Это цитата сообщения
Ретрофан Оригинальное сообщениеЛюфтваффе: самолеты, вступившие в строй до нападения на СССР (01)

БОМБАРДИРОВЩИКИ И ДАЛЬНИЕ РАЗВЕДЧИКИ,
ПРИНЯТЫЕ ЛЮФТВАФФЕ В 1939-1941 гг.
К началу 2-й мировой войны в составе Люфтваффе имелось около 3.750 самолетов, 2.000 из которых 1 сентября 1939 г были брошены германским командованием против Польши. В мае 1940 Францию атаковало уже почти 3.300 немецких самолетов. В июле 1940 «Битву за Англию» начали 2.660 немецких самолетов. В ходе этого длившегося без малого полгода грандиозного воздушного сражения немецкие авиазаводы постоянно пополняли силы Люфтваффе, несшие в боях тяжелые потери (к концу октября убыль составила почти 2.000 самолетов!). Затем последовали воздушные операции на Балканах и в Африке, которые обошлись намного меньшими потерями, что позволило Германии пополнить численность Люфтваффе, и в июне 1941 года только на фронт против СССР направить 3.664 самолета!
Во всех этих кампаниях значительную часть германской авиации составляли бомбардировщики, являвшиеся основной ударной силой Люфтваффе. Наиболее массовым немецким «бомбером» начального периода войны был двухмоторный Heinkel He.111, прозванный экипажами за широкие крылья «Летающей лопатой». Следующим по численности был «двухмоторник» Dornier Do.17Z – «Карандаш» (прозван так за узкий фюзеляж). Во французской кампании 1940 года в заметном количестве приняли участие и первые бомбардировщики нового типа – двухмоторные Ju.88; к «Битве за Англию» численность этих самолетов в немецкой авиации значительно увеличилась, а к моменту нападения на СССР «восемьдесят восьмые» стали уже основными бомбардировщиками Люфтваффе, заметно потеснив Не.111, и полностью вытеснив «Карандаши». В последующие периоды этот удачный самолет по численности используемых экземпляров выбился в лидеры немецкой бомбардировочной авиации. А на самых дальних дистанциях – над морем – в интересах германского флота действовали относительно немногочисленные четырехмоторные гиганты FockeWulf Fw.200. Практически все эти типы самолетов использовались в боевых действиях и как бомбардировщики, и как дальние разведчики – ведь без груза бомб дальность полета самолетов значительно увеличивалась. Практичные немцы для повышения эффективности разведки не только использовали разгруженные «бомберы», но и выпускали часть из них с заводов «в разведывательном исполнении» - без оборудования для бомбардировки, но со встроенной фотоаппаратурой, оснащенной высококлассной оптикой.
Средний бомбардировщик Heinkel He.111
Конструкция, производство:
Цельнометаллический двухмоторный моноплан с закрытой кабиной и убирающимися шасси. Переделан в боевой из пассажирского самолета. Серийное производство: 1936 – 1944 гг. Всего изготовлено 7.716 самолетов во множестве модификаций.
ТТХ Не.111Н-3 (с 1939 г):
Двигатели: 2 Jumo 211D-1 по 1.200 л.с. каждый. Максимальная скорость: 425 км/ч. Потолок: 8.000 м. Дальность: 2.000 км. Вес пустого 6.700 кг; вес взлетный: 13.120 кг. Вооружение: 7х7,92-мм пулеметов. Бомбы до 2.000 кг. Экипаж 5 человек.
ТТХ Не.111Н-16 (с 1943 г):
Двигатели: 2 Jumo 211F-2 по 1.350 л.с. каждый. Максимальная скорость: 436 км/ч. Потолок: 6.700 м с бомбами; 8.500 м без бомб. Дальность: 2.060 км с бомбами. Вес пустого 8.690 кг; вес взлетный: 14.000 кг. Вооружение: 1х20-мм пушка, 1х13-мм и 6-7х7,92-мм пулеметов. Бомбы до 2.500 кг. Экипаж 5 человек.
