Это цитата сообщения
Ipola Оригинальное сообщениеНачало зимы ~ Пейзажи Вельца Ивана Августовича
[показать]
Зимы холодное и ясное начало
Сегодня в дверь мою три раза простучало.
Я вышел в поле. Острый, как металл,
Мне зимний воздух сердце спеленал,
Но я вздохнул и, разгибая спину,
Легко сбежал с пригорка на равнину,
Сбежал и вздрогнул: речки страшный лик
Вдруг глянул на меня и в сердце мне проник.
Заковывая холодом природу,
Зима идет и руки тянет в воду.
Река дрожит и, чуя смертный час,
Уже открыть не может томных глаз,
И все ее беспомощное тело
Вдруг страшно вытянулось и оцепенело
И, еле двигая свинцовою волной,
Теперь лежит и бьется головой.
Я наблюдал, как речка умирала,
Не день, не два, но только в этот миг,
Когда она от боли застонала,
В ее сознанье, кажется, проник.
В печальный час, когда исчезла сила,
Когда вокруг не стало никого,
Природа в речке нам изобразила
Скользящий мир сознанья своего.
И уходящий трепет размышленья
Я, кажется, прочел в глухом ее томленье,
И в выраженье волн предсмертные черты
Вдруг уловил. И если знаешь ты,
Как смотрят люди в день своей кончины,
Ты взгляд реки поймешь. Уже до середины
Смертельно почерневшая вода
Чешуйками подергивалась льда.
И я стоял у каменной глазницы,
Ловил на ней последний отблеск дня.
Огромные внимательные птицы
Смотрели с елки прямо на меня.
И я ушел. И ночь уже спустилась.
Крутился ветер, падая в трубу.
И речка, вероятно, еле билась,
Затвердевая в каменном гробу.
Николай Заболоцкий
1.
[показать]
2.
[показать]
3.
[показать]
Вельц Иван Августович родился в селе Софьино Самарской губернии в 1866 г. Умер в Ленинграде в 1926 г.
Австриец, принявший русское подданство в 1889 г. Учился в Академии художеств у М.К. Клодта. Его специальностью всегда был пейзаж. Был членом «Петроградского общества художников» и «Общества Куинджи».
Художнику, годы становления мастерства которого приходились на последние десятилетия XIX века, было совсем непросто, ибо он становился современником многих блестящих отечественных живописцев. И для того, чтобы найти свое место в шагающем вперед русском искусстве, требовались и большой талант, и немалая целеустремленность.
И то, и другое были у Ивана Августовича Вельца. Во время обучения проявил способности к пейзажной живописи и потому "ходил весь в медалях", серебряных и к концу обучения золотых.
Получив в 1891 году большую золотую медаль за Вид на имение Тентетникова, И. Вельц в звании классного художника первой степени отбывает в командировочную поездку за границу — Императорская Академия художеств неукоснительно соблюдала свой устав.
Работы И.А. Вельца стали широко известными со времен его обучения в Академии. Он использовал свои летние поездки в Крым, по окрестностям Петербурга, чтобы представить на академические выставки воплощенные в красках красивые уголки природы, останавливавшие взгляд молодого живописца: Ранняя весна, Пасмурная погода, Восход солнца в Крымских горах, Ночь в Петербурге, Парк в Крыму, В Ялте, Деревня Гурзуф, Деревня Кокоз в Крыму. Эти и многие подобные частицы воплощенной красоты разъезжались после выставок по частным коллекциям многих городов России.