Это цитата сообщения
Ретрофан Оригинальное сообщениеМАЛЫЙ ТАНК Т-60 – «СТАЛИНСКИЙ ТАНК ОТЧАЯНИЯ» (2)

Колонна танков Т-60 отправляется с Горьковского автозавода на фронт
Часть 2.
СТРОИТЬ! СТРОИТЬ - ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ ВОПРЕКИ…
Кроме московского завода №37 к изготовлению новых малых танков было решено подключить так же Харьковский (ХТЗ) и Горьковский (ГАЗ) заводы. То, что строительством машин Астрова смог заняться даже автомобильный (!) завод, говорит о простоте производства этих танков. А это стало огромным «плюсом» в авральных условиях начального периода войны, усугубленных огромными потерями бронетехники на фронте. Но вот на Харьковском заводе дело не пошло: не успел завод толком подготовиться к строительству «астровских» танков, как в октябре началась его эвакуация: немецкие войска прорвались к городу и так стремительно захватили его, что им досталась даже часть оборудования завода, которое не успели вывезти в Сталинград. А тут еще началась и эвакуация московского завода №37 - германские войска приближались к столице, и танковое производство решили перевести в Свердловск. В результате этих эвакуаций массовый выпуск «промежуточного» Т-30 полностью остановился. Таким образом, на несколько месяцев (самых критичных в военном отношении – ведь враг находился под Москвой!) единственным производителем танков Астрова остался только Горьковский автомобильный завод! Именно в это время на ГАЗ на должность заместителя главного конструктора завода был переведен Николай Астров. С того момента все дальнейшие работы по совершенствованию темы «060» велись именно в Горьком. Таким образом, статус головного предприятия-разработчика малого танка перешел от завода №37 к заводу ГАЗ…
Выпуск Т-60 на горьковском ГАЗ имени Молотова
Несмотря на то, что ГАЗ являлся автомобильным заводом, у его персонала был некоторый опыт работы с бронированной техникой – именно ГАЗ изготавливал шасси для бронеавтомобилей БА-20 и БА-10М, а так же строил разведывательные бронеавтомобили БА-64. Тем не менее, поставленная перед коллективом задача была крайне сложной: требовалось наладить массовое строительство Т-60, не сокращая при этом выпуск БА-64, крайне необходимых фронту 1,5-тонных грузовиков (ГАЗ был единственным их производителем в стране!), да еще командирской машины ГАЗ-61 и артиллерийского тягача ГАЗ-61-416. Из-за этого, а так же по вине заводов-смежников, затягивавших поставки брони, башен, пушек, раций и т.п., производство танков Астрова разворачивалось крайне медленно. Из запланированных к выпуску во второй половине сентября 25 Т-60 было сдано только 3 машины; из 300 танков, которые ГАЗ должен был построить за октябрь, к 20 октября было выпущено только 79 Т-60. Между тем танки требовались фронту как воздух: довоенные бронированные армады Советского Союза растаяли буквально за 2 – 3 месяца боев, и Красной Армии катастрофически не хватало бронетехники, чтобы «обломать» германские танковые «клинья», то тут, то там взрезавшие оборону РККА... Поэтому вопрос о налаживании выпуска Т-60 взял под контроль лично нарком обороны СССР товарищ И.В. Сталин, а разбираться в проблемах завода на предприятие прибыл нарком танковой промышленности В.А. Малышев. Результат не замедлил сказаться: за последние 10 дней октября план по производству 300 «шестидесяток» был не только выполнен, но даже перевыполнен! Правда, далось это высокой ценой: практически, почти полной остановкой автомобильного производства. На заводе полностью отказались от строительства артиллерийских тягачей ГАЗ-61-416, приостановили выпуск броневиков БА-64, до минимума снизились поставки армии грузовых «полуторок». Поставщики, не успевавшие «клепать» из брони корпуса и башни для Т-60, под угрозой расстрелов в спешке начали слать на ГАЗ не востребованные из-за эвакуации двух других заводов составляющие от танков Т-30. В результате многие из выпущенных ГАЗом в октябре-ноябре танков представляли собой не «чистые» Т-60, а «мутантов», собранных из наспех подогнанных друг к другу деталей от машин разных моделей - этакая помесь Т-30 с Т-60. Толчок, полученный Горьковским автозаводом от наркомов, «работал» и после отъезда Малышева: постоянно перевыполняя план, ГАЗ до конца 1941 г выпустил 1314 танков Т-60, из которых 1245 успели к Новому году поступить в войска. И это – несмотря на то, что осенью 1941 г ГАЗ в дополнение к производству танков и автомобилей по распоряжению ГКО начал так же выпуск минометов, пистолетов-пулеметов ППШ и различных боеприпасов (включая реактивные снаряды для «Катюш»)! Более тысячи построенных за короткий срок танков – серьезное подспорье для восполнения потерь Красной Армии, которая смогла в конце ноября выставить для защиты Москвы всего около тысячи бронированных машин! Таким образом, поспешное, фактически незапланированное создание малого танка Т-60, при всей его слабости в боевом отношении, благодаря дешевизне и быстроте производства «шестидесятки» стало достаточно важным фактором для достижения победы под Москвой…

