Это цитата сообщения
Ретрофан Оригинальное сообщениеГосударственные эмблемы на самолетах 1-й мировой войны (1)
Часть 1.
ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ АЭРОПЛАНОВ АНТАНТЫ
С развитием боевых действий 1-й мировой войны начались воздушные схватки между летчиками противоборствующих сторон. Соответственно, сразу же возникла потребность в идентификации встречающихся в воздухе аэропланов, в определении, свой это самолет, или чужой. Тем более, что авиация в начале 20-го века развивалась за счет индивидуальных усилий энтузиастов, а потому держалась на коммерческой основе и была фактически интернациональной. Создатели удачных аэропланов продавали их, или патенты на их производство фактически во все страны. В результате в начале войны противники зачастую летали на одинаковых машинах, и определить врага по силуэту было просто невозможно. Поэтому-то и стали рисовать на всех аэропланах государственные эмблемы, чтобы по ошибке не атаковать «своего» или не пропустить врага.
ФРАНЦИЯ

Опознавательные знаки французской авиации и их стандартное расположение
Приоритет в деле изобретения и внедрения авиационных опознавательных знаков принадлежит французам. Франция тогда была лидером в деле авиастроения, на французских аэропланах летало большинство авиаторов Европы. Именно поэтому, чтобы отличать свои самолеты от точно таких же чужих, еще в июле 1912 г., за два года до начала войны, французская Инспекция по Аэронавтике издала приказ о введении опознавательных знаков. На верхних и нижних поверхностях крыльев всех аэропланов французского Военного ведомства было приказано изображать красно-бело-синие концентрические круги. Эти знаки были скопированы с матерчатых кокард, которые носили на головных уборах солдаты времен Великой французской революции. Позже появился дополнительный идентификационный знак - раскрашенный вертикальными полосами тех же цветов руль поворота. Интересно, что эта инструкция предписывала рисовать эмблемы только на крыльях; наносить знаки на борта не требовалось. Поэтому фактически все французские аэропланы 1-й мировой войны летали без бортовых опознавательных знаков; если таковые все же встречались, то они были личной инициативой выпускавших самолеты авиафирм или самих пилотов.
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

В английской авиации опознавательные знаки появились позже, чем во Франции. Первым символом государственной принадлежности был маленький британский флажок «Юнион Джек», изображенный на руле поворота или на борту фюзеляжа. Иногда руль целиком раскрашивали в виде флага. Эта система обозначений использовалась в британской авиации примерно до середины 1915 года.
Одновременно с введением ранних государственных знаков в армейской авиации для аэропланов военно-морского флота британцы придумали особую систему обозначений, состоящую из бело-красных кругов на крыльях и изображения английского флага на бортах фюзеляжа. Однако и эта система просуществовала недолго; в конце 1915 года от нее отказались. И с зимы 1915 - 1916 годов морские аэропланы стали нести те же опознавательные знаки, что и британская армейская авиация.
В 1915 году англичане по примеру французов ввели сине-бело-красные круги на крыльях и полосы на руле, однако порядок цветов в кокардах был обратным французскому. Британские опознавательные знаки наносились не только на концы крыльев, но и на борта фюзеляжа за кабиной. На машинах, покрытых защитной краской, «кокарды» поначалу рисовали прямо поверх камуфляжа, но, поскольку синий внешний круг на больших расстояниях сливался с фоном, в мае 1917 г. вышла директива, предписывающая окружать опознавательные знаки, нанесенные на верхнем крыле и фюзеляже, тонкой белой обводкой.
РОССИЯ
На русских самолетах опознавательные знаки появились после того, как в апреле 1914 г. Генеральный штаб издал инструкцию, предписывавшую наносить на капот мотора каждого военного аэроплана изображение государственного герба - двуглавого орла. Эта же инструкция требовала рисовать на нижней поверхности крыльев концентрические круги национальных цветов.
Однако требование инструкции изображать двуглавых орлов выполнялось далеко не всегда – летчики просто не видели в этом распоряжении смысла, так как различить маленькую эмблему в воздухе было практически невозможно. Зато красно-сине-белые круги, хорошо видимые даже с большого расстояния, многие пилоты с самого начала войны рисовали не только на нижних, но и на верхних поверхностях крыльев. Позже они появились на бортах фюзеляжей, рулях поворота, а иногда еще и на стабилизаторах и даже на дисках колес.
У русских кокард, в отличие от английских и французских, радиус центрального (белого) круга был значительно больше ширины синей и красной обводок. Исключение составляли машины, полученные из-за границы, на которых опознавательные знаки накрашивались еще в стране-производителе. Кроме того, часто на самолетах французской постройки, предназначенных для России, рули поворота раскрашивались вертикальными бело-сине-красными (от носа к хвосту) полосами, а у машин русского производства обычно на них рисовали круги.
В некоторых случаях кокарды имели тонкую белую обводку, а иногда такая же тонкая белая линия отделяла синий цвет от красного. Особые знаки несли бомбардировщики «Илья Муромец» и истребители сопровождения «Сикорский» С-16, входившие в «Эскадру воздушных кораблей». У многомоторных тяжелых бомбардировщиков и истребителей этой эскадры на бортах, а иногда и на рулях поворота изображались треугольные вымпелы цветов российского флага. Особые знаки несли и аэропланы императорского военно-морского флота. На бортах или рулях поворота аэропланов и гидросамолетов морской авиации изображали Андреевский флаг - знамя императорского военно-морского флота; но на крыльях наносились такие же красно-сине-белые круги, что и на армейских самолетах.
