Расскажу про место, где я родился и вырос. Находится оно в Костромской обл. и называется "пос. Октябрьский" или по-другому "ст. Брантовка".
[640x480]
Здание вокзала
В 1894 году столичная лесоторговая фирма «Брант и Компания» купила 43 тысячи десятин здешней земли. А в 1906 году была пущена в эксплуатацию Волго-Вятская железная дорога – доступ к Костромским лесам был открыт. На этой земле немец Брант в 1912 году построил маленький лесопильный заводик, рядом основал посёлок для рабочих, занятых на лесоразработках и производстве. Посёлок получил название Брантовка.
[640x480]
Вид с высоты птичьего полёта, фото сделано местным парапланеристом любителем Орловым Вячеславом Васильевичем.
Первая школа!
В 1937 году на улице Советской (район Старого завода) была открыта семилетняя школа, первым директором которой стал Соколов Михаил Иванович, учителем литературы - Виноградова Александра Ивановна, математику преподавал Хохлов Серафим Васильевич. Здание школы размещалось в бывшей двухэтажной конторе управления Бранта (фото старой школы найти не удалось). В это же время через дорогу в маленьком доме были открыты первые ясли – сад. По воспоминаниям Э.Р.Горлановой и её матери, в школе были тёмные, длинные коридоры и печное отопление. Наполняемость классов была большая: 30-40 человек.
[640x431]
Ясли-сад
В 1951 году при директоре Павле Дмитриевиче Бочине началось строительство нового здания школы, прежнее здание было аварийное. Однако ото всех скрывали, что на самом деле это здание - не для школы, а для госпиталя на случай «холодной войны».
[400x479]
П. Д. Бочин
В 1953 году строительство было завершено, и учащиеся переехали в новое здание с печным отоплением. В новую среднюю школу требовался директор с высшим образованием, а П. Д. Бочин его не имел, и ему пришлось уехать из Брантовки в д. Самылово. В Октябрьскую школу направляют нового молодого директора, бывшего военного моряка, имеющего высшее математическое образование - Чижова Сергея Александровича. Вместе с ним из Костромы в посёлок приезжают первые учителя с высшим образованием: Задворнова Галина Ивановна (математик), Генриетта Николаевна (литератор), Жданова Евгения Александровна (географ), Хрящева Тамара Викторовна (математик).
[640x434]
Новая школа
50-60 годы – это расцвет посёлка: численность населения была около 5 тысяч человек. Развивается социальная инфраструктура. В школе обучалось более 900 учеников – по 2-3 параллели классов, педагогический коллектив более 40 человек. Строится интернат для детей из окрестных деревень: Поломки, Фуфаек, Ушенихи, Бренихи, Ивановского (после закрытия начальной школы).
В 1963 году C.A.Чижова переводят в Кострому, исполняющим обязанности директора назначается учитель литературы Кудесова Александра Александровна.
[640x463]
Идёт урок
Развитие промышленности.
В этот период в поселке динамично развивалась промышленность. В 1930 г в посёлке Брантовка был организован "УЧЛЕСЗАГ", входивший в состав Нейского леспромхоза Ивановского треста "Ивдревтрест", который и положил начало образованию леспромхоза.
В 1931 году в поселке пущен в эксплуатацию нижний склад. Возникла острая необходимость обеспечения его сырьем. Для решения этой проблемы в 1932 году начинается строительство узкоколейной железной дороги. В первый год было построено 5 км дороги. В 1933 году началась эксплуатация УЖД. Появились первые паровозы. Лесорубы любовно прозвали паровоз "соловьем". По узкоколейной магистрали стали курсировать поезда, вывозя заготовленную древесину. Древесина вывозилась на платформах в сортиментах. Техники не было, погрузка велась, как тогда говорили, - "вплечевую".
В лесу стали появляться новые поселки: Шордик, Шордик 1, Шордик 2. Два последних поселка находились на ответвлениях УЖД, идущих от 18 км и 10 км магистрали. Позже, на месте бараков, в которых жили строители УЖД и лесозаготовители, стали появляться новые дома с большими квартирами. Поселки электрифицировались.
В 1936 году путевая рабочая Бойцова Мария Фёдоровна была непосредственным участником строительства УЖД от п. Дегтекурка, находящегося на 8 км УЖД до 1 Шордика, находящегося на 15 км магистрали. Она рассказывает, что строительство дороги происходило в течение всего года. В зимнее время жгли костры, оттаивали почву и возили балласт для насыпки земляного полотна на лошадях. Строительные бригады строили мосты через реки Пескуш, Кусь, Шордик.