Боевые качества:
В начальный период войны Не.111 являлся настоящей «рабочей лошадью» Люфтваффе. Для того времени Хейнкель был прекрасным бомбардировщиком с хорошими летными данными и отличной управляемостью. Самолет был неприхотлив, удобен в обслуживании и живуч, а потому пользовался чрезвычайной популярностью среди летчиков. Не.111 нес хорошую для начального периода войны бомбовую нагрузку и имел большую для среднего бомбардировщика дальность полета. Однако серьезным недостатком «Лопаты» являлась слабость ее оборонительного вооружения – только пулеметы винтовочного калибра, причем при общем обилии стволов максимальное количество способных «работать» по одной цели установок – не более 3 пулеметов. Правда, уже к середине войны скоростные данные этого самолета стали неудовлетворительными; тем не менее, он применялся немцами до самого конца боев. На версиях с 1943 г обеспечивалась бронировка мест стрелков, а защитное вооружение усиливалось за счет замены обычных пулеметов «спарками», или установки крупнокалиберного оружия.
Боевое применение:
Не.111 участвовал в боях с первого и до последнего дня войны; в начальный период он являлся самым массовым бомбардировщиком Люфтваффе (хотя в 1942-43 гг. его превзошел по численности бомбардировщик Ju.88). «Лопата» широко использовалась на всех фронтах, где действовала германская авиация. Фактически He.111 представлял собой многоцелевую машину (недаром немецкие летчики дали ему еще одно прозвище – «Maedchen fuer alles» - «Девочка для всех»). Самолет применялся как дневной и ночной бомбардировщик, торпедоносец, дальний разведчик, транспортник, буксировщик планеров; во время «Сталинградской битвы» несколько «Лопат» были даже превращены в ночные истребители. А в конце войны Не.111 стал летающей платформой для запуска крылатых ракет.
Средний бомбардировщик Dornier Do.17
Конструкция, производство:
Цельнометаллический двухмоторный высокоплан с двухкилевым оперением, закрытой кабиной и убирающимися шасси. Переработан в боевой из почтового самолета. Серийное производство: 1937 – 1940 гг. выпускался в пяти боевых модификациях (не считая экспериментальных и экспортных вариантов) – E, F, M, P, Z; всего изготовлено 1.102 самолета (580 ранних модификаций, и 522 – крупносерийной версии Do.17Z с расширенной кабиной пилотов).
ТТХ версии Dornier Do.17Z-2:
Двигатели: 2 Bramo 323A-1 по 1.000 л.с. каждый. Максимальная скорость: 410 км/ч; потолок: 8.200 м; дальность: 1.150 км (с 500 кг бомб). Вес пустого 5.210 кг; вес взлетный: 8.590 кг. Вооружение: 6х7,92-мм пулеметов. Бомбы: 1.000 кг. Экипаж 4 человека.
Боевые качества:
Dornier Do.17 имел хорошее оснащение: автопилот, мощную радиоаппаратуру, кислородные приборы для полетов на большой высоте. Самолет был наиболее технически надежным бомбардировщиком Люфтваффе, и потому пользовался большой популярностью среди экипажей и обслуживающего персонала. Но Do.17 обладал и существенными недостатками: невысокой скоростью, недостаточной для бомбардировщика дальностью полета и малой для самолета такого класса бомбовой нагрузкой (много бомб Дорнье не мог принять из-за невозможности поместить их в узком фюзеляже самолета). Расположение защитного вооружения Do.17 немцы считали очень удачным; англичане же обнаружили в таком расположении много мертвых зон, и относились к Дорнье, как к легкой добыче.
Боевое применение:
Ранние модификации Dornier Do.17 (E, F, M, P), которые немцы и называли «Карандашами», в начале войны применялись в большинстве своем как дальние разведчики. Самолеты версии Do.17Z («Головастики») в это время являлась наряду с Не.111 основными бомбардировщиками Люфтваффе. Однако уже в ходе «Битвы за Англию» скорость и бомбовая нагрузка самолета были признаны недостаточными, и в течение первой половины 1941 все Do.17Z в бомбардировочных частях были постепенно заменены на Ju.88.
Средний бомбардировщик Junkers Ju.88
Конструкция, производство:
Цельнометаллический двухмоторный моноплан с закрытой кабиной и убирающимися шасси. Представлял собой многоцелевой самолет; изначально создавался, как боевой. Серийное производство: 1939 – 1945 гг. Всего изготовлено 15.100 самолетов; из них 9.300 в варианте бомбардировщика (остальные представляли собой дальних разведчиков, дневные и ночные тяжелые истребители).
ТТХ основной бомбардировочной версии Junkers Ju.88А-1 (с 1939 г):
Двигатели: 2 Jumo 211В-1 по 1.210 л.с. каждый. Максимальная скорость: 450 км/ч; потолок: 9.800 м. Дальность: в зависимости от бомбовой нагрузки от 990 до 1.690 км. Вес пустого 7.700 кг; вес взлетный: 10.400 кг. Вооружение: 3х7,92-мм пулемета. Бомбы 1.500 кг. Экипаж 4 человека.