После революции 1917 года Россия вышла из 1-й мировой войны, однако в стране разгорелась гражданская война. Вместе с разделившейся на враждующие лагеря страной раскололась и российская авиация. При этом авиация Белой Гвардии сохранила опознавательные знаки императорского времени, а вот авиаторы Красной Армии довольно долго не имели утвержденного опознавательного знака, и потому обозначали свои самолеты по собственному усмотрению. Часто для этого использовалось изображение красной звезды, однако форма и размер звезд зачастую были самыми разнообразными. Кроме звезд могли использоваться и какие-то другие изображения, главное – чтобы в них присутствовал красный цвет. При этом сохранившиеся на аэропланах старые императорские знаки закрашивались редко, чаще они использовались как фон для нового знака.
Опознавательные знаки авиации Красной Армии в годы гражданской войны
были очень разнообразны
ИТАЛИЯ
Италия вступила в войну позже других ведущих европейских держав, но опознавательные знаки появились на итальянских самолетах уже в августе 1914 года. Первоначально они представляли собой герб королевской семьи - черный орел с красным геральдическим щитом на груди, а на щите нанесен прямой белый крест. Этот герб изображался на руле поворота. В 1915 году эмблему дополнили белые кольца и диагональные полосы на крыльях.
После вступления в войну вид итальянских опознавательных знаков коренным образом изменился. По примеру других стран Антанты рули поворота стали окрашивать вертикальными полосами цветов национального флага - зеленой, белой и красной. Но итальянцы пошли еще дальше - теми же цветами начали красить еще и нижние поверхности крыльев (у бипланов - нижнего крыла). При этом 2/3 левого крыла целиком красили в красный цвет, 2/3 правого - в зеленый, а участки обоих крыльев, примыкающие к фюзеляжу, красили в белый, или оставляли в цвете лакированного полотна. Очевидно, в Италии решили, что пытаться сделать самолет незаметным с земли все равно бесполезно, так пусть уж, по крайней мере, не возникнет проблем с его идентификацией.
Итальянские истребители с «обратными» образцами государственных знаков
Сверху на крылья наносили красно-бело-зеленые кокарды. При этом встречались опознавательные знаки с центральным красным и внешним зеленым кругом, а также – с обратным порядком расположения цветов. Во втором случае речь, скорее всего, шла о самолётах, полученных из Франции, у которых центральные синие круги просто закрашивались зеленой краской. Кокарды на бортах фюзеляжей изображались не всегда. Иногда вместо них (или одновременно с ними) рисовали тактические номера самолетов, различные декоративные рисунки, эмблемы эскадрилий или индивидуальные эмблемы пилотов. В некоторых случаях тактические номера римскими или арабскими цифрами изображали также на верхнем крыле.
Ближе к концу войны итальянцы отказались от окраски всего нижнего крыла «под флаг» и стали рисовать на нем обычные кокарды.
БЕЛЬГИЯ
Стандартное расположение опознавательных знаков на аэропланах бельгийских ВВС
Маленькая Бельгия в августе 1914 года оказалась первой страной, подвергшейся удару германских войск. В короткий срок немцы оккупировали большую часть страны, однако бельгийская армия не сложила оружия. Она продолжала сражаться с врагом на территории Франции вместе с французскими и британскими войсками. Именно в это время в составе бельгийской армии были созданы авиационные части, в основном оснащенные французскими истребителями и британскими разведывательными самолетами. Для облегчения идентификации этих машин в воздухе бельгийцы приняли французскую систему обозначения – круглые цветные кокарды на верхних и нижних поверхностях крыльев и цветные вертикальные полосы на рулях направления. От французских и английских бельгийские знаки отличались цветовой гаммой. Полосы на рулях направления и концентрические круги на крыльях имели красный, желтый и черный цвет.
СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ
Стандартное нанесение опознавательных знаков на аэропланах ВВС США
США стали последней страной, вступившей в 1-ю мировую войну; они присоединились в Антанте только в 1917 году, а первые американские авиаэскадрильи появились на фронте лишь весной 1918-го... Так как Соединенные Штаты долгое время оставались в стороне от войны и их военно-воздушные силы фактически не развивались, в авиации США просто отсутствовали истребители и бомбардировщики, способные участвовать в боях. Поэтому ВВС США спешно вооружились самолетами французского производства, заодно переняв у Франции и систему нанесения опознавательных знаков. Таким образом, опознавательные знаки на американских аэропланах представляли собой круглые цветные кокарды, нанесенные на верхние и нижние поверхности крыльев (на бортах кокарды, как и у французов, отсутствовали), и цветные вертикальные полосы на рулях направления. Расположение цветов на кокардах полностью повторяло расположение на русских опознавательных знаках – красно-сине-белые. Разница заключалась только в ширине полос: если у русских кокард радиус центрального (белого) круга был значительно больше ширины синей и красной обводок, то у американцев ширина всех кругов была одинакова. Еще одним опознавательным знаком американских машин стала белая звезда на синем фоне, нанесенная на шайбы колес аэроплана. Правда, официально этот знак в ВВС США не вводился, но он присутствовал на большинстве воевавших американских аэропланов – по желанию летавших на этих самолетов пилотов.