Изготовление корпуса Т-60
Нужно сказать, что осенью-зимой 1941 года ради ускорения выпуска и удешевления производства на Т-60 был проведен целый ряд упрощений конструкции, часть из которых всерьез ухудшила и без того не слишком высокие боевые возможности малой машины. Среди наиболее важных вынужденных ухудшений нужно назвать отказ от радиостанций, отказ (правда, только на зимнее время) от масляного радиатора и вентиляции двигателя, замена оптических прицелов (в случаях недостатка оптики) механическим целиком и жесткой мушкой, замена механического кронштейна подъема пушки примитивным плечевым упором для стрелка. Кроме того, в спешке и условиях дефицита многих материалов значительная часть танков получила катки без резиновых бандажей, что усилило тряску машин и их шумность в движении. Однако необходимо отметить, что уже после победы под Москвой появилась возможность отказаться от большинства этих вынужденных упрощений, и с февраля 1942 на вновь выпускаемые Т-60 ставился полный комплект оптики и приборов. Тогда же стала обязательной установка на танке лобового листа толщиной 35 мм – до этого из-за недостатка такой брони и оборудования для работы с ней на большинстве поспешно выпущенных Т-60 ставились лобовые листы толщиной 20 мм – как на Т-30. Тогда же отказались от установки на новых строившихся Т-60 тонкостенных конических башен от Т-40 и Т-30, которые ранее устанавливались на многих танках ради быстрого увеличения количества выпущенных машин. На таких танках-«мутантах» (тех что сумели выжить после ожесточенных боев под Москвой) толщину брони увеличивали путем экранировки; новые машины поступали в войска уже в проектном, утвержденном руководством виде – с более толстой броней лба и башни.
Опыт боевого применения Т-60 в битве под Москвой подтвердил и до того очевидную для специалистов слабость 20-мм пушки для борьбы со средними танками, число которых в немецких войсках после встречи с советскими Т-34 и КВ стало быстро и неуклонно увеличиваться. Исчезновение из германских частей легких танков и усиление бронетехники противника, сделавшее «шестидесятку» практически неспособной бороться с немецкими танками, вынудило конструкторов ГАЗа вновь вернуться к мысли установить на Т-60 45-мм, или хотя бы 37-мм пушку. Однако попытки втиснуть в башню «малютки» Т-60 какое-либо из этих орудий окончились неудачей: слишком тяжелые для 5-тонного танка пушки нарушали баланс как самой башни, так и всего танка, башня которого ради размещения в корпусе мотора изначально была смещена на левый борт. К тому же экспериментальные машины показали, что из-за тесноты башни командир танка с трудом выполняет сразу две функции - и заряжающего, и стрелка; а это приводило к снижению эффективности ведения огня (с ТНШ-20 такая проблема не возникала – пушка имела автоматическое ленточное заряжание). Чтобы ускорить работу командира с пушкой, требовалось увеличить размеры башни; но увеличение башни неизбежно требовало увеличения и длины танка, а увеличение размеров и веса вынуждало усилить двигатель… В общем, сам собой напрашивался вывод о создании новой, более массивной машины, и Астров приступил к разработке (с учетом опыта «шестидесятки») легкого танка с 45-мм пушкой, впоследствии получившего обозначение Т-70. Это было правильным решением: слишком легкий Т-60 фактически не имел возможности для улучшения, а армии требовались танки более высокого класса, с более мощным вооружением. Поэтому весной 1942 г, как только разработка Т-70 была завершена, и ГАЗ приступил к постройке его опытных образцов, производство Т-60 начало постепенно сокращаться. А в июле 1942 г ГКО издал постановление о прекращении выпуска Т-60, и последние пять построенных «шестидесяток», изготовленных на ГАЗ в первых числах августа, отправились уже не на фронт, а в Горьковское танковое училище.