ТТХ основной бомбардировочной версии Junkers Ju.88А-4 (с 1941 г):
Двигатели: 2 Jumo 211J-1 по 1.350 л.с. каждый. Максимальная скорость: 467 км/ч; потолок: 8.200 м. Дальность: в зависимости от бомбовой нагрузки от 1.780 до 2.710 км. Вес пустого 9.870 кг; вес взлетный: 14.000 кг. Вооружение стандартное: 6х7,92-мм пулеметов (3 спарки); возможна замена части 7,92-мм двумя 13-мм пулеметами. Бомбы 1.500 кг (стандарт; в перегруз – до 2.000 кг). Экипаж 4 человека.
Боевые качества:
Junkers Ju.88 стал одним из наиболее удачных самолетов Германии. Он был универсален, и мог использоваться для выполнения самых разных задач: как бомбардировщик, дальний разведчик, торпедоносец, а так же дневной и ночной истребитель (об истребительных вариантах Ju.88 будет рассказано в соответствующих статьях). Самолет отличался надежностью, живучестью, большой грузоподъемностью и хорошей дальностью полета. Ранние модификации имели недостаточное оборонительное вооружение; но по опыту боев количество пулеметных стволов на Junkers Ju.88 было увеличено путем установки спаренных пулеметов.
Боевое применение:
Бомбардировщики Junkers Ju.88 пока еще в малом количестве начали участвовать в боях с весны 1940; а в течение 1941-1942 Ju.88 постепенно составили основу бомбардировочной авиации Германии, став самыми массовыми немецкими самолетами этого класса. До самого конца войны Ju.88 участвовали в боях на всех фронтах Запада, Востока и Африки, где действовали Люфтваффе.
Дальний бомбардировщик Focke-Wulf Fw.200 «Condor»
Конструкция, производство:
Цельнометаллический четырехмоторный моноплан с закрытой кабиной и убирающимися шасси. Переделан в боевой из пассажирского самолета. Серийное производство: 1940 – 1944 гг. Всего изготовлено 280 самолетов.
ТТХ версии Fw.200C-3 (с 1941 г):
Двигатели: 4 BMW Bramp 323R-2 по 1.200 л.с. каждый. Максимальная скорость: 360 км/ч; потолок: 8.000 м. Дальность: 3.560 км. Вес пустого 17.000 кг; вес взлетный: 22.700 кг. Вооружение: 1х20-мм пушка, 3х13-мм и 2х7,92-мм пулемета. Бомбы: до 2.100 кг. Экипаж 7 человек.
Боевые качества:
Fw.200, имевший «гражданские корни», оказался неудачным бомбардировщиком. Низкая скорость полета, малый для тяжелого самолета потолок, слабое оборонительное вооружение ранних версий (3х7,92-мм пулемета), плохое бронирование и низкая боевая живучесть (слишком большая площадь крыльевых бензобаков обязательно поражалась при обстреле) сделали невозможным применение «Кондора» даже в качестве ночного бомбардировщика. Поэтому Fw.200 стали применять в дальних морских операциях, где встреча с вражескими истребителями была редкостью; в качестве морского разведчика, бомбардировщика и торпедоносца «Кондор» проявил себя несколько лучше.
Боевое применение:
Первые Fw.200 в морских операциях стали применять с августа 1940 г.; поначалу достаточно успешно (за 6 месяцев 8-9 имевшихся в строю «Кондоров» потопили 85 английских судов). Однако, когда союзники начали использовать для прикрытия конвоев авианосцы и переоборудовали в тяжелые истребители свои дальние бомбардировщики В-24, эффективность Fw.200 значительно снизилась. Немцы планировали сменить этот неудачный самолет на разрабатывавшийся дальний бомбардировщик Не.177, однако из-за так и не устраненной технической ненадежности новой машины были вынуждены использовать «Кондора» до самого конца войны. Правда, в 1944-1945 Германия все чаще применяла Fw.200 просто как транспортный самолет (первый такой опыт был сделан еще в конце 1942 г. под Сталинградом).
Если вам понравилась эта статья, загляните на мой новый сайт «Войны и оружие прошлого» по адресу: http://retroflayer.ru/publ/. Там еще много интересных статей по самым различным вопросам военной истории.