 [283x105]Сегодня в эпоху компьютерных технологий, когда каждый ребенок умеет печатать на клавиатуре и  делает это намного аккуратнее и быстрее, чем прописью, кажется, исчезла необходимость в каллиграфическом письме. Но неужели каллиграфия – искусство прошлого? Каждый день креативщики ищут новые шрифты, оригинальные иконки, создают необычные логотипы и подбирают изображения, чтобы сделать сайт еще более интересным. Сейчас каллиграфия становится новым и очень продуктивным оружием веб-дизайнеров, а вдохновение таится в старинных книгах о каллиграфическом письме и каллиграфических рисунках.
 [283x105]Сегодня в эпоху компьютерных технологий, когда каждый ребенок умеет печатать на клавиатуре и  делает это намного аккуратнее и быстрее, чем прописью, кажется, исчезла необходимость в каллиграфическом письме. Но неужели каллиграфия – искусство прошлого? Каждый день креативщики ищут новые шрифты, оригинальные иконки, создают необычные логотипы и подбирают изображения, чтобы сделать сайт еще более интересным. Сейчас каллиграфия становится новым и очень продуктивным оружием веб-дизайнеров, а вдохновение таится в старинных книгах о каллиграфическом письме и каллиграфических рисунках.
Для начала немного с истории. Первые образцы каллиграфического письма можно найти у древних шумеров в 4 тысячелетии до нашей эры. Такое каллиграфическое письмо назвали клиноподобным. Писали древние шумеры на влажной глине заостренной палочкой (стилосом). В это же время развивается и система египетского иероглифического письма и, соответственно, каллиграфии.
Истоки европейской каллиграфии – греко-римское письмо. Разработанные в античности правила каллиграфического письма действуют и ныне. Значительный толчок в развитии каллиграфии дало христианство. До появления Гуттенберга и его печатного станка, все книги писались вручную. Особого искусства требовала перепись Библии – красивое, аккуратное письмо, интересные заглавные буквы. Наибольшего расцвета каллиграфия достигла на территории Шотландии и Ирландии в VII-IX веках. Ирландские и шотландские монахи создавали иллюминированные рукописи, украшенные миниатюрами и орнаментами (Евангелие из Линдисфарна, Келлская книга и другие).
Первыми каллиграфами на славянской арене можно по праву называть братьев Кирилла и Мефодия, и причудливые глаголические буквы.
А вот на Востоке каллиграфия превратилась в настоящее искусство, которое живо и ныне в Китае, Японии, Кореи. В этих восточных странах каллиграфия оказала колоссальное влияние на живопись (техника суми-э в Японии и Китае). Совсем другая история у арабского письма, ведь они пишут справа налево.
С появлением книгопечатанья каллиграфическое письмо оставалось по-прежнему популярным, но использовалось в первую очередь как элемент оформления. Каллиграфия стала частью изобразительного искусства – от рукописных надписей на открытках до оформления афиш для театральных постановок и кино-премьер. Классическая каллиграфия (в начальном значении этого слова – умение красиво писать обычный текст) постепенно трансформируется в искусство экспрессивного и гармоничного письма. Ключевым становится индивидуальный стиль письма и «рука». Чем ажурнее, необычнее письмо – тем лучше. Именно такое письмо наиболее востребовано в графическом дизайне.
В искусстве, которое в английском языке приобрело название Penmanship, каллиграфисту требовалась ручка, чернило, бумага и годы постоянной практики. Но, предыдущие поколения изобрели настоящее искусство – различные надписи постепенно перетекали в рисунки. Цель искусства – сделать длинное ровное непрерывающиеся движение в одном стиле. Движения каллиграфиста должны быть скоординированы и, в конечном счете, инерция письма (обыкновенно переход в длинную ровную спираль) постепенно образовывала рисунок. Цель хорошего художника-каллиграфиста – сделать надпись или рисунок по возможности одним непрерывным движением. Расцвет Penmanworkship начался в средине XIX века, а наиболее востребованным это искусство стало в начале XX века. Разнообразные надписи и рисунки украшали обложки книг, заменяли иллюстрации к книгам, красовались на афишах и брошюрах, венчали открытки и приглашения.
Больше всех прославились американские мастера. Платт Роджерс Спенсер (1800-1864) даже назван «отцом американского каллиграфического письма». О своем стиле письма Спенсер написал книги Spencer and Rice’s System of Business and Ladies’ Penmanship (1848) и The Spencerian Key to Practical Penmanship(1866). После публикации этих книг каллиграфический стиль Спенсера (легкий, удобный и вместе с тем элегантный) стал настолько популярен, что в американских школах учащихся обучали письму Spencerian Script вплоть до 1920-х годов. Отметим, что этим же стилем написан и логотип «Coca-Cola».
Чтобы открыть для себя это искусство стоит поискать старинные книги и пособия. Представляем вашему вниманию подборку работ известных в прошлом пенврайтеров, а также интересные оригинальные рисунки, авторы которых, к сожалению, остались неизвестными.
Clinton H. Clark
Eliseo Carlos Enriquez
Edwin Brown
Francis B. Courtney
G. A. Gaskell
L. H. Hausam
Henry P. Behrensmeyer
Работы других авторов-каллиграфистов: