1 - 5х13-мм пулеметов; серия E-2/WT («Крейсер ПВО», применялся для сопровождения) - 9х20-мм пушек и 4х13-мм пулемета (экипаж этой версии состоял из 17 человек). Экипаж стандартный: 5 пилотов + 130 десантников или 200 пехотинцев.
БОЕВЫЕ КАЧЕСТВА:
Ме.321 был самым крупным и вместительным транспортным планером Люфтваффе, но очень непрактичным - долго строившийся и относительно дорогой огромный аппарат использовался только «в один конец», после чего взрывался экипажем, имевшим специально для этого заряд взрывчатки. К тому же немцы «перестарались»: создали настолько тяжелый планер, что буксировать его не мог ни один германский самолет! Дл этого приходилось создавать целый планерный поезд из трех буксировщиков, тянущих одного «Гиганта»; причем малейшая ошибка одного из пилотов «поезда» оборачивалась катастрофой для всех самолетов и самого планера! Поэтому и родилась идея оснастить «Гиганта» собственными моторами для самостоятельного полета,
Так появился самолет Ме.323 «Гигант» - самый тяжелый сухопутный самолет периода 2-й мировой войны. Он представлял собой тот же планер Ме.231, оснащенный шестеркой трофейных французских 1.140-сильных моторов Gnome Rhone 14N. Так как этому монстру предстояло не только садиться, но еще после этого и взлетать, на нем пришлось полностью изменить систему шасси и обеспечить колеса амортизаторами, способными выдержать невиданные до этого нагрузки. Эти работы заняли много времени, поэтому Ме.323 пошел в серию только в сентябре 1942 г. В эксплуатации самолет оказался весьма полезным. По грузоподъемности он превосходил основной транспортник Люфтваффе Ju.52 в пять раз, а по экономичности - почти в два с лишним раза: тратил на тонно-километр всего 0,57 литра топлива против 1 литра у Ju.52. К тому же, несмотря на то, что этот самолет предполагалось использовать только при сильном истребительном прикрытии, уже вторая серия Ме.323 получила мощное оборонительное вооружение, а в 1943 году для эскортирования «Гигантов» был разработан вариант «Крейсер ПВО», буквально напичканный крупнокалиберным вооружением.
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ:
Впервые Ме.321 были применены в сентябре 1941 г на Восточном фронте - доставили снабжение немецким десантникам, высадившимся на остров Сааремаа а Балтийском море. В 1942 из Риги Ме.321 снабжали германские войска под Оршей и Демянском; в 1943 планеры - «Гиганты» из Крыма доставляли грузы войскам Вермахта на Кубани. Во всех этих вылетах громоздкие тихоходные планерные поезда несли серьезные потери от атак советских истребителей.
Самолеты Ме.323 в основном действовали на Средиземноморском и Североафриканском театрах., где сыграли исключительно важную роль в снабжении германского Африканского корпуса. Взлетая с итальянских аэродромов, они доставляли войскам Роммеля продовольствие, амуницию, артиллерию и легкую бронетехнику. За 5 месяцев «самоходные Гиганты» совершили более 1.200 полетов в Тунис и доставили немцам 15.000 тонн грузов, 96 САУ и БТР, 616 орудий и 360 автомобилей. а весной 1943 Ме.323 приняли активное участие в эвакуации германских войск из Африки. Всего на этом театре немцы потеряли 65 Ме.323, из которых 25 были сбиты истребителями противника.
На Восточном фронте Ме.323 впервые «засветились» в январе 1943 когда несколько таких самолетов занялись снабжением окруженной в Сталинграде армии Паулюса. А после падения Туниса в Россию со Средиземноморья были переброшены и все остальные «Гиганты». До мая 1944 г. они совершили на разных направлениях Восточного фронта около 2.000 боевых вылетов и перевезли почти 18.000 тонн военного груза.
Серия сообщений "Вооруженные силы Германии":
Часть 1 - Люфтваффе: самолеты, вступившие в строй до нападения на СССР (01)
Часть 2 - Люфтваффе: самолеты, вступившие в строй до нападения на СССР (02)
Часть 3 - Люфтваффе: самолеты, вступившие в строй до нападения на СССР (03)
Часть 4 - Люфтваффе: транспортные и десантные самолеты и планеры
Часть 5 - Немецкий чех – главный танк группы Гота Pz.Kpfw 38(t) «Praga» (2)
Часть 6 - 2МВ: германские Панцерваффе начала войны - легкие танки
Часть 7 - Маленький «Охотник» - надежда Рейха (1)
Часть 8 - Маленький «Охотник» - надежда Рейха (2)
Часть 9 - 2МВ: германские средние танки и САУ начала войны (1939-1941 гг.)