Сварка граненой башни танка Т-60
Выпуск Т-30 и Т-60 на заводе №37 в Свердловске
Эвакуированному из Москвы в Свердловск заводу №37 было предписано закончить установку на новом месте оборудования к 20 января 1942 г, но до этого выпустить 5 танков в ноябре и 150 – в декабре. Однако такое задание оказалось нереальным. За декабрь строившийся фактически заново завод изготовил всего 22 танка. Причем, хотя правительству рапортовали о начале производства на новом месте Т-60, на самом деле все построенные танки оказались Т-30 (создававшаяся в документации путаница с обозначением моделей сработала, и администрации завода удалось «пустить пыль в глаза» наркомату танкостроения!). Рабочие трудились в наспех построенных, еще не отапливаемых помещениях, изготовленных второпях и некачественно (фундаменты под станками при работе трескались и рассыпались). Тем не менее, за январь 1942 завод №37 собрал 200 танков – и опять все эти машины относились к модели Т-30 (из них 101 танк получил дополнительную экранировку брони). Лишь с середины февраля началось производство модели Т-60 (из 147 выпущенных танков 67 были «шестидесятками», а остальные – «тридцатками»). А уже в марте завод №37 получил предписание об организации производства танков Т-70, и только-только с большим трудом налаженный выпуск Т-60 было велено сворачивать! Обалдевшая от такого неожиданного приказа администрация завода обратилась прямо к наркому танковой промышленности. Малышеву объяснили, что чертежи Т-70 еще не получены из Горького, и как долго будет длиться освоение новой конструкции, пока неизвестно; к тому же и техническая подготовка к выпуску новой, более тяжелой машины займет очень много времени. В результате снятие с производства Т-60 неизбежно приведет к тому, что какое-то время завод просто не будет выпускать бронетехники, и Красная Армия в этот период не получит несколько сот так необходимых фронту танков. Нарком согласился с доводами дирекции, и заводчане продолжили массовое строительство Т-60, параллельно постепенно разбираясь в том, что же собой представляет Т-70. При этом значительная часть «свердловских» танков получила в качестве двигателя вместо стандартного ГАЗ-202 (Горьковский автозавод подвел с поставкой этих моторов) «движки» ЗИС-5/ЗИС-16 – вот когда пригодилась теоретическая возможность установки на Т-60 другого мотора, предусмотренная при разработке корпуса еще в июле 1941 г.!
Уж не знаю, почему администрация завода №37 была настроена против трудоемкого по их мнению Т-70 (возможно, это была обыкновенная ревность к машине «перебежчика» Астрова, ушедшего на ГАЗ), но дирекция делала все возможное, чтобы не строить этот танк. Несмотря на то, что Т-60 фактически не имел возможностей для развития, заводчане упорно пытались модернизировать «шестидесятый», чтобы продолжать его выпуск вместо «семидесятки». Они разрабатывали для Т-60 более толстую литую башню (оказавшуюся слишком тяжелой), проводили неудачные эксперименты с установкой тележек вместо опорных катков, разрабатывали уширители гусениц, которые должны были не позволять машине проваливаться в снег (но эти уширители на ходу постоянно ломались). Убедившись, что Т-60 не модернизируется, администрация завода организовала разработку и испытания собственного танка Т-45, вооруженного 45-мм пушкой. В конце мая заводчанам удалось создать машину, минимально отличавшуюся по простоте изготовления от Т-60; при этом танк получил башню толщиной 35 мм (правда, из-за этого вес машины увеличился почти до 7 т). В целом танк на испытаниях показал себя неплохо – появись он в начале 1942 года, его бы, несомненно, приняли на вооружение. Но к лету 1942 на вооружении уже состоял, и даже серийно выпускался более перспективный Т-70, так что от производства Т-45 ГКО отказался.