В 1939 г. в честь 22 годовщины Октябрьской революции поселок Брантовка переименовывается в Октябрьский, мехлесопукт также стал называться Октябрьским.
В годы Великой Отечественной Войны строительство магистрали было приостановлено, но по имеющимся магистрали, веткам и усам вывозили лес.
В послевоенные годы строительство УЖД продолжалось. Ветеран узкоколейки Павел Алексеевич Екимов, который начал работать на ней в 1948 году в составе поездной бригады из 3-х человек, рассказывает, что УЖД была построена до 54 квартала, ее протяженность составляла 22 км. Паровозы топились дровами длиной 0.75 м. В 1950 г. приступили к вывозке леса хлыстами. Первые составы с хлыстами вели машинисты П.А.Екимов, C.А.Белоглазов, А.К.Кокорин. Норма вывозки в то время была по 6 сцепов на паровоз, но с 1 Шордика водили и по 10 сцепов. Хлысты на сцепы грузили тракторами, лебедками Л-19, Л-20 и парокранами.
В начале 50-х годов отстроится поселок Поломка на 24 км УЖД.
В 1951 году протяженность УЖД составила 40 км. В это время в леспромхозе было 8 паровозов. В 1953 году объем вывозки Поломским мастерским участком составил 140 тыс. м3 древесины.
В это время строилось много усов и веток. На строительстве усов работала Любовь Павловна Смирнова. Она рассказывает, что 3-х метровую тесанную шпалу заготовляли сами. Возили ее в вагонетке. Бригада на строительстве усов была из 5 человек. Основной инструмент - лом лапчатый, вага (
длинный шест, рычаг для поднятия тяжестей), молотки да шаблон. Их бригаду часто посылали грузить балласт для строительства магистрали. Балласт грузили и разгружали лопатами и только в 1958 году для разгрузки балласта с платформы приспособили плуг. Платформа закреплялась, а плуг тащили паровозом.
[448x330]
Строительство узкоколейки
В 1959 году Леонид Павлович Маслов работал на лебедке, на погрузке сцепов. Он грузил по 4 сцепа за смену, т.е по 72-73 кубометра! Это - полторы нормы. Поломский мастерский участок отгружал тогда 145 тыс. кубометров древесины в год.
В 1961 году появились в леспромхозе импортные и отечественные мотовозы. Они использовались на выводке груза.
В 1962 году леспромхоз имел 7 погрузочных кранов, 80 сцепов, 6 мотовозов и 11 паровозов. В 1965 году появились тепловозы.
В 1969 году был построен мост через реку Монза. Велась разрубка и корчевка трассы, строительство железнодорожного пути. На корчевке работал бульдозерист
Иван Артемьевич Скрипкин. На 50 км пути произошло соединение Октябрьской и Кологривской УЖД.
В состав Октябрьского леспромхоза вошел Аверьяновский лесопункт, ранее бывший в составе Кологривского леспромхоза. Протяженность УЖД увеличилась до 72 км. На этом строительство магистрали было закончено. К 1975 году было построено 30 км веток, 25 км усов, 16 км станционных путей. На всей эксплуатационной длине УЖД было построено 14 мостов, 56 лотков. В леспромхозе в наличии имелась следующая техника: 8 тепловозов ТУ-4, ТУ-6, ТУ-7, 5 мотовозов МД-54, сцепов - 168 шт., платформ - 57 шт., 10 пассажирских вагонов, СРП-2 - 3 шт.; 1 снегоочиститель; 8 погрузчиков марок П-19, ПЛ-2. Объемы заготовки и вывозки древесины возрастали и к 1976 г. достигли 214 тыс. м3 за год.
В 70-е годы капитальный ремонт УЖД производился строительными колоннами в составе 10-12 человек. Средний и текущий ремонт производился силами ремонтных путевых бригад. Разрубка и корчевка трасс под ветки УЖД производилась бригадами в составе 3-х человек, входящих в распоряжение лесопунктов: Поломского и Аверьяновского.
[448x303]
Состав с лесом
В 1980 году в леспромхозе появились автомобили на вывозке древесины. Объемы вывозки по УЖД стали снижаться.
В 1981 году началась замена рельс Р-18 на Р-24 на магистрали. Этой работой руководил мастер по содержанию пути Маслов Василий Павлович.
В 1983 году упраздняются рабочие места обходчиков, стрелочников
В 1987 году объем вывозки древесины по УЖД сокращается до 70 тыс. м3, в год, преимущество отдается автовывозке, объем которой достигает 77 тыс. м3 в год.
