Автогеральдика. Что значит эмблема, украшающая радиатор твоей машины
Каждая автомобильная эмблема - плод многолетней работы, отражающий традиции и другие важные для владельца компании вещи. Откуда появились логотипы известных автомарок и что они означают? Как правильно произносить названия автомобилей: «Порш» или «Порше»? «Хюндай» или «Хёндэ»? Проводим автоликбез.
Испокон веков автомобили украшали эмблемами, фигурками и статуэтками. Все эти блестящие штуки постоянно отдирали всевозможные дети. Но есть в них еще и какая-то тайна, история происхождения... Иногда даже ты не знаешь, как появился вензель, украшающий радиатор твоей машины, и как он выглядел лет сто назад. А мы - знаем!
Alfa Romeo
Для эмблемы позаимствовали элементы родового герба семейства Висконти, герцогов Миланских: красный крест (напоминает о 1-м крестовом походе, в котором участвовали и члены семейства) и дракон, по легенде убитый в V веке прародителем Висконти.
BMW
Первая эмблема появилась в 1917 году, и изображала вращающийся пропеллер. В 1920-м от пропеллера остался лишь круг, разделенный на четыре четверти, окрашенные в традиционные баварские цвета - белый и синий.
Citroёn
Инженер Андре Ситроен начал карьеру предпринимателя с завода по производству коробок передач. Шестерни в этих коробках ради лучшего сцепления имели специальные зубья в форме шеврона. Их изображение увенчало эмблему компании и больше принципиально не изменялось.
Ferrari
Вставшая на дыбы лошадь впервые появилась на фюзеляже истребителя итальянского аса Франческо Барака. Летчик был сбит в 1918 году, а его мать предложила использовать символ самому Энцо Феррари. Желтый фон - цвет города Модены, где и производят машины.
Nissan
Первоначально круг на эмблеме был красным и символизировал восходящее солнце, а прямоугольник (синий) - небо. В компании считают, что все это выражает девиз «искренность приносит успех». Впрочем, красный и синий цвета со временем уступили под напором холодного металла.
Mitsubishi
Три алмаза перекочевали на эмблему с фамильного герба Ятаро Ивасаки, отца-основателя. Отсюда и название: «мицу» по-японски «три», «биси» - алмаз. Алмазы символизируют честность, ответственность перед обществом и взаимопонимание между народами.
Mercedes-Benz
Фирма создана в 1926 году путем слияния компаний Карла Бенца и Даймлера Готлиба. Звезда от Даймлера намекала на превосходство в 3 средах - на земле, на воде и в воздухе. В 1937-м звезду поместили в круг. (До этого на его месте был лавровый венок от «Бенца».)
Opel
Молния, заключенная в круг, напоминает о легендарном грузовике 30-х годов Opel Blitz Тур 3,6 (молния по-немецки Blitz). До этого знак фирмы был проще - синий овал с надписью Opel, который позже обзавелся нарисованной торпедой. Её и заменили на молнию.
Peugeot
Лев символизирует мощь изделий компании. С ним фирму связал и монумент Льва в Бельфоре, в окрестностях которого расположены заводы Peugeot. Монумент был установлен Огюстом Бартольди (автором статуи Свободы), дабы напоминать о безуспешной немецкой осаде 1871 года.
Porsche
Т.к. фирма находится в Штутгарте, в центре эмблемы поместили герб города с лошадью (город был основан на месте конезавода). Рога и полосы - с герба герцогства Вюрттембергского, столицей коего Штутгарт и являлся.
Renault
Логотипа не было 32 года. В 1922-м появился знак в виде круга с помещенной внутри него на решетке надписью Renault. Знак вешали на клаксон, решетка же позволяла выходить звуку. А когда в 1924-м решетку сделали ромбовидной, изменилась и форма эмблемы.
Rover
Эмблема в виде щита впервые появилась на рамах велосипедов, а с 1904 года перекочевала и на первый автомобиль компании. Изображенный на ней корабль, обрамленный листьями, напоминал о викингах - далеких предках англичан.
Subaru
Звезды на эмблеме символизируют созвездие Плеяд (Subaru по-японски). Другое название - «Семь сестер», в память о превращенных в звезды дочерях древнегреческого титана Атласа.