Экспериментальный танк Т-45, вооруженный 45-мм пушкой.
Разработка Свердловского завода №37 на базе танка Т-60
А 3 июля на завод пришел новый приказ о прекращении выпуска Т-60 и переходе предприятия на массовое производство Т-70. Однако «ненавистные» ему Т-70 завод №37 так и не стал строить – уже 28 июля предприятие перепрофилировали на производство средних танков Т-34… Правда, даже занимаясь выпуском «тридцатьчетверок», свердловские танкостроители еще вплоть до февраля 1943 г отправляли в войска и построенные ими еще весной - летом 1942 года «шестидесятки»: из-за задержки заводом-поставщиком доставки траков для этих машин, большое количество изготовленных Т-60 стояло на территории завода и вокруг него – без гусениц (из-за этого бардака в некоторых книгах по истории танкостроения ошибочно утверждается, что выпуск Т-60 в Свердловске продолжался до начала 1943 г)… Всего же завод №37 построил 1.033 малых танков, став последним предприятием, закончившим сдачу Т-60 в войска.
Выпуск Т-60 Сталинградским заводом №264
Сталинградский завод №264 относился к наркомату судостроительной промышленности и занимался постройкой бронекатеров. Осенью 1941 завод принял эвакуированное оборудование и специалистов с харьковского ХТЗ, получив при этом распоряжение наладить выпуск танков Т-60. Правительство дало срок на установку оборудования до 1 декабря, но при этом потребовало уже в ноябре изготовить 30 Т-60, и за декабрь построить уже 150 танков. Однако за ноябрь не выпустили ни одной машины (из-за отсутствия двигателей), по той же причине за декабрь изготовили всего 45 танков. То же продолжалось и в 1942 году: за январь выпустили 101 Т-60 при задании в 240 машин; и в последующие месяцы завод выполнял спущенные планы не более, чем наполовину. Лишь в апреле заводу удалось выполнить план – построить 255 танков (при плане 250 шт). Особенностью сталинградских Т-60 была установка более тонких броневых листов с последующим их экранированием. В июле 1942 завод перешел на производство Т-34 и Т-70; всего же за время выпуска Т-60 завод №264 изготовил 1.174 таких танка.

Сборка танка Т-60
Выпуск Т-60 Кировским заводом №38 им. Куйбышева
Завод №38 был создан в Кирове путем слияния эвакуированного Коломенского машиностроительного завода имени Куйбышева, и Кировского машиностроительного завода имени 1-го Мая. Ноябрь и декабрь 1941 года ушли на формирование завода и организацию производства танков. Но в январе вместо 200 заказанных Т-60 удалось построить всего 4 Т-30 (они были собраны из привезенного задела элементов). Причинами фактического провала производства стали отсутствие необходимых для сборки танков деталей, и то, что 30% всего имевшегося оборудования было переведено на производство систем залпового огня М-13 «Катюша». Так как производство М-13 было приоритетным, план по выпуску Т-60 в феврале был снижен до 75 танков (план был выполнен; но не менее 10 изготовленных машин были Т-30, а не Т-60). Пика производство танков на этом заводе достигло в апреле - 163 Т-30 и Т-60. Но в мае завод №38 занялся строительством танков Т-70, и выпуск Т-60 начал сокращаться. При этом документация завода настолько запутана в определениях Т-30, Т-60 и даже Т-70, что установить точное число выпущенных машин по моделям практически невозможно. Известно только, что с января по июль 1942 г завод №38 изготовил 568 комплектов корпусов и башен малых танков, из которых были собраны не менее 524 машин моделей Т-30 и Т-60, а еще как минимум 10 шасси этих машин были переданы под установку залповых реактивных систем М-8.