[640x384]
Депо по обслуживанию ж/д транспорта
В начале 90-х годов УЖД в общем объеме вывозки занимала 1/3 часть. К середине 90-х годов объемы производства стали резко снижаться, в 1996 году было вывезено за год 30 тыс. м3 древесины, в т.ч. тепловозами 2 тыс. м3 . В леспромхозе не хватает средств на содержание УЖД , тепловозный и вагонный парк не обновляются.
В 1997 году леспромхоз отказывается от лесфонда в Кологривском лесхозе. Ликвидируется мастерский участок Монзенский еще ранее.
С 1998 года наметился некоторый рост производства. К этому времени эксплуатационная длина УЖД сократилась до 40 км. В наличии имеется ТУ-8 - 2 шт., ТУ-6 - 1. Помимо вывозки древесины, по УЖД осуществляются пассажирские перевозки до п. Поломка. По ускоколейке также доставляются продукты питания и товары первой необходимости.
[448x300]
Состав с грузовыми вагонами
[640x443]
Развитие и ремонт узкой колеи производился спецстройотрядами
[640x420]
Октябрьский леспромхоз
[640x409]
Жизнь на производстве идёт полным ходом
[640x419]
Посёлок продолжает развиваться и строиться, строят новый детский сад
[640x367]
Идёт полным ходом строительство новой больницы
[640x402]
Был построен клуб для отдыха, проведения собраний и мероприятий
Наше время!
И вот пришло наше время, пришло, можно сказать, мгновенно, - как будто ты спал и проснулся в другом измерении. Чиновникам, начальникам и управляющим предоставилась возможность всё приватизировать и продать. А это - хорошая возможность для безнаказанного воровства и обогащения. Они забыли о людях, которые всё это строили, которые тут работали и жили.
Возьмём, к примеру, узкоколейную дорогу. Это - 50 км рельсов, (тонны железа) которые стоят не малых денег. Почему бы не заработать? Вот и пустили слух, что пассажирские перевозки прекращаются из-за их дороговизны, продукты также возить не будут. И люди, которые жили в лесном посёлке Поломка, испугались, спешно стали собирать и вывозить всё нажитое имущество. Никто жителям Поломки не подсказал, что местные власти должны предоставить им жильё. Они покупали его сами на свои накопленные годами средства. Это было уже в двухтысячные годы. Люди страдали, каждый испытывал стресс, были и те, кто всего этого не пережил. В итоге посёлок Поломка опустел, там стоят новые дома, но не осталось жителей.
[640x436]
Тут совсем недавно была узкоколейка
Пострадал и весь леспромхоз. Его несколько раз перепродавали в целях обогащения, в целях набивания своих кошельков. А людей никто не спрашивал - они были всего лишь рабочей силой, как им жить дальше - никого не волновало!
[640x480]
Бывший хлебозавод
[640x480]
Здание, в котором производили переработку древесины
[640x480]
Развалившаяся пожарная часть.
[640x480]
Бывшее депо по обслуживанию ж/д транспорта
[640x480]
А тут даже зимой по узкоколейной железной дороге осуществлялась перевозка леса и людей
[640x480]
Брантовка умирает!
Площадь пос. Октябрьский равна 588 гектаров, не малая! Вот и разваливается когда-то цветущий посёлок. В душе теплится надежда, что правительство одумается и вновь наступит период развития глубинки. Ведь на примере своего посёлка я хочу показать, как разваливается страна, как разваливаются деревни.
[640x480]
Сельская администрация
[640x480]
Здание школы
[640x480]
Общежитие развалилось, а вернее будет сказать - его разворовали...
[640x480]
[640x480]
[640x480]
Бывшая почта, когда-то здесь постоянно толпились люди.
[640x480]
Опустел и развалился
[640x480]
И этому участь либо сгнить, либо сгореть.
[640x480]
[640x480]
Детский садик
[640x480]
Руины... А когда-то на этом месте была оживлённая улица.
[640x480]
Клуб ещё сохранился, но кино уже не показывают
[640x480]
Бывший магазин
[640x480]
ул.Культуры
Лишь природа способна самостоятельно жить и возрождаться!
[600x450]
[600x450]
Ёлочки пушистые
[600x450]
[360x480]
[360x480]
В лесу родилась ёлочка!
[640x480]
[640x480]
[360x480]
[640x480]
[600x450]
[600x450]
Надежда умирает последней...