Toyota
Три эллипса появились в 1989-м. Вертикальный и горизонтальный складываются в букву «Т», а эллипс символизирует «дух созидания в разработках». Окружающее эллипсы пустое пространство также имеет смысл и означает «будущие возможности и развитие технологий».
Volkswagen
Изначально на эмблеме компании был изображен герб замка Вольфсбург, который находился недалеко от заводов Volkswagen. Позже герб упразднили, а на эмблеме появились буквы W. Буквы были очерчены кругом, в таком виде эмблема и существует до сих пор.
Volvo
Первенец автозавода, Volvo Jakob, выпускался с эмблемой в виде диагональной полосы на радиаторе и круга со стрелой (символ мужского начала, в астрологии - символ Марса). В 1975 году круг упразднили, оставив лишь надпись VOLVO.
Как правильно произносить названия автомобилей
«Порш» или «Порше»? «Хюндай» или «Хёндэ»? Проводим автомобильно-лингвистический ликбез.
1. Lamborghini
Непонятно, откуда вообще взялся вариант «Ламборджини», потому что и в родном для этих суперкаров итальянском языке, и в неродном английском марка произносится через «г». При передаче буквосочетания «gh» с итальянского на русский также возможен только вариант с «г».
Вердикт: «Ламборгини».
2. Porsche
«Порш», или «Порше», или «Порше»? В этом случае русскоязычных автолюбителей могло смутить произношение марки на английском - «По(р)ш». Но по правилам транслитерации с немецкого на русский гласная «e» сохраняется и произносится как «э». А для переноса ударения на последний слог нет абсолютно никаких оснований.
Вердикт: «Порше».
3. Hyundai
В этом случае жизнь нам облегчил сам производитель, потому что на своем официальном сайте на русском не стесняется использовать кириллическое название - Хёндэ. И в рекламе компания использует такое же произношение. Никаких «Хёндай», «Хюндай», «Хундай»!
Вердикт: «Хёндэ».
4. Mitsubishi
В названии японской марки дилемма существует в двух местах: «тс» или «ц» и «с» или «ш». Специалисты портала «Грамота.ру» однозначно указывают, что правильно говорить «Мицубиси».
Вердикт: «Мицубиси».
5. Suzuki
На некоторых автомобильных сайтах уверяют, что правильно произносить «Судзуки». Но название российского представительства компании - ООО «Сузуки Мотор Рус» - отметает этот вариант.
Вердикт: «Сузуки».
6. Datsun
В проблеме с бюджетным брендом корпорации «Ниссан» решенная ранее задача с «Мицубиси» не поможет. Мы же транслитерируем с японского, а не с английского. Снова на помощь приходит сайт российского филиала: никакой он не «Дацун», а «Датсун».
Вердикт: «Датсун».
7. Koenigsegg
Название шведских суперкаров только на первый взгляд сложное. Достаточно знать, что «oe» произносится как «ё».
Вердикт: «Кёнигсегг».
8. BMW
Некоторые прозападно настроенные элементы любят козырнуть, называя BMW «Би-эм-дабл-ю». Якобы так и правильно. Но для этого в правилах русского языка нет ни единой предпосылки. Компания-то немецкая.
Вердикт: «Бэ-эм-вэ».
Как названия автомобильных марок произносят в их родных странах: разъясняющее видео
Как-то во время Женевского автосалона журналист испанского издания Coches.net попросил представителей разных автомобильных брендов произнести названия этих самых брендов. Положим, в Ford или Jeep сложно ошибиться, а для более сложных случаях его видеоролик - неплохая шпаргалка, чтобы сойти за своего. По крайней мере, в тусовке автомобильных фанатов. Не говори при итальянцах «Ламборджини», а от других ошибок тебя предостережет этот ролик.
Собственно нарезка начинается с двадцатой секунды. Когда итальянец произносит «Ferrari», даже человек, упавший с Луны, поймет, что это марка крутейших суперкаров.
А с брендом Lexus связан интересный нюанс: его название не японское. Оно было придумано маркетологами прежде всего для США, и японцам произнести его довольно трудно. Во-первых, в японском языке не используется звук «л», а согласные, как правило, разделены гласными. Так что от японца ты скорее услышишь «рэкусус». Впрочем, представитель японского бренда справился достойно.