Установка залпового реактивного огня М-8-24 на базе танка Т-60
ТАК СКОЛЬКО ВСЕГО СДЕЛАЛИ МАЛЫХ ТАНКОВ?
Суммарное количество выпущенных всеми предприятиями малых танков точно установить невозможно. Виной тому авральность работ в катастрофических условиях начала войны, которые не всегда фиксировали документально; утеря части документов при поспешной эвакуации предприятий; искусственно созданная в бумагах путаница с номерами «изделий» и неверное определение разных моделей танков при получении в войсках. А так же традиционный для отечественных предприятий бардак в учете, хранении и отгрузке произведенной техники. В частности, известно, что в Свердловске завод №37 собрал и сдал войскам заметно меньше танков, чем было произведено «коробок», башен и шасси для этих машин. Мало того, не менее полутора сотен уже почти собранных Т-60 бесполезно ржавели вокруг территории этого завода, вместо того, чтобы отправиться на фронт.
В результате в разных источниках указываются разные цифры выпущенных за время войны малых танков: от 5.662 до 6.045 (чаще других встречается цифра в 5.915) единиц. При этом не уточняется: входят ли в указанное число и «промежуточные» Т-30, или это только «основные» Т-60? К тому же авторы части изданий считают танк Т-30 не ранним вариантом Т-60, а поздней версией Т-40; и в данных исследованиях указывается общее число изготовленных «тридцаток» и «сороковок». Кстати, ни в одном издании я не нашел отдельного точного числа выпущенных как Т-30, так и Т-40. Известно только, что к 22.06.1941 было изготовлено 222 Т-40, а количество этих машин, произведенное за июль-август 1941 «теряется во мраке». Дальше обычно идут цифры, обобщенные с Т-30, и опять разные: от 709 до 930 единиц. В общем: «да здравствует советская статистика, самая точная в мире»…
Обобщая во многом противоречивую информацию, полученную при изучении книг по данной теме, автор этой работы осмелился предположить следующее. Вероятнее всего, танков Т-40 советская промышленность в общей сложности смогла выпустить около 300 - 350 штук, Т-30 – чуть больше 500 единиц, а Т-60 – несколько более 5.500 экземпляров. К этому нужно прибавить точно подтвержденные документами цифры выпущенных на базе Т-30 и Т-60 самоходных установок реактивного залпового огня М-8 («Гусеничных Катюш»): с сентября 1941 по июль 1942 было изготовлено 248 таких установок. Кроме того, некоторое количество шасси малых танков было использовано для создания самоходных артиллерийских установок различного назначения (впрочем, оставшихся только единичными экспериментальными, и так и не запущенными в серию). Но самым удивительным экспериментом стала попытка сделать Т-60… летающим танком! Для вооружения воздушно-десантных войск РККА Наркомат авиационной промышленности начал в конце 1941 г разработку проекта крылатого танка, который бы мог на буксире за самолетом быстро перебрасываться в район боевых действий. Предполагалось, что планер, представлявший собой танк, снабженный крыльями, будет отцепляться от самолета недалеко от цели, бесшумно планировать, а после посадки сбрасывать крылья и вступать в бой. Для реализации этого проекта и выбрали самый легкий танк - малый Т-60, который должен был буксировать бомбардировщик ТБ-3. Испытания этой «сцепки» в полете были проведены 2 сентября 1942 г. И хотя крылатый Т-60 успешно спланировал и приземлился, дальнейшие работы над проектом прекратились. Из-за недостаточной мощности моторов буксирующего самолета танк летел на слишком малой высоте, и полет едва не завершился катастрофой; а других, более мощных машин для буксировки танков ВВС СССР практически не имели…

Бронированный планер А-40 представлял собой оснащенный сбрасываемыми крыльями танк Т-60